Природно-климатические факторы, влияющие на принятие архитектурно-дизайнерских решений. Условия, влияющие на создание архитектурного произведения Цвет и цветопередача

Источник задания: Решение 5450. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

5) В. М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приёмы были им применены в работе над историческими картинами.

Решение.

В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных челах предложения.

1. Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное.

1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир. Простое.

2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы. Простое.

3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Простое.

4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине. Простое.

5) В. М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приёмы были им применены в работе над историческими картинами. Сложное.

2. Определим постановку запятых в сложных предложениях. Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не имеют общий второстепенный член.

5) В. М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику (,) и впоследствии некоторые её приёмы были им применены в работе над историческими картинами. Сложное, общего второстепенного члена нет, нужна запятая на границе предложений. ОДНА запятая.

3. Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и т.д.).

1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий (,) так и на планировку квартир. – Однородные дополнения соединены сложным союзом (как … , так и…). как на архитектуру, так и на планировку. ОДНА запятая.

2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование (,) так и высококвалифицированные рабочие (,) как инженерно-технические кадры (,) так и экспериментальные заводы. – Однородные подлежащие соединены сложными союзами «как, так и» (как оборудование, так и рабочие, как кадры, так и заводы» ТРИ запятые.

3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Однородные обстоятельства соединены союзом «или» (веса или размеров). Запятая не нужна.

4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине. Однородные обстоятельства соединены союзом «и» (экскурсий и обследований), однородные обстоятельства соединены союзом «и» (областях и районах), другая пара однородных подлежащие тоже соединены союзом «и» (наблюдение и сбор). Между собой пары неоднородны, запятая не нужна.

4. Выписываем цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ответ записываем цифрами без пробелов и запятых, в любом порядке.

А 21
месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша.
Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.
1) 3 ,4
2) 1 ,2
3) 1
4) 3
Укажите предложение, в котором нужно поставить
А22
одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
г
1) Климатические условия региона влияют как на
архитектуру зданий так и на планировку квартир.
2) Для разработки новых образцов техники нужны
как оборудование так и высококвалифицирован­
ные рабочие как инженерно-технические кадры
так и экспериментальные заводы.
3) Продукцию многих машиностроительных комби­
натов сложно транспортировать из-за большого
веса или крупных размеров.
4) Во время ботанических экскурсий и обследований
во многих областях и районах велись наблюдения
и сбор информации об использовании растений в
народной медицине.
Как объяснить постановку двоеточия в приведённом
А23
ниже предложении?
Пластинчато-чешуйчатое защитное снаряжение рус­
ских воинов было массово распространено в XTV веке:
его изготовление было более простым, чем изготовле­
ние кольчатого покрытия, и оно было более надёжным.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения
указывает на время совершения того, о чём гово­
рится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными
членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения
противопоставлена по содержанию первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения
указывает на причину того, о чём говорится в пер­
вой части.
208

Д24
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
Банковский кредит - выдаваемая на какой-либо
срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен
расход (4) на определённую потребность.
1) 1
2) 2
3)
1,3
4)
2 ,4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
А25
на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял
накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время
как он полно и однообразно шумел по саду вокруг
дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой
свежестью мокрой зелени.
1) 2 ,4
2)
1 ,4
3)
1 , 2 , 3 , 4 4)
1, 2
В каком предложении придаточную часть сложнопод­
А26
чинённого предложения нельзя заменить обособленным
определением, выраженным причастным оборотом?
1) В 1903 году, незадолго до смерти, Чехов написал
пьесу «Вишнёвый сад», которая стала его послед­
ним творением.
2) Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, с
первого взгляда казалась прекрасно убранной.
3) В пьесах Гоголя не герой управляет сюжетом, а
сюжет, который развивается по логике азартной
игры, «несёт» героя.
4) Тютчев, который стал крупнейшим представите­
лем русской философской лирики, в одиннадцать
лет написал своё первое стихотворение.
209

A l l
Прочитайте текст
Желание человека подняться в воздушное пространство и пе­
редвигаться в нём как идея существует очень давно. Основную

роль в возникновении подобного желания и в первых попытках
его осуществления сыграло существование на земле птиц и
летающих насекомых. Возможность подняться в воздух , воз­
можность двигаться в воздушном океане без точки опоры на
земле, естественно , казалась человеку осуществимой лишь при
условии , что он овладеет теми же приспособлениями для по-
лёта, которыми располагает птица. ____________
В каком из приведённых ниже предложений верно передана
главная информация, содержащаяся в тексте?
1)
Основную роль в возникновении желания человека
летать сыграли летающ ие насекомые.
2)
М ечта человека передвигаться по воздуху существует
очень давно, и люди делали всё возможное для её
осуществления.
3)
Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки
опоры.
4)
М ечта летать казалась человеку осуществимой только
при условии овладения теми приспособлениями для
полёта, что есть у птицы.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30;
_________ В1-В8; С1. ________
(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч
метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую
спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И
белую даль, словно накрахмаленная больничная просты ня... (5)Я
всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.
(6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя м но­
го лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв
равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине... : мне кажется
непостижимой и странной вся наш а жизнь, особенно если пыта­
ешься её понять.
(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычно­
му другу Серёжке Леонтьеву. (9)М ы пошли рыбачить за триде­
вять земель на старый, обмелевший пруд. (10)М не вдруг приспи-
210

Страница 8 из 11

УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЗДАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

После общих замечаний, которые должны нас ввести в круг главных архитектурных проблем, познакомимся детальнее с терминологией архитектуры, с ее техническими и стилистическими элементами. Примем тот порядок изложения, который определяется последовательным возникновением произведения архитектуры.

Прежде чем архитектор приступает к разработке плана будущего здания, он должен познакомиться со строительной площадью, так как та ситуация, в которую должно вступить будущее здание, во многих отношениях заранее предопределяет направление и цель архитектурного замысла. Особенно тесная связь между естественной ситуацией и замыслом архитектора проявляется на ранних ступенях развития архитектуры. С течением же времени архитекторы научаются все более радикально противодействовать требованиям природы. Кроме того, история искусства свидетельствует, что есть эпохи и стили, которые склонны более считаться с материальными условиями ситуации (барокко), и другие эпохи, которые часто стремятся проводить свои архитектурные идеи наперекор требованиям натуры (Ренессанс).

Какие же требования может предъявлять архитектору ситуация? Прежде всего, это окружающая природа, тот пейзаж, тот рельеф почвы, в который надлежит вкомпоновать архитектуру: замок на горе, естественно, будет отличаться другим характером, чем замок на берегу озера. Во-вторых, строитель должен считаться с тем архитектурным окружением, которое ожидает его постройку: в перспективе тесно застроенной улицы здание неизбежно должно получить другую форму, чем в свободно расположенной группе домов. Далее, знакомясь со строительной площадью, архитектор, естественно, примет во внимание качество самой почвы, на которой он собирается строить. Для плохого грунта (торф, наносный песок) не годятся те фундаменты, которые приспособлены для хорошего грунта (камень, песок, сухая глина, гравий). При сырой почве человек стремится поднять свое жилище над водой: строения на сваях, возвышающиеся над уровнем озера, были распространены в эпоху неолита и теперь еще часто применяются в некоторых странах и особенно в приморских городах (Индокитай, Венеция).

Вообще жилище, выстроенное из дерева, всегда стремились по возможности изолировать от земли, так как дерево, хорошо сохраняющееся в воде, гниет в сырой почве. Жилища горцев – деревянные срубы, поставленные на каменные глыбы, – и теперь еще сохраняют традиции старинного деревянного зодчества. Из рассказов греческого писателя Павсания мы знаем, что в одном из древнейших греческих храмов – храме Геры в Олимпии – колонны были первоначально из дерева и что они опирались на каменные базы и каменный фундамент. Раскопки в Микенах подий ), на котором возвышались храмы этрусков , выстроенные из дерева. Впоследствии римляне заимствовали подий у этрусков как чисто декоративный мотив для каменных построек. С этой точки зрения интересно сравнить архитектуру готики и Ренессанса. Обычно принято противопоставлять строгое чутье симметрии у архитекторов Ренессанса как бы беспорядочной, живописно произвольной композиции в средневековой архитектуре. Не следует ли, однако, искать этому контрасту другое объяснение? Архитектор Ренессанса исходил в своей композиции из заранее намеченной геометрической схемы, которой он стремился подчинить природные условия; готический архитектор, напротив, подчинял свою композицию требованиям естественной ситуации. Поэтому, когда ему приходилось иметь дело с ровной почвой, он мог создавать и строго симметричную композицию. и в святилищах Древней Греции вполне подтверждают свидетельства античных писателей. Того же самого происхождения высокое подножие (так называемый

Еще более радикальное влияние, чем рельеф почвы, могут оказывать на архитектурное творчество условия климата. Уже отмечались некоторые особенности этого воздействия при характеристике проблемы покрытия. Здесь может идти речь о различии температуры, о яркости света и теплоте солнечных лучей, о степени сырости и силе ветра. Влияние климата сказывается, прежде всего, в ориентации зданий и в планировке городов.

В северных странах ориентация, разумеется, подсказана слабостью солнечных лучей и короткостью дня. Поэтому на севере господствуют ориентация на юг и тенденция к возможно более широким улицам. Огромная ширина улиц в Петербурге, которая вместе с тем определяет чрезвычайно крупный масштаб его монументов, вызвана именно желанием дать солнечным лучам возможно более свободный доступ. Напротив, жители юга стремятся избежать слишком горячего солнца. Поэтому, например, римский теоретик архитектуры Ветрувий не советовал располагать комнаты на юг или запад. Поэтому же улицы южного города часто поражают северян своей узостью и редко бывают ориентированы с севера на юг. Для южных городов характерно также обилие портиков и крытых галерей , окаймляющих улицы. В позднеантичных городах – Милете, Эфесе, Антиохии – портиками были окружены все главные площади. Из итальянских городов Болонья еще и теперь сохранила крытые галереи вдоль всех главных улиц.

Теми же требованиями климата объясняется также план частного жилища на востоке и на юге. На улицу выходят замкнутые стены без окон, главные же помещения расположены вокруг внутреннего двора. В Древнем Риме главная комната с очагом получала свет из центрального отверстия в крыше, а так как балки, ограничивающие это отверстие, чернели от дыма очага, комната получила название черной – атриум (от греч. – atrium). В Греции эпохи эллинизма помещения жилого дома комбинировались вокруг так называемого перистиля – открытого дворика, со всех сторон окруженного колоннадой. Напротив, в полосе умеренного климата проблема обычно несколько усложнялась: обитатели стремились зимой пользоваться южным теплом, а летом искали убежища в свежести севера. Именно такое распределение жилищ по сезонам часто можно встретить во французских дворцах ХVII и ХVIII веков, например, в Лувре.

Не только солнце, но и ветер может определять ориентацию здания: хижина рыбака прячется под укрытие дюн, жилища горцев лепятся на южных или восточных склонах гор. Что же касается осадков, то мы уже видели, какое радикальное воздействие они оказывают на характер покрытия здания. Познакомимся еще с некоторыми вариантами этого воздействия.

В странах с очень обильными осадками преобладают двускатные крыши, причем в странах с особенно бурными, проливными дождями скаты крыш или делаются очень высокими и отвесными, или же сопровождаются специфическим изломом, который препятствует соскальзыванию крышных черепиц (китайской крыши). По той же причине в северных странах башня церкви часто завершается высоким шпилем . Климатическая, а следовательно, и архитектурная ситуация может, однако, значительно изменяться в странах с обильными снегопадами. Если дождю стремятся предоставить возможно быстрые стоки, то снег, напротив, следует задерживать, так как его резкое падение может быть опасно и, кроме того, снежные массы предохраняют здание от холода. Поэтому в горных странах жилые дома имеют обычно широкие крыши с пологими скатами и иногда с надломом, отбрасывающим снег далеко от стен дома. Интересно в этом смысле проследить за вариацией куполов в русском церковном зодчестве: на юге (Киев) распространены заимствованные у Византии полукруглые купола; чем дальше на север (Псков и Новгород), в снежные края, тем заметнее становятся изгиб и заострение купола. Само собой разумеется, что климатические условия сказываются и на профилировании карнизов. В дождливых местностях карнизы обычно сильно выступают вперед, чтобы препятствовать стеканию воды по стенам. Особенно остроумно скомбинирован готический желоб: верхний выступ карниза разбивает стекающую воду, под ним помещена выемка, которая мешает каплям стекать по стене и заставляет их падать.

Количество и форма окон точно так же в значительной степени зависят от климата. В Голландии, где температура не бывает очень низкой, но где редок солнечный луч, окна занимают очень большую площадь. В странах, где недостаток света сочетается с холодной температурой (скандинавские страны, Россия), распространены двойные окна, препятствующие тяге воздуха и понижению температуры. Вместе с тем величина и число окон уменьшаются в странах, где обилие снега содействует яркости отраженного света – во всей альпийской зоне, от Франции до Черного моря, окна в жилых домах использованы очень экономно.

На юге окна обычно редко размещены, чтобы воспрепятствовать проникновению жары в помещение. Интересно сравнить два монументальных здания эпохи Ренессанса, аналогичных по своему назначению – Лувр в Париже и так называемое палаццо Канчеллярии в Риме. В римском дворце окна занимают 12 процентов всей площади фасада, в Лувре же – 21 процент; вышина окон в отношении к общей вышине здания в Канчеллярии составляет 35, а в Лувре – 54 процента. В значительной степени теми же самыми причинами объясняются те перевоплощения, которые готический стиль испытал в разных странах Европы. В Италии, например, готика получила очень слабое развитие. Отчасти это объясняется тем противодействием, которое готической системе оказали местные, античные традиции, но, быть может, еще более важную роль здесь сыграли климатические условия Италии. Стрельчатая арка, составляющая главную конструктивную основу готического стиля, обладает тем преимуществом, что перекладывает всю тяжесть сводов со стен на столбы, а это, в свою очередь, позволяет делать стены более легкими и открывать в них обширные отверстия, заполняемые готическими цветными витражами. Поэтому некоторые французские капеллы готического стиля представляют собой совершенно прозрачные, сквозные павильоны, стеклянные клетки, например средневековая усыпальница французских королей Сен-Шапель. Под итальянским небом не могла возникнуть потребность в таком обилии света, а, следовательно, и стрельчатая арка не могла завоевать широкой популярности: стены итальянских церквей в эпоху готики отличаются массивностью, окон немного, и они обычно небольшого размера; столбы, подпирающие своды, расставлены редко – вместо динамики линий, непрерывного устремления вверх получается спокойное и свободное развертывание пространства в ширину.

Отметим, наконец, влияние климата на развитие полихромии в архитектуре. Нет сомнения, что применение цветных материалов в архитектуре и раскраска зданий процветают в странах с ярким солнцем, с обилием света, то есть на юге: об этом свидетельствует, например, яркая раскраска древнегреческих храмов, пестрая полихромия арабской и мавританской архитектуры. Но не забудем и еще одного климатического фактора, который столь же способствует развитию полихромии, как и яркое солнце: в странах, с обильно выпадающим снегом мы встретимся с той же тенденцией к пестрой раскраске здания, как это происходит в России, Польше, Швейцарии.

УДКУДК (083,74)

Ломакин И.А.

Студент

2 курс, факультет «Художественно-графический»

Курский государственный университет

Россия, г. Курск

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

К климатическим элементам относят: влажность воздуха, температуру, осадки, ветер, солнечную радиацию, осадки. Климатическую характеристику территории, города позволяют составить относительная влажность воздуха, температура, ветер. Максимальные значения основных климатических факторов дают возможность составить характеристику климата. При этом критические значения разных климатических факторов функционально взаимосвязаны. Можно выявить специфику климата, обладая знанием критериальных значений элементов. Также можно найти степень отклонения элементов от комфортных условий, сформулировать комплекс требований подлежащих учету при проектировании придомовой территории, застройки, зданий.

Перегрев помещений возможен при температуре воздуха свыше 21 °С. Это явление в частности проявляется при наличии изоляции (облучения прямыми солнечными лучами). Перегрев организма человека начинается при температуре воздуха свыше 28 °С. В таких условиях необходима защита от солнца, а также движение воздуха как в помещении, так и на территории городской застройки.

Необходимо учесть совместное воздействие на человека ветра и температуры. В переходные сезоны года при температуре наружного воздуха близкой к 0°С и относительной влажность более 70% и более существует необходимость в защите пешехода от ветра. Защита желательна также при температуре до -15°С зимой.

Защита необходимо при соответствиях:

Температура воздуха, °С

15…-20

20…-25

25…-30

30…-35

ниже -35

Скорость ветра, м/с

До 3,5

Активная защита пешехода необходима при температурах ниже -35 °С (крытые утепленные переходы). При скорости ветра более 5 м/с и наличии отрицательной температуры на улице происходит резкое усиление охлаждений зданий (на12-15%) и человека. Перенос песка и снега начинается при скорости ветра 6 м/с. В таких условиях необходима защита жилых территорий городов. При скорости ветра свыше 12 м/с происходят механические повреждения элементов зданий.

Неблагоприятным условием для человека является влажность воздуха менее 30% и более 70%. Благоприятным фактором является влажность воздуха находящаяся в промежутке 30-70%(в зависимости от температуры).

При проектировании высотных зданий необходим особый учет параметров ветра. Такое отношение к этому критерию возникает из-за необходимости обеспечить устойчивость зданий под воздействием ветровых нагрузок, возрастающих с высотой. Также, чем выше здание, тем сильнее ветровые завихрения у стен. Сильные потоки ветра обтекают объем, а часть их них опускается вниз и обрушивается на пешеходов, находящихся в близи здания.

На рис. 1 дана характеристика температуры и ветра, совместное воздействие которых необходимо учитывать при формировании внешней среды города.

Большую важность имеет сочетание относительной влажности воздуха и температуры. В жаркую погоду возникает необходимость в том, чтобы высокая влажность не мешала человеку отдавать излишки тепла, которое накапливается в организме при этих условиях, во внешнюю среду. Если эта необходимость не реализуется, то у человека может возникнуть тепловой удар. Из графика температурно-влажностного режима (рис. 2) следует, что для сохранения комфортных условий в летнее время при возрастании температуры от 18°С до 28°С необходимо, чтобы относительная влажность воздуха снижалась до уровня 30-50%.

Рис. 1. Комплексное воздействие температуры и ветра на здания и человека во внешней среде


Рис. 2. График температурно-влажностного режима в теплый период года

Воспользовавшись приведенными графиками и выявленными зависимостями, грамотный архитектор принимает правильные решения для обеспечения комфорта в жилой среде.

Список использованной литературы:

1. Архитектурная физика: Учеб. для вузов, Спец. А-87 «Архитектура» / Под ред. Н. В.Оболенского. – М.: Стройиздат, 1997. – 448 с.: ил.

2. Город, архитектура, человек и климат / Мягков М. С., Губернский Ю. Д., Конова Л. И., Лицкевич В. К. Под ред. к. т.н. М. С.Мягкова, – М.: «Архитектура-С», 2007. – 344 с.;ил.

3. Лицкевич В. К. Жилище и климат. – М.: Стройиздат, 1984. – 288 с.; ил.

4. СНиП, * Строительная климатология. М. 2000.

5. СНиП 2.01.01.-82. Строительная климатология и геофизика. М. 1983.

6. Руководство по строительной климатологии (пособие по проектированию). – М.: Стройиздат, 1977.

8. Аронин Д. Климат и архитектура М., Госстройиздат, 1959.

На территории нашей страны здания и сооружения подвергаются комплексу климатических воздействий в различных сочетаниях и различной интенсивности.

Строительная климатология- наука, раскрывающая связи между климатическими условиями и архитектурой зданий и градостроительных образований.

Основная задача строительной климатологии - обоснование целесообразности решений планировки городской застройки, выбор типов зданий и ограждающих конструкций с учетом климатических особенностей района строительства.

Правильный выбор размеров и формы помещений зависит от ряда факторов, среди которых особое место занимает воздушная среда, характеристики которой зависят от климатических условий и места строительства.

На протяжении тысячелетий архитекторам было известно, что города и здания следует проектировать и строить в соответствии с климатом, а ширину улиц, высоту зданий и размеры окон - выбирать с учетом ориентации и глубины помещений. Необходимо бережно и композиционно оправдано вписывать здания и сооружения в природу.

Как показывает практика, все архитектурные и градостроительные шедевры создавались с учетом этих вечных истин.

В южных сухих районах города всегда имели характер «самозатеняющихся структур», а здания - своеобразных «термосов» с массивными стенами, замкнутой компактной планировкой и редкими небольшими окнами.

Для влажных южных районов, наоборот, характерными чертами являются: открытая планировка, хорошо проветриваемые городские пространства, легкие «дышащие» стены зданий и большие световые проемы.

Южные районы характеризуются значительным количеством солнечных дней в году, очень высокой радиацией и контрастностью освещения. Все эти факторы предопределяют специфический характер тонкой архитектурной пластики и большую насыщенность цветовых соотношений элементов и деталей зданий.

В северных и большинстве центральных районах наблюдается преимущественно облачное небо, которое обуславливает крупную пластику стен и деталей и пастельные цветовые решения фасадов зданий и сооружений.

Без учета вышеизложенных истин нельзя обеспечить в зданиях необходимый комфорт при минимальных затратах на эксплуатацию зданий. Особенно это становится важным в век энергетического кризиса и всемерной экономии энергетических ресурсов. Только рациональное проектирование городов, агропромышленных комплексов и жилой застройки с учетом климатических условий, ориентации по сторонам горизонта, применения оптимальных размеров и пропорций световых проемов, а также солнцезащитных устройств обеспечивает значительную экономию материальных и финансовых затрат.

Следует отметить, что только за счет рационального выбора размеров световых проемов, способствующих увеличению использования естественного света на 1 ч в течение суток, можно сэкономить до 3 млн. кВт/ч электроэнергии в год только в промышленных зданиях.

За счет использования требований к инсоляции зданий появляется возможность повысить плотность застройки на 8-10 % и увеличить строительство более экономичных домов меридионального типа с широким корпусом, что позволяет значительно сократить градостроительные затраты без снижения объема ввода жилых домов.

Рациональное применение солнцезащитных устройств снижает затраты на эксплуатацию гражданских зданий, для промышленных зданий способствует повышению производительности труда за счет уменьшения выпуска бракованной продукции и расходов на искусственное регулирование микроклимата в помещениях.

Таким образом, при проектировании зданий и сооружений необходимо знать климатические факторы и учитывать их, так как знание климатических условий среды позволяет найти выразительную архитектурную форму, придать зданию индивидуальный образ, обусловленный природно-климатическими факторами места строительства.