Икона пресвятой богородицы милостивая в чем помогает. Молитва киккской божией матери на кипре. Где православному верующему купить Киккскую икону Божьей Матери

Предания гласят, что икона Божией Матери «Милостивая» является творением евангелиста Луки. Нарекли её так потому, что на ней Богородица умоляет Иисуса о сохранении рода человеческого. Другое её название, «Киккская» или «Киккиотиса», родилось от наименования горы Киккос (остров Кипр).

После написания образ был передан апостолом Лукой в египетскую христианскую общину. Лик Богоматери оставался в Египте почти до окончания 10-го века. В 980 году там начались гонения на всех, кто веровал в Единого Бога и «Милостивую» Царицу Небесную переправили в Константинополь, и местом её пребывания до конца 12-говека стал царский дворец.

Описание

В облике Киккской святыни есть необычайная особенность. Неизвестно когда и как изменилось изображение, но его часть от верхнего левого, до правого нижнего угла словно бы покрылась пеленой, скрывающей лики Богомладенца и его Матери.

Образ относят к типу «Елеусы» («источник милосердия»). Лица Девы и Сына наклонены влево. Младенец десницей удерживает край красного мафория, в который облачена Его Мать, а левые руки Марии и Иисуса вместе держат греческий свиток.

Чудотворная сила иконы

У царьградского императора Алексия Комнена была дочь. Однажды её поразил неизлечимый недуг. Именно тогда к Алексию обратился правитель кипрского острова Мануил Вутомит, получивший свыше указание к тому, чтобы испросить чудесную икону Божией Матери «Милостивая», которую хранил император. Её требовалось доставить в монастырь, находившийся на горе Киккос. Как только Алексий дал согласие на передачу образа в кипрскую обитель, его дочь получила исцеление.

Но после этого император стал жалеть о своём поспешном решении и тянул с переправкой иконы в монастырь. Тогда хвороба обрушилась на самого правителя Царьграда, а во сне он узрел явление Богоматери, повелевшей ему незамедлительно исполнить обещанное. Тогда император приказал изготовить точный список с лика «Милостивой» и оставил его у себя, а сам чудотворный образ со многими почестями переправил на остров Кипр, где он находится и поныне.

Киккская гора стала местом обустройства храма и монастыря, названного Императорским, в честь правителя Мануила Вутомита предоставившего средства на его создание. В монастырских летописях существует огромное количество записей, свидетельствующих о чудотворной силе иконы. Её благодать распространяется не только на христиан, но и на представителей других конфессий, на всех, кто страдает от скорбей и болезней.

К настоящему времени икона приобрела ещё одно имя – «Услышательница», поскольку на изображении ушко Божьей Матери немного приоткрыто. Деве Марии слышны все мольбы и просьбы, и она отвечает на них, являя исполненным веры людям свою милость.

Так, например, она помогла рабе Божией Анне, посетившей многих врачей и побывавшей в бесчисленном количестве клиник, излечиться от бесплодия. Женщина заказала в храме молебен о здравии перед «Услышательницей», а сама возносила ей долгие и горячие мольбы. Спустя некоторое время она зачала, благополучно выносила и родила дочь.

А рабе Ангелине Богоматерь помогла, ответив на просьбы о её сыне, который всё-таки смог подыскать достойную работу и встретиться со своей будущей супругой.

И это лишь некоторые примеры великой чудодейственной силы образа «Милостивой» Богородицы.

Образ в Зачатьевском монастыре

В Москве особым почтением пользуется икона Божией Матери «Милостивая», находящаяся в Зачатьевском монастыре. Первые упоминания об этом списке можно обнаружить в описи обители (18-й век). Прежде чем монастырь был закрыт, лик «Милостивой» помещался в его соборном храме, посвящённом Рождеству Пресвятой Богородицы. Последняя настоятельница Мария (Коробочка), составляя опись 1909-го года, обозначила икону как одну из наибольших ценностей, имевшихся у сестёр. Каждую среду к чудотворному образу обращалось молебное пение с акафистом.

Несколькими годами позднее (1918) советская власть издала декрет, в соответствии с которым земли и имущество, принадлежащие церкви должны быть национализированы. Чтобы защитить святыни и сам монастырь, игумения решает основать братство в честь Пресвятой Богородицы и её образа «Милостивая». Святейший Патриарх Всероссийский Тихон покровительствовал ей в этом деле.

Прежде, чем покинуть место своей прежней жизни игумения с сёстрами отслужили последний молебен, а в напутственном слове Мария поручила монахинь заботам Пресвятой Богородицы. Она назвала Деву Марию Небесной Игуменией, которая будет наставлять сестёр в их служении, и, подтверждая сказанное, возложила перед ликом «Милостивой» свой игуменский жезл.

В послереволюционное время (1923 год), когда обитель была разорена, икону вместе с несколькими другими святынями удалось сохранить. На протяжении нескольких десятков лет она находилась в храме пророка Илии (Обыденский переулок). Тогда началось трудное время. Сёстры старались совершать в миру свой монашеский подвиг вместе с тем, перебиваясь случайными заработками. На молитву они приходили в Ильинский храм, где находился чудотворный лик, за которым они ухаживали со всем тщанием и любовью, прося сохранить их веру и укрепить дух. Ежегодно 25-го ноября, в день почитания иконы Божией Матери «Милостивая», практически все сёстры приходили на службу.

На протяжении всего этого времени риза, украшавшая лик Богоматери была снята, чтобы не навлечь поругания на святыню. Однако в 50-х годах 20-го века, благодаря усердию прихожан, было сделано новое чеканное обрамление из позолоченного серебра, украшенного драгоценными каменьями.

Когда Зачатьевский монастырь восстановили (ноябрь 1999 года), было проведено торжественное возвращение образа в лоно родной обители.

О чём молиться

Икону Божией Матери «Милостивая» просят о помощи во время засухи. Её можно молить, если требуется остановить кровотечение, излечить бесплодие и вернуть способность к чадородию. Образ поддерживает молящихся, находящихся в нужде и печалях, помогает нести иноческий крест и исцелять расслабленных, успокаивает головную боль, разрешает семейные неурядицы. День почитания: 25/12 ноября, 8 января/26 декабря (по новому/по старому стилю).

Молятся ей о рождении детей. Молятся об избавлении от засухи, об исцелении от кровотечения, бесплодия и даровании чадородия, об укреплении в нуждах и печалях, о помощи несения иноческого креста, об исцелении от головной боли, об исцелении расслабленных и в семейных скорбях.

По легенде этот образ был написал святым апостолом Лукой, на иконе изображена Царица Небесная, которая молит о спасении рода христианского своего Бога и Сына. От этого она получила название милостивая, другое ее название, Киккская, она получила в честь горы находящаяся на Кипре - Киккос.

До Х века образ Матери Божьей "Милостивая" находилась в Египте, туда ее передал евангелист Лука. Позже (980 г.) из-за разгромов и гонений христиан, святыню передали в Царьград, где она пробыла почти два века.

Правителю острова Кипр было видение о том, что ему надо привести чудотворную икону обратно в монастырь на горе Киккос. Правитель Мануил Вутомит отправился в Царьград к императору Алексию Комневу. У государя в это время сильно болела его дочь, и врачи не могли ей нечем помочь. Услышав просьбу Мануила, Алексий решил отдать чудотворную икону, и в этот его дочь полностью стала здорова. Но жадность Алексия не позволяла расстаться с иконой и он начал тянуть время на передачу образа.Неожиданно Алексий сам слег с тяжелой болезнью. Во сне к нему явилась Царица Небесная и строго приказала в срочном порядке передать Её икону в монастырь на Кипре. Император приказал написать точную копию с образа, которую оставил себе. После того как она была готова, он с почестями передал святыню на Кипр.

Царь выделил средства на постройку храма при монастыре на Кипре, и храм был назван Императорским. На горе Киккской, в монастыре была найдена летописная книга, которая гласит о множественных чудесных исцелениях и помощи христианам и даже людям другой веры. Матерь Божия не отказывала никому, кто приходил к ней за помощью с чистым сердцем.

На образе лик Пресвятой Богородицы всегда закрыт пеленой, на которой вышит контур образа. Раз в год во время молебна на вершине горы, туда монахи выносят икону, они открывают ее образ. Монахи молят Богородицу о хорошем урожае и дожде, но даже в этот момент они не позволяют себе смотреть на лик Царицы Небесной.

В Зачатьевском монастыре, который находится в Москве, очень чтима икона Божией Матери "Милостивая". В советские годы после разграбления монастыря чудотворную икону чудом удалось сохранить. Она была передана в храм пророка Илии в Обыденском переулке и находилась там несколько десятков лет. В Зачатьевскую обитель ее вернули только в ноябре 1999 году.
В дни почитания 25 ноября и 8 января к ней взывают о помощи бездетные матери, ее просят об исцелении болезней и хорошем урожае.

Юровичская Милосердная икона Божией Матери
первообраз, Краков, Польша

Чудотворная икона Божией матери Юровичская «Милосердная» издавна почитается жителями Юровичей и всего Мозырского Полесья как заступница и покровительница.

В мужской монастырь в деревню Юровичи, что на Гомельщине, на протяжении веков стекались паломники из России, Украины и Белоруссии, чтобы поклониться святому образу и испросить у Матери Божией помощи и заступничества, потому что славилась она чудесами и исцелениями.

Икона эта изначально была католической святыней. Во второй половине XVII века представители католического ордена иезуитов выстроили в этих местах храмовый комплекс, в котором и поместили икону Божией Матери, написанную, как полагают искусствоведы, в начале века в украинской или белорусской части Речи Посполитой.

Согласно преданию, написана или приобретена она была по приказу коронного гетмана и краковского каштеляна Станислава Концепольского, которого горячая молитва к Царице Небесной спасла от преследования украинских казаков Захвати они в плен удачливого полководца, не миновала бы его смерть.

С тех пор Концепольский повсюду возил с собой икону, а после смерти родные его передали образ Богородицы ордену иезуитов. Вскоре и духовенство и прихожане заметили, что искренняя молитва перед этой иконой никогда не остается без ответа – просящий получает требуемое, если оно будет ему во благо.

В 1661 г. ксендз Мартин Торовский отправился с миссионерской целью на Волынь, взяв с собой чудотворную икону Пресвятой Богородицы. В 1673 г. он остановился в деревне Юровичи. Когда же он собрался покидать эту местность, кони его остановились как вкопанные, как будто их удерживала неведомая сила.

Предание гласит, что в этот миг молодой священник услышал голос Царицы Небесной, повелевавшей ему оставить ее чудотворную икону в Юровичах, для того, чтобы местные жители укрепились в христианской вере. Мартин Торовский остался служить в деревне, а на поклон образу Пресвятой Богородицы потянулись паломники со всего края.

На протяжении первых полутора веков существования чудотворного образа в летописях были описаны множество случаев исцелений, происходивших по молитвам перед ним. Излечивались люди от белой горячки, исцелялись страшные раны, излечивались несчастные, одержимые бесами, сохранились записи и о воскрешении умерших При этом молились перед чудотворным образом как католики, так и православные верующие, и все они в равной степени получали помощь и исцеления И все ощущали ту особую благодать, которая исходила от иконы и спасала людей в казалось бы безвыходных ситуациях.

В конце XIX века по указанию последнего юровичского ксендза Гогу Гордзецкого, который опасался утратить чудотворный образ, была изготовлена точная копия образа, которой втайне заменили оригинал, выставленный в костеле

После закрытия костел был освящен по православному обряду, и список чудотворного образа получил его святую благодать

В 1885 г. подлинное изображение иконы было перенесено в Краков в костел Св. Барбары, где и хранится по сей день. Согласно старинному договору, эта икона сможет вновь вернуться в Юровичи, как только там будет открыт костел.

В Юровичской православной обители остался один из трех списков, сделанных с чудотворного образа. Во времена правления советской власти эта икона была утрачена и чудесным образом обретена совсем недавно, при восстановлении обители Некоторое время икона Божией Матери «Милосердная» находилась в Мозырском кафедральном соборе, сейчас же она вновь перенесена в Юровичи.

В голодные годы, в неурожайные, люди приходили для молитвы перед этим чудесным образом целыми деревнями, иногда за сотни верст Служили молебны, пели акафисты, просили о спасении от нищеты и голода И всегда получали помощь от Пресвятой Богородицы.

Для Царицы Небесной равны все люди, независимо от вероисповедания. Все, живущие на земле, – ее чада, о которых она печется день и ночь, на чьи молитвы откликается незамедлительно.

И образ ее Юровичский в равной степени почитается и православными и католиками.

И сейчас, во времена экономически сложные, люди с молитвами к иконе обращаются. Не только об исцелениях просят, но и помощи в делах, о стабильности в работе, о финансовом благополучииСлава о помощи ее чудесной все шире и шире распространяется. И со всех концов России, Украины и Белоруссии, да и из других стран верующие люди приезжают, чтобы свечку свою перед образом чудотворным зажечь, да молитву прочесть

Пред иконой Божией Матери Юровичская «Милосердная» молятся об исцелении, спасении от нищеты и голода

В апреле 2006 года в Юровичах был обретен древний список главной Полесской святыни - чудотворной иконы Матери Божией Юровичской, которая более 200 лет была покровительницей и заступницей Мозырского Полесья, а 13 сентября образ Крестным ходом из Мозыря в Юровичи был доставлен в Юровичский Свято-Рождество-Богородичный монастырь. Следует пояснить, что в средние века Мозырь был поветовым городом Великого княжества Литовского, и все современные города юго-запада нынешней Гомельской области относились к Мозырю и статуса городов не имели. Поэтому и земли эти получили название Мозырского Полесья.

Обретенный список иконы

О чудесах, происходящих по молитвам перед чудотворным образом, в иезуитской миссии была написана книга «Криница ласк духовных Девы Марии с гор Юровичских», изданная в 1742 году в городе Познани. Вот лишь малая часть этих чудес:

У одного из прихожан Юровичского храма, Пригородского, в 1686 г. случилось страшное горе – его сын, любимый им безмерно, скончался. Родители мальчика убивались от горя. Когда пришло время положить тело покойного в гроб, отец и мать его с плачем упали рядом с ним и стали горячо молить Господа и Пресвятую Богородицу о помощи.

Собравшиеся для участия в траурной процессии люди были поражены – на их глазах мальчик, которого уже собирались хоронить, вдруг поднялся из гроба.

В августе 1724 г в усадьбе мозырского земского писаря по имени Теофил Ленкевич произошел пожар, во время которого в дыму задохнулся его маленький сын Перед тем как похоронить ребенка, его мать и отец расставили вокруг гроба зажженные свечи и в течение долгого времени умоляли Богородицу перед ее образом «Милосердная» вернуть им ребенка.

Собравшиеся в их доме соседи и родственники стали свидетелями чуда воскрешения – по горячим молитвам родителей мальчик ожил.

В начале XVIII века жителям Юровичей было явлено еще одно чудо. Во время переправы через реку Припять лодка одного из местных жителей – Рутковского – перевернулась, и мужчина пошел на дно Кинувшиеся спасать его так и не смогли обнаружить тело Тогда все бывшие на берегу стали возносить молитвы перед святым образом Богородицы Юровичским, и мольбы их были услышаны Из воды появился Рутковский, целый и невредимый, и сам выбрался на берег.

В год 1865 старый помещик в одной деревне умер, а сын-наследник оказался неучем и самодуром Хозяйство вести не умел, наследство быстро промотал, да с крестьян своих стал драть три шкуры И вот день настал, когда ни в одном доме крестьянском хлеба не осталось не то что на посев, даже для еды. Староста тогда созвал мужиков и отправился вместе с ними на поклон образу чудотворному Богородицы Юровичской «Милосердной» – просить Матерь Божию спасти их от смерти голодной Собрали они по копейке со всех жителей – у кого что осталось, чтобы молебен заказать перед святым образом.

Несколько дней шли паломники, уже некоторые без сил стали падать, когда увидели вдали костел, в котором икона святая хранилась. Купили они, на собранные вскладчину деньги, большую свечу, зажгли ее перед образом, и пока горела она, каждый молился за свою семью и за всех близких своих. А как погасла свеча, собрались они и в обратный путь отправились.

Как стали к деревне подходить, увидели, что толпа ребятишек навстречу им бежит. Удивились мужики – когда уходили, дети все лежали по избам, помирая от голода, а тут – бегут.

Подходят к деревне и глазам своим не верят – на пустых полях, которые и засеять было нечем, всходы зеленеют. А в деревне их жены радостные встречают, показывают – полны кладовые зерна, и рассказывают такую историю чудесную:

Несколько дней прошло с тех пор, как мужчины на поклон иконе ушли, и вдруг появилась в деревне старушка – в платье до земли, в черном платкеСтала в каждый двор стучаться и милостыню просить У тех самим есть нечего, а все-таки подали нищенке кто что смог – кто воды налил испить, кто крошек хлебных насыпал, кто копеечку нашел. Оставили ее в одном из домой ночевать. Утром встали – а ее и след простыл. А в каждом доме закрома ломятся. Вышли на улицу, а поля незасеянные зеленеют Тут все женщины на колени упали и стали Богородицу благодарить – поняли, что услышана молитва их.

А еще через неделю прошел слух, что молодой барин непутевый проиграл древнюю эту в карты, и долг забрал сосед, который на всю округу был известен как хозяин добрый и мягкий, который о крестьянах своих заботился – и школы в деревнях строил, и податями их не давил.

По материалам летописи Могилевской губернии

_________________________________________________

Описание иконы Божьей Матери Милостивая:

По преданию, это одна из икон, написанных святым евангелистом Лукой. Иногда она называется Киккскою от названия горы Киккос на острове Кипр. Милостивою же икона называется потому, что Матерь Божия изображена на ней умоляющей Сына и Бога Своего о спасении рода христианского.

Первоначально икона Божией Матери «Милостивая» была передана апостолом Лукой в Египет, где она пребывала до X века. В 980 году из-за начавшихся там гонений на христиан икона БогоМатери «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ) была отправлена в Царьград, где и пребывала в царских чертогах до начала XII века.

Однажды у императора Алексия Комнена заболела неизлечимым недугом дочь. В это время в Царьград прибыл правитель острова Кипр Мануил Вутомит, которому было внушение свыше выпросить у императора Алексия чудотворную икону для обустройства монастыря на кипрской горе Киккос. После того, как император пообещал отдать икону, дочь его чудесным образом исцелилась. Но императору стало жалко отдавать икону Божьей Матери «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ) , и он стал оттягивать исполнение своего обещания.

После того, как император сам неожиданно заболел, ему явилась во сне Богородица и повелела незамедлительно послать Её икону на Кипр. Оставив у себя точный список (копию) с чудотворного образа, император приказал приготовить корабль, на котором святая икона была с честью препровождена на остров Кипр.

Здесь на горе Киккской был устроен храм и при храме монастырь, получивший название Императорский, как выстроенный на средства царя. Монастырская летопись фиксирует множество чудотворений, происшедших от «МИЛОСТИВОЙ» чудотворной иконы БогоМатери. Её благодатная сила исцеляет не только христиан, но и иноверцев – всех, кто в скорбях и болезнях обращается за помощью к Пресвятой Богородице.

В Москве особо почитается чудотворная икона Богородицы «Милостивая» из Зачатьевского монастыря. После революции, во время разорения обители чудотворный образ удалось спасти. Несколько десятилетий он пребывал в храме пророка Илии в Обыденском переулке, а в ноябре 1999 года был торжественно перенесён в возрождённый Зачатьевский монастырь.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Милостивая» молятся об избавлении от засухи, об исцелении от кровотечения, бесплодия и даровании чадородия, об укреплении в нуждах и печалях, о помощи несения иноческого креста, об исцелении от головной боли, об исцелении расслабленных и в семейных скорбях.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Милостивая»

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся святому образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоноснеи Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити от погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози, благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице, и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благоденствии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

_____________________________________________

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "МИЛОСТИВАЯ"

Кондак 1
Избранней Богом от человеческого рода послужити воплощению Предвечнаго Слова, Преблагословенней Деве Богородице, достойно воспеваемой от ангел на небеси, мы грешнии на земли, дерзаем приносити хвалебное пение еже милостиво от нас приемши, Госпоже Всеблагая, от всяких бед временных и вечных нас свободи, да зовем Ти: Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Икос 1
Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице к смиренному послушнику Горы Афонския в пустынней келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою, да научит его пети песнь небесную. еюже славословят Тя ангели в Сионе горнем. Темже и мы дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление, со благодарением вопием Ти сице: Радуйся, достойно восхваляемая от архангел и ангел; Радуйся, блажимая от всех небесных сил. Радуйся, присноблаженная и пренепорочная; Радуйся, Матерь Бога нашего. Радуйся, честнейшая Херувим; Радуйся, славнейшая без сравнения Серафим. Радуйся, без истления Бога Слова рождшая; Радуйся, воистину сущая Богородице. Радуйся, величаемая на небеси и на земли; Радуйся, воспеваемая горними и дольними. Радуйся, едина благословенная в женах; Радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Кондак 2
Видев послушник пустынный дивнаго пришельца в келию его пришедшаго и песнь пресладкую Тебе, Владычице, воспевшаго, неразуме в нем ангела быти, но зело усладися пением его небесным, и проси, да напишет ему словеса поемыя песни: егда же узре, яко под перстом его каменная дска умягчися, и пишемая словеса на ней углубишася яко на песце, позна в сем чудесное действо, и возопи рождшемуся от Тебе Богу Слову: Аллилуиа.

Икос 2
Разум Божественным песни открывая, рече Архангел послушнику, яко тако воспевают Тя Богородице, ангелов лицы в обителех горних, и повеле ему, да возвестит человеком словеса песни небесныя, и научит земнородныя ангелоподобно вопити Тебе: Радуйся, Благодатная Марие; Радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, Благословенная Дщи Отца Небеснаго; Радуйся, Неискусобрачная Родительнице Бога Слова. Радуйся, непорочное селение Духа Святаго; Радуйся, зачатие несказанное явившая. Радуйся, рождество нетленное показавшая; Радуйся, Материю и Девою пребывшая. Радуйся, во обою непорочно и свято Себе сохранившая; Радуйся, ангелов чистотою Твоею превозшедшая. Радуйся, горних умов непрестающее удивление; Радуйся, человеческаго рода возвышение. Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Кондак 3
Силою Божиею Гавриил Архангел твердый камень в мягкий воск претвори, и на нем перстом своим написа словеса песни хвалебныя Тебе, Богородице, да вси познают великое чудо, и несомненно уверуют, яко тако воистину воспевают Тя горе силы небесныя, имже подражающе, поем величия Твоя, Дево, и в радости духовней вопием прославльшему Тя Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имея простоту душевную и непорочное сердце послушник смиренный, сподобися ангельския беседы и лицезрения чиноначальника гор-них сил, мы же, лукавством и злобою потемненнии, не смеем взира- ти на святую икону Твою, Владычице, и молим Ти ся прилежно: обрати ны от злоб наших десницею Твоею и научи нас во смирении и кротости духа глаголати Тебе: Радуйся, Гору Афонскую освятившая Твоим благоволением; Радуйся, холми и дебри ея исполнившая славою Твоих чудес. Радуйся, ангельскаго явления сподобльшая пустыню ея; Радуйся, обители иноческия, в ней умножившая во спасение душ человеческих. Радуйся, подвизающимся в ней в посте и молитве обещавшая Твое заступление; Радуйся, от треволнения моря житейскаго зде спасающая избранники Твоя. Радуйся, милость Сына Твоего и Бога месту сему исходатайствовавшая до скончания века; Радуйся, рай мысленный показавшая гору сию иноком пустынно-любивым. Радуйся, пристанище небурное соделавшая в ней всем ищущим спасения; Радуйся, сих потребными к постническому житию снабжающая всегда любвеобильно. Радуйся, жительствующим зде богоугодно подательнице благ временных и вечных; Радуйся, ходатаице им Царствия Небеснаго. Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Кондак 4
Буря недоумения смути старца инока, егда услыша он песнь нову и пречудну во устех своего ученика, и узре дску каменну, чудотворно начертанную перстом неземным: егда же уведа о посещении дивнаго посетителя, Гавриилом нарекшагося, уразуме, яко той се есть, иже древле благовести Тебе, Дево, безсеменное зачатие Бога Слова. Темже величая величия Твоя, Царице горниих и дольних, воспеваше радостно ангелов и человеков Творцу: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавше о посещении Архангелом иноцы Горы Афонския, стекахуся видети дску, чудотворно начертанную письменами песни небесныя, и воспеваху сию благоговейно пред святою иконою Твоею, Владычице, пред Неюже воспет Ю Архангел. Приими Всеблагая и наша пред нею усердно приносимыя Тебе молитвы, с пением таковым: Радуйся, яко о Тебе радуется ангельский собор; Радуйся, яко о Тебе торжествует человеческий род. Радуйся, на руку Твоею носившая Предвечное Слово; Радуйся, нетесно вместившая во чреве Твоем Творца небесе и земли. Радуйся, Создателю Твоему плоть заимодавшая; Радуйся, краснейшаго паче сынов человеческих воплотившая. Радуйся, поставе красный, одежду плоти Христовы исткавший; Радуйся, от кровей Твоих девственных порфиру Царя царей составльшая. Радуйся, девства похвале; Радуйся, матерей славо.
Радуйся, в рождестве девство сохраншая; Радуйся, рождество с девством совокупльшая. Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Кондак 5
Боговидец Моисей иногда на каменных скрижалех Закон Божий начертанный на Горе Синайстей получи, иноцы же Горы Афонския песнь небесную во славу БогоМатери на дсце каменней начертанную от Архангела прияша, и сим наученнии, ангельское славословие Тебе, Пречистая, воспеша, зовуще тако благоволившему о них Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше начальницы Горы Афонския чудо велие в явлении Ар-хангеловом и песни новой, всей Церкви Христовой явленное, деку чудотворно начертанную письменами песни, препроводиша к царю и патриарху Византии, во уверение истины преславнаго сего чудесе: тии же радостно прияша ю, яко залог благоволения небеснаго, и во всей Церкви Православной узакониша воспевати песнь ангельскую в похвалу Тебе, Богородице, зовуще Ти во умилении глубоцем сице: Радуйся, преукрашенная лепотами всех добродетелей, Дево; Радуйся, Невесто Неневестная, сияющая девства чистотою. Радуйся, возрастившая цвет неувядаемый, Христа; Радуйся, раю словесный, древо жизни посреде имущий, Пресладкаго Иисуса. Радуйся, сене небесная, от зноя старастей нас сохраняющая; Радуйся, покрове миру, ширший облака. Радуйся, древо благосеннолиственное, прохладу спасительную всем подающее. Радуйся, источниче воды живыя, от неяже пиющии ктому не умирают. Радуйся, Судии Праведнаго умоление; Радуйся, грехов наших прощение. Радуйся, во славе небесней одесную Бога пребывающая; Радуйся, земнородных милосердием Твоим не оставляющая. Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Кондак 6
Проповедует Святая Церковь величие чудес Твоих, Марие Богородице, и светло красуется воспевая Ти песнь ангельскую, чудесно от небес на землю принесенную чиноначальником горних сил и Твоим изрядным служителем Гавриилом: с нимже помолися, Госпоже Пречистая, к Сыну Твоему и Богу, да незыблему во благочестии и православии сохранит Он Церковь Свою, и посрамит вся возстания еретическая, нас же, верных чад ея, сподобит неосужденно воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 6
Возсияла еси многими лучами чудес от Милостивыя иконы Твоей, Владычице, и сими всю Гору Афонскую облагодатствовала еси благоутробно: милости бо Твоея струи, неоскудно всем требующим от нея источаеши, Дево, и всех подвизаеши звати Тебе: Радуйся, Радосте наша святая, иконою Твоею нас присно утешающая; Радуйся, заступнице наша благая, на помощь к нам всегда ускоряющая. Радуйся, залог спасительный нам в иконе Твоей даровавшая; Радуйся, Афонскую Гору ею зело прославльшая. Радуйся, надеждо наша известная; Радуйся, упование наше непостыдное. Радуйся, скорбей наших утешение; Радуйся, печалей наших утоление. Радуйся, веры православныя утверждение; Радуйся, неверия посрамление. Радуйся, любве Божественныя явление; Радуйся, чудес преславных совершение. Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Кондак 7
Хотящим жати спасение в пустынях Горы Афонския, Милостивая Покровительница и Помощница являешися Мати Божия, и присно ходатайствуеши за них к Сыну Твоему и Богу: аще бо кто тамо и падет в некое согрешение, немощию плоти смущаем, Тобою востание получает во спасение, яко всем хощеши спастися и в разум истины приити жительствующим в жребии Твоем, и немолчно воспевающим Христу, Царю и Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Ново небо и нова земля уготованы Сыном Твоим и Богом, любящим Его, Госпоже Всеблагая, к нимже стяжахом Тя Путеводительницу и Наставницу, аще токмо внимаем внушением Твоим Божественным. Молим Тя Царице Всемилостивая, не попусти нас погибнути в дебрех греховных, но приведи нас стезею правою в страну света и радости вечныя, да Тебе вопием хвалебно: Радуйся, Сиона горняго первейшее украшение; Радуйся, обителей дольних присноготовое заступление. Радуйся, земле благая, клас спасительный миру израстившая; Радуйся, ниво неоранная, оплодотворенная Духом. Радуйся, огнь Божества во чрево Твое приемшая; Радуйся, глад падшаго человечества Хлебом Жизни утолившая. Радуйся, Херувимскаго Царя престоле; Радуйся, Серафимскаго Владыки палато, преукрашенная чистотою. Радуйся, храме одушевленный Триипостаснаго Бога; Радуйся, вместилище Божества. Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Кондак 8
Странное и преславное явление Архангела, на Горе Афонстей иногда бывшее, смотрение бысть Божественное, имже прославися препетое имя Твое, Марие Богородице, и все вернии научишася ангелоподобно воспевати Тя, Херувимов честнейшую и Серафимов славнейшую Матерь Бога нашего, о нейже радуется всякая тварь, и род человеческий благодарно взывает ко Господу: Аллилуиа.

Икос 8
Все упование наше на Тя возлагаем, Мати Божия, и в скорбех наших к святей иконе Твоей усердно притекаем, чающе от нея утешение благодатное получити, Твоим милостивым к нам участием, Всеблагая. Помози нам Владычице, с терпением и благодарением всякия скорби переносити, и вместо ропота малодушнаго, благоумиленно взывати Тебе: Радуйся, всех скорбящих Радосте; Радуйся, всех печальных Утешение. Радуйся, труждающихся и обремененных сладкий покое; Радуйся, болезнующих и огорченных живительная отрадо. Радуйся, в час скорбных недоумений мысль благую на сердце полагающая; Радуйся, во дни уныния надеждою вечных благ воодушевляющая. Радуйся, искушаемым руку помощи Твоея простирающая; Радуйся, гнев Божий от глав наших отводящая. Радуйся, мирное устроение обуреваемым напастьми подающая; Радуйся, во благих желания наша дивно исполняющая. Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными увенчивающая; Радуйся, иноков благоподвизающихся блаженства райскаго сподобляющая. Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Кондак 9
Все ангели небеснии немолчными похвалами Тя ублажают Царице и Владычице всея твари, мы же земнии и перстнии кую похвалу достойную принесем Ти, Всепетая; обаче надеющиеся на милосердие Твое неисчетное, любовию к Тебе понуждаеми, поем чудеса Твоя, проповедуем благодеяния Твоя, славословим имя Твое, и усердно припадая к многоцелебней иконе Твоей, рабски вопием изображенному на ней вкупе с Тобою, Богомладенцу Христу: Аллилуиа.

Икос 9
Ветий риторския глаголы, недовольны к пению чудес Твои, Богородице, обаче Благая сущи, веру нашу, вместо риторскаго благословесия, милостиво приими, веси бо и любовь нашу, еюже сердца наша к Тебе исполнены. Темже благоутробно услыши нехитростныя наша песни, имиже дерзаем благохвалити Тя сице: Радуйся, сопрестольное Отцу Слово в ложеснах Твоих вместившая; Радуйся, Свет незаходимый рождшая. Радуйся, жизнь вечную миру даровавшая рождеством Твоим; Радуйся, ангельскаго Царя, яко младенца на руку Твоею носившая; Радуйся, граде одушевленный присноцарствующаго; Радуйся, скиние освященная Живаго Бога. Радуйся, нижняя сочетавшая с вышними; Радуйся, Мироположнице, Божественнаго мира преисполненная. Радуйся, добрых виновная; Радуйся, злых пременение. Радуйся, оружие на враги всекрепкое; Радуйся, щите верных несокрушимый. Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Кондак 10
Спасительное прибежище от сует мира прелестнаго, явися жребий Твой земный, святая воистину Гора Афонская, Богородице Дево, освященная многими Твоими чудесы, преисполненная причастными благодати Твоими иконами, и населенная иноками, верно служащими в преподобии Сыну Твоему и Богу, Егоже умоляти не престай, Всеблагая, не отступна пребывает благодать Его от места сего, Тобою и возлюбленнаго, на немже от лет древних поется Ему хвалебная песнь: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси заступления девственным ликостояниям, Преблагосло-венная Дево, и столп крепок от лица вражия всем подвижником чистоты: Тебе бо дадеся велия сила, темныя адския силы побеждати, и от искушений их душепагубных человеки избавляти наипаче тех, иже целомудренно и свято на земли пребывают. Сего ради девства рачители согласно Тебе зовут: Радуйся, чистотою сияющая паче солнца; Радуйся, девства начало и освящение. Радуйся, крине, облагоухавший падшее человечество; Радуйся, во смирении Твоем осененная благоволением Всевьшняго. Радуйся, верная рабо Господня; Радуйся, яко Тя блажат вси роди. Радуйся, столпе утверждения всем подвижником чистоты; Радуйся, венче доброты, исплетенный десницею Вседержителя. Радуйся, знамение Божия к людем благоволения; Радуйся, грешных к Богу дерзновение. Радуйся, одеянная в светлую ризу милостей и щедрот; Радуйся, преисполненная сострадания и любве к христианскому роду. Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Кондак 11
Пение наше, аще и тмочисленное бы было, не довлеет к достойному прославлению многих милостей Твоих и щедрот, Преблагословенная Матерь Господа нашего, имиже непрестанно благодетельствуеши роду нашему: обаче да не неблагодарни явимся пред Тобою, Благодетельнице наша, по силе нашей благодарственныя песни Тебе приносим с верою и любовию, и прославляя неисчетная чудотворения Твоя, вопием Верховному Творцу чудес Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светоподательными лучами чудес икона твоя "Милостивая", Владычице, на святей Горе Афонстей немерцаемо сияет, и весь мир православный благодатно просвещает. Сего ради грядут к ней от лет древних на поклонение православных соборы, благоумиленно воспевая пред нею благохваления Ти таковая: Радуйся, Царя Христа миру явившая; Радуйся, на иконе Твоей вкупе с Ним изображенная. Радуйся, клеще таинственная, Исаиею провиденная; Радуйся, Купино неопалимая, боговидцем Моисеем предзримая. Радуйся, руно орошенное Гедеона; Радуйся, чаще приосененная Аввакума. Радуйся, двере затворенная Иезекииля; Радуйся, горо несекомая Даниила. Радуйся, многажды от пророк предвозвещенная; Радуйся, пророческих речений сбытие принесшая. Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Кондак 12
Благодати причастная Твоя икона, Богородице Дево, яко утварь драгая Церкви Христовой подадеся от щедрот Твоих, Всеблагая, в нейже обещалася еси с нами быти до скончания века, рекши о первописанней твоей иконе: "с нею благодать Моя и сила!" Веруем Всепетая, яко не оскудеет глагол Твой сей и ныне, в иконе Твоей святей на всяцем месте, идеже верно поется Сыну Твоему и Богу хвалебная песнь: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще чудеса Твоя, Богородице, припадаем усердно к милостивей и чудодейственней иконе Твоей, лобызаем ю с сердечною любовию, и яко присно сущей Ти с нами молим Ти ся прилежно: воззри на ны милосердием Твоим, Мати Божия, и якоже Тя зрим ныне на иконе изображенную, тако сподоби нас узрети Тя в час грозный смертный, от руки диаволи нас исхищающую и в Царствие Христово приводящую ны, державною десницею Твоею, да Тебе благодарственно взываем: Радуйся, по Бозе крепкое нам прибежище и покрове; Радуйся, матерними щедротами Твоими весь мир христианский объемлющая. Радуйся, во всех добродетелех верныя утверждающая; Радуйся, благую христианскую кончину ублажающим Тя подающая. Радуйся, от власти лютаго миродержца уповающия на Тя избавляющая; Радуйся, на мытарствах воздушых славящия Тя заступающая. Радуйся, вратарнице Божественная, врата райския милостиво нам отверзающая; Радуйся, Царствие Горнее любящим Тя ходатайствущая. Радуйся, во славе небесней приседящая Сыну Твоему и Богу; Радуйся, созерцати славу Его Божественную чтущия Тя сподобляющая. Радуйся, телес наших здравие; Радуйся, душ наших спасение. Радуйся, Милостивая христианом Помощнице.

Кондак 13
О Всепетая Мати, рождшая святых Святейшее Слово, от ангел певаемая на Небеси, и от человек славимая на земли! Приими милостиво сие малое моление наше, и даруй телесное здравие и душевное спасение всем, верно восхваляющим Тя, и поющим о Тебе Триединому Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Милостивая»

Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице, и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благоденствии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси.

Величание Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Милостивая»

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Милостивая»

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.