Боги древней греции зевс посейдон и аид. Зевс (Дий), верховный бог древних греков. Кем являлся Зевс, согласно древним мифам



История Зевса – верховного бога греческой мифологии.
Многие веровали в Зевса, как в единственного и главного бога еще до прихода христианства, а самые ужасные природные катастрофы объяснялись его гневом.
Небеса в греческой мифологии олицетворяли очень важную часть мира, а тот, кто управляет небом и есть хозяин всего и вся. Зевса всячески почитали, как справедливого управителя и людей и богов.

Среди богов Зевс занимал наивысшею ступень иерархии, т.е по сути он был царем среди богов.


Как владыка небес Зевс мог управлять молнией и громом. Именно молния стала символом власти и могущества Зевса. Этим объясняется еще одно имя Зевса – Громовержец, так греки пытались объяснить такое природное явления как молния.

Миф о рождении Зевса


Первые упоминания о Зевсе были найдены в записях древнегреческого автора Гесиода (Гесиод жил в 7 веке до н.э.) он написал книгу теогония (для греков эта книга была чем-то вроде книги бытия.)
По легенде Зевс не был богом с самого начала, а миф о рождении Зевса , начинаются с того, что Зевс бросает вызов своему отцу – Кроносу. Кронос был очень могущественным, он повелевал самыми сильными из божеств – Титанами. (Титаны считались самыми первыми божествами, которые заселили землю, но они были не особо умными, агрессивными, хотели лишь брать и потреблять.) Когда Кронос решает продлить свой род он вынужден вступить в связь со своей сестрой из рода Титанов – Рейей.

Изначально все боги являются родственниками, а потому инцест в мифах довольно распространенное явление.


У Кроноса и его жены Реи появляется следующее поколение богов. В будущем это поколение назовут – олимпийцы. В их число входят Аид, Посейдон и Зевс.

Кронос изначально не хотел иметь детей, так как не желал отдавать статус верховного правителя. Он боялся того, что его сын будет сильнее и лучше, что, в конце концов, он его свергнет. Из-за боязни все потерять, Кронос решил поступить кардинальным образом. Сразу же после рождения, он заживо заглатывал своих детей. Конечно, дети не могли умереть (так как были бессмертными богами) но уже не представляли угрозы для Кроноса.

В то время каннибализм в древней Греции был чем-то из ряда вон выходящим, этот акт считался уделом дикарей.



Рея была в ужасе, Кронос поглотил уже пятерых ее детей, а сейчас она снова беременна. Чтобы ее дети остались на свободе, Рея придумывает план. Она убегает в тайное убежище и рождает там сына. Именно этому сыну предстоит стать царем богов – Зевсом. Но Кронос уже ждал свою жену дома, чтобы поглотить только что рожденное дитя. Поэтому рея заворачивает в пеленку камень и несет его Кроносу. Тотчас Кронос проглатывает сверток ни о чем, не догадавшись.

Своего сына Рея решает спрятать на острове Крит в тайной пещере. (После эта пещера станет святилищем для поклонения Зевсу.) Но тяжело спрятать кого-то от самого Кроноса, каждый раз, когда маленький Зевс плакал, люди, что охраняли его, били в специальные щиты, что висели вдоль стен пещеры. Звон этих щитов не давал Кроносу услышать плачь своего сына.

Миф о рождении Зевса гласит, что маленький бог жил в пещере до наступления зрелости. Взрослея, Зевс проходит обучение, набирается мудрости и силы – становится настоящим мужчиной. Все это делается для достижения своей цели, которую Зевс сам для себя поставил – свергнуть своего жестокого отца и захватить власть над миром.

Краткий миф о Зевсе - свержение Кроноса

Зевс знает, что ставки очень высоки, если он победит, то станет верховным правителем мира, а если проиграет, то навечно попадет в Тартар.

(Тартар – нижний уровень царства Аида, именно сюда низвергались проклятые т.е те кто как-то оскорбил богов.)


Кронос восседал на горе Олимп.


Гора Олимп в древнегреческой мифологии была домом богов. Однако она существует и на самом деле. Это самая высокая точка в Греции, гора возвышается над уровнем моря почти на 3 километра. Сами греки действительно верили, что на этой горе обитают боги.


Именно на вершине Олимпа, Зевс разрабатывает план отвоевывания трона у своего отца Кроноса и его могучих Титанов. Зевс решает освободить своих братьев, проглоченных Кроносом и заручиться их помощью. За это время братья Зевса, находясь в животе Кроноса, также повзрослели и обрели силу богов. Чтобы освободить своих братьев Зевс сварил ядовитое зелье. Проникнув в покои Кроноса, Зевс подливает ему в чашу яд. Выпив его, Кронос начинает плохо себя чувствовать, вскоре он изрыгает камень, что дала ему Рея вместо Зевса.


По легендам, этот камень лег в основу самого почитаемого в древней Греции места – дельфийского храма, пристанища оракула. Дельфы – святилище, куда приходили люди со всей Греции, чтобы поклониться и попросить помощи у богов. Этот камень, который низверг из себя Кронос и по сей день находится в самом центре дельфийского храма.


По легенде вслед за камнем, Кронос извергнул пятерых съеденных ранее детей. Зевс, как хороший правитель, обладал отличным умом и навыками вдохновлять и убеждать других. Благодаря этим навыкам он смог объединить своих родичей и создать коалицию. Но даже вместе им не хватало сил, чтобы сразиться с Титанами.

Тогда Зевс вспомнил о позабытых Кроносом, циклопах и сторуких Гекатонхейров. Кронос боялся их мощи, а потому упрятал их в тартаре.
Зевс понимал, что заручившись их помощью, победа будет за ним. Спустившись в Тартар, он находит Гекатонхейров и разговаривает с ними на равных и с почтением, он просит у них помощи для свержения своего отца. Будучи тронутыми таким почтением Гекатонхейры согласились помочь молодому Зевсу.

После Зевс также освободил и циклопов. Взамен они подарили Зевсу власть повелевать молнией и громом.

Силы определены, сам бой состоится в Фессалии, равнине лежащей меж гор Отрис и Олимп.
Начинается грандиозная битва, Зевс с молнией в руках, его братья, циклопы и Гекатонхейры сражаются с самыми сильными божествами – Титанами.


(В Фессалийской долине до сих пор находят следы грандиозных сражений.)


Вскоре наступает решающий момент, битва между отцом и сыном. С вершины горы Олимп Зевс поражает армию отца сильными ударами молний. Сторукие Гекатонхейры откалывали огромные куски гор и швыряли их в титанов. Земля под их ногами раскалывалась, а звуки битвы были слышны на весь мир.

Ученые выяснили, что древний мир в то время, пережил настоящую катастрофу. На территории острова Санторине около 3 т.л. назад случилось сильнейшее извержение вулкана. Его мощь можно сравнить с пятью десятками тысяч хиросимских бомб. Извержение такой силы уничтожило большую часть греческого мира, а выжившие могли объяснять эту катастрофу как гнев богов.



Битва богов продолжается, а Зевс начинает выигрывать. Но у титанов было что предпринять. Из глубин Тартара они вызывают Тифона.

Тифон – ужасающее чудовище невероятных размеров.


Бой Зевса и Тифона был не долгим, чудовище не выдерживает столь мощных ударов молний и низвергается обратно в Тартар вместе с оставшимися титанами. Там им предстоит провести вечность.

Победа Зевса сделала его повелителем мира и царем среди остальных богов. Однако спокойствие и мир были не долгими, вскоре у Зевса появляется новый враг в лице близкого человека.

Зевс и его жена Метис


Мифы древней Греции гласят, что греческие боги вовсе не безгрешны, у каждого есть как сильные, так и слабые стороны, и боги не исключение.


Одна из самых слабых сторон Зевса была его любвеобильность и страсть к женщинам. По легендам Зевс превращался в различных животных, людей, мужей женщин. Все это делалось для того, чтобы соблазнить юных красавиц и вступить с ними в связь.

Первой привлекла внимание Зевса юная богиня Метис. Вскоре Зевс взял ее в жены.

Метис – жена Зевса, по легендам она отличается невероятной красотой, а само ее имя в переводе означает «мудрая»


Но его чувства омрачаются страшным пророчеством, которое должно лишить его власти. Зевсу предсказали, что его жена, родит ему ребенка, который отнимет у него трон. Подобно своему отцу Зевс испугался своего будущего наследника. Но Зевс не хотел быть как его отец, он поклялся, что на этот раз все будет по-другому. Чтобы сдержать свою клятву, он проглатывает свою жену. И снова любовь проиграла жажде власти.

Пока Метис находилась в плену, Зев мог пользоваться всеми ее интеллектуальными способностями. Зевс стал умнее, мудрее и хитрее, чем был раньше.

Зевс и Гера – новая жена Зевса


Так как Метис не стало, Зевсу потребовалась новая жена. Подобно своему отцу, Зевс решает взять жену из собственной семьи. Ею стала его сестра – богиня Гера.
Гера была не похожа на остальных, она была очень могущественна. Можно сказать, что Зевс и Гера были ровней.
Но Гера также была и довольно ревнива. Зевс же продолжал увеличивать число своих возлюбленных.
Миф о Зевсе гласит, что среди его любовниц были как смертные, так и богини. Каждая связь Зевса и его любовниц заканчивалась беременностью. Они родили более сотни детей от Зевса.

Такая распущенность Зевса могла объясняться тайным желанием самих Греков. Мечтая о многих девушках, они думали, что всемогущий бог уж точно не упустил бы такую возможность.


Вскоре все больше городов древней Греции желали породниться с самим богом. Они объявляли, что в их городе есть девушка беременная от самого Зевса. В результате этого, рождались основатели местных правящих династий. Сами же города стали называть в честь рожденных детей Зевса: Афины, Фивы, Магнезия, Македония.

Однако , не рада любовным похождениям мужа. Гере не нравилось то, что ее унижают на глазах других богов, однажды она не вытерпела и поклялась, что отомстит Зевсу за его многочисленные измены.

Собрав остальных олимпийцев, Гера подговаривает их поднять восстание против Зевса. Она сказала, что несправедливо, что Зевс главный и если все олимпийцы объединятся, то смогут его низвергнуть.
Олимпийцы собираются и заковывают Зевса в цепи, пока тот спал. Проснувшись, Зевс обнаруживает, что закован. Такой подлости от родственников, которых он ранее спас, он не ожидал.

Зевс всегда боялся такого восстания, ведь не один смертный не мог бы бросить ему вызов. Но объединившись, олимпийские боги вполне могли его низвергнуть.


Вскоре к скованному Зевсу пришла помощь в виде старых союзников – Гекатонхейров. Услышав о том, что Зевс в беде, они приходят к Зевсу на помощь. Они разбивают сковывающие цепи, а олимпийцы разбегаются в страхе.


Пережив этот заговор, Зевс начинает мстить. Свою жену Геру он подвесил на золотых цепях, между небом и землей. Сын Аполлон и брат Посейдон были приговорены к тяжкому труду (им нужно было построить непреступные стены Трои.)

Древние греки не могли объяснить возникновение Трои (постройку такого уровня в то время невозможно было соорудить) а миф объяснял ее возникновение.

Гнев Зевса и всемирный потоп

По легенде, все, кто поднял восстание против Зевса, получили заслуженное наказание, однако гнев Бога обрушился и на людей. Всемирный потоп приписывают гневу Зевса.

В древней Греции люди очень боялись гнева Зевса. Ведь совершая плохой поступок, Зевс мог поразить их своей молнией.
Гесиод писал, что если бы не страх перед Зевсом, то люди превратились бы в зверей, и слабые подчинялись сильным. Таким образом, Зевс принес в мир порядок и справедливость.


Когда в мире происходили природные катастрофы, греки верили, что их насылал Зевс чтобы покарать злодеев. Часто при этом придумывались истории о том, что так разгневало бога.


По легендам Зевс впадал в бешенство, если люди поедали себе подобных. Однажды увидев, как люди поедают себе подобных, Зевс впал в ярость и поклялся уничтожить все человечество при помощи всемирного потопа.

Девять дней и ночей льет сильнейший дождь, затапливая всю землю. Вода достигает вершины горы Парнас, которая возвышалась на два с половиной километра. По всей земле умирают люди. Когда дождь, наконец, закончился, остались лишь двое смертных. Они выжили потому, что построили ковчег.

Эти истории удивительным образом переплетаются между собой, параллель с ветхим заветом более чем очевидна. Тем самым можно сказать, что разные народы мира объясняли столь ужасное природное явление по-разному.

Свержение Зевса – приход Христианства


Миф о Зевсе гласит, что он смог справиться с восстанием олимпийцев, однако не смог справиться с другим соперником Иисусом Христом.
В 1 веке н.э учение Иисуса Христа распространится по всему миру низвергая власть верховного греческого божества.
Христианство дало людям надежду. Надежду на спасение после смерти. У людей появилась вера в то, что после смерти их ждет вечная жизнь. Поэтому у Христианства было столь много последователей.
Власть Зевса над людьми с распространением новой религии по средиземноморским странам, постепенно угасала. Народ, который его почитал, в конце концов, сам же его отверг.

В древней Греции только сила судьбы была более могущественна, чем Зевс. Даже сам верховный бог не мог бы противиться судьбе. Как бы он не хотел ее изменить или избежать он все равно подчиняется ее воле.


До прихода Христианства миф о Зевсе правил всем греческим миром на протяжении тысяч лет. Зевс был самым грозным, и почитаем среди всех олимпийских богов. Он один среди немногих божеств, оставивших большой след в истории человечества: Геракл, Аид, Медуза - истории о них приоткрывают окно в давно забытый мир.

Будущий отец Зевса Крон, или иначе - Кронос, в детстве был трудным ребёнком. Начал он с того, что оскопил серпом собственного папашу Урана. Правда, сделал он это по наущению матушки своей Геи, измученной неуёмной плодовитостью супруга. Столь радикальная мера возымела действие, и с тех пор титаны, к которым принадлежал и Крон, стали полновластными хозяевами космоса.

Трудные дети

Надо заметить, что с потомством Урану вообще не везло. Вначале от его брака с Геей рождались ужасные чудовища, приводившие в трепет своих родителей. Среди них были такие монстры, как сторукие и пятидесятиголовые гекатонхейры и одноглазые великаны - циклопы. О тех и других речь пойдёт далее, они ещё покажут, на что способны. Уран до такой степени устрашился их всевозрастающей силы и мощи, что счёл за благо связать своих детей и бросить в Тартар. Далее дела пошли ещё хуже. На свет появились семь сестёр-титанид и шесть братьев-титанов, среди которых младшим был будущий отец Зевса и Аида — Крон.

Несчастная Гея, проливавшая слёзы о своих сторуких детях, томящихся под землёй, задумала отомстить Урану и с этой целью подготовила восстание титанов и титанид. Они, следуя воле своей матери, коварно напали на отца. Исключение составил лишь один из них, по имени Океан. Особая же роль была отведена Крону. Ему Гея вручила серп, сделанный из какого-то особо прочного материала (возможно, даже из алмаза), и он им лишил папашу дальнейших возможностей производить потомство. Кстати, историки утверждают, что это вполне соответствовало нравам древнего мира — было принято отсекать гениталии врагов и сохранять их в качестве трофея. Выполнив поручение матери, Крон воцарился в мире.

Благодатные времена Эллады

По свидетельству первого исторически достоверного поэта Древней Греции Гесиода, период, когда будущий отец Зевса владычествовал в мире, был счастливейшей порой, подобной которой не знала вся мифологическая история. По его словам, люди были подобны богам и не ведали ни горя, ни печали, ни повседневных трудов. Так как работать не приходилось, а занять себя чем-то все же хотелось, то сыны Древней Эллады разделились на поэтов, художников и скульпторов. Таким образом, благодатная эпоха подарила человечеству бесчисленные шедевры искусства.

Пожиратель собственных детей

Заняв место на троне, будущий отец бога Зевса Крон задумался о наследниках своей власти и женился. В супруги он взял родную сестру — титаниду Рею, но счастливым этот брак едва ли можно назвать, и совсем не потому, что он был кровнородственным — в мифологии это обыденное дело. Его матушка Гея — мудрая и прозорливая женщина — предупредила, что один из его будущих сыновей поступит с ним так же, как он поступил со своим отцом Ураном: если и не оскопит, то уж непременно лишит власти. Ничего страшнее для Крона быть не могло, и он крепко задумался, как помочь горю.

Возможно, современный правитель избрал бы иной путь, но у древних богов были свои понятия относительно того, что корректно, а что нет. Крон не стал долго размышлять, а просто пожирал всех младенцев, которых в изобилии производила на свет Рея. «О времена, о нравы!» — так воскликнет через много веков римский философ Цицерон. Но что Крону до каких-то там римлян, главное — прочность государственной власти, а для её достижения все пути хороши.

Отец Зевса обманут собственной женой

Но так мог рассуждать только мужчина, к тому же ослеплённый блеском славы. Его жена совсем не одобряла подобные взгляды и однажды, разрешившись в очередной раз от бремени, вздумала спасти своё чадо. Она подсунула Крону вместо очередной жертвы камень, обёрнутый пелёнками. То ли страх, порождённый предсказанием матери, оказался настолько велик, то ли владыка мира был уж очень неразборчив в пище, но только проглотил он этот булыжник, как сладкую булочку, и успокоился.

Тем временем Рея, внутренне торжествуя, спрятала своего младенца в пещере на острове Крите, где и взрастила его, вопреки всем коварствам мужа. Сына она нарекла Зевсом и поручила его охрану куретам — страшным, демоническим, но вполне одомашненным существам. Гесиод, уже упомянутый в рассказе, повествует о том, что они своим рёвом заглушали крик и плач младенца, что помогло сохранить в тайне место, где он был спрятан. Под их неусыпной опекой юный Зевс вырос могучим, прекрасным и на редкость умным. Сказались, видимо, наследственность и воспитание.

Хитрость жены молодого Зевса

Достигнув подобающего возраста, юноша женился на красавице Метиде. Надо сказать, что его избранница была от рождения склонна ко всякого рода интригам и очень желала помочь мужу достигнуть высшей власти. В это время Кронос — отец Зевса — правил, ничего не подозревая, и был абсолютно уверен в полной своей безопасности. Вот этим его заблуждением и воспользовалась Метида.

Она раздобыла чудодейственный напиток, которым Зевс тайно опоил своего папашу. Это не был банальный яд, это было нечто исключительное. Отведав его, кровожадный отец Зевса вдруг почувствовал тошноту и, к великой радости окружающих, изрыгнул из себя всех своих прежних детей, проглоченных им за все время супружества. Надо ли говорить, что они были живы, здоровы и полны сил... История сохранила их имена: Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия.

Десятилетняя война

Освобождённые таким чудесным образом братья и сёстры под предводительством Зевса объявили войну титанам — своим родственникам, рожденным Геей и Ураном до того, как последний был оскоплён. Поскольку отец Зевса, Крон, был их младшим братом, то следовательно, сами они приходились спасённым бунтарям дядями и тётями. Их было шесть титанов и шесть титанид. Война с ними продолжалась десять лет и шла с переменным успехом.

У Зевса было тайное оружие — циклопы, которых он по случаю войны вывел из мрачных глубин Тартара. Эти свирепые одноглазые существа бились с яростью и отчаянием, но не смогли одолеть тех, кого отец Зевса выставил против них. Свидетели этой битвы рассказывают о страшных молниях, сыпавшихся с неба на титанов, и о раскатах грома сотрясавших землю, но всё было тщетно. И вот тут наступил долгожданный перелом в ходе битвы.

Когда титаны уже готовы были праздновать победу, из недр земных вдруг появились сторукие существа гекатонхейры, которых Зевс берёг там на самый крайний случай. Кроме ста рук, у каждого из них было ещё по пятьдесят голов. Эти чудовища поднимали в воздух целые скалы и бросали их в своих противников, когда те приближались на достаточное расстояние. Античные авторы не скупятся на описание ужаса, которое их появление произвело среди войска незадачливого папаши Крона. Вмешательство этих существ решило исход дела — враг был разбит, и справедливость восторжествовала.

Поэзия Древней Греции

В наши дни отдельные скептики, не склонные доверять свидетельствам Гесиода, Гомера и прочих поэтов, описавших в своих произведениях события той эпохи, видят в этой десятилетней войне лишь отображение природных катаклизмов, некогда бушевавших на планете. Не будем их разубеждать — они лишены способности наслаждаться игрой поэтической фантазии. Думается, что и сами античные авторы не претендовали на документальность изложенного ими, но своими поэмами они заставили сладостно замирать сердца многих поколений людей.

Торжество победителей

Но вернёмся к подножию Олимпа, где ещё недавно все горело и содрогалось, охваченное безумным сражением. Там воцарился долгожданный мир. Титаны, поражённые ужасом при виде сторуких существ, дрогнули и бежали, но вскоре их, скованных цепями, сбросили в глубину земных недр. Бог-титан, отец Зевса, разделил общую участь и стал пленником Тартара. Пришёл конец господству диких и безличных космических сил. Их сменили человекоподобные божества - олимпийцы.

Как следует из целого ряда источников, отец Зевса, Посейдона и Аида — старик Крон — был прощён, примирился со своими детьми и отправился царствовать за Океан — так называлась величайшая из рек древнего мира, отделявшая царство живых от мира теней. Он показал там себя как мудрый и великодушный властитель, отчего время его правления принято считать счастливым и благодатным. Уходя в царство мёртвых, легкомысленный отец Посейдона и Зевса оставил после себя, кроме законных детей, ещё и тех, что были плодом его минутных увлечений. Наиболее известен из них Хирон — мудрый кентавр, рождённый от молодой нимфы Филиры.

Бессмертное время

Надо заметить, что по созвучию имён в общепринятой этимологии имя Кронос часто отождествляется с наименованием бога времени — Хроносом. Многие исследователи усматривают символику смены поколений в появлявшихся на свет и пожираемых Кроном детях. Это послужило причиной того, что в мифологии древних римлян отец Зевса Крон получил новое воплощение в образе Сатурна, символизировавшего собой неумолимость и быстротечность времени.

Ему посвящались торжества, на которых слуги и господа менялись ролями, как бы иллюстрируя тем непостоянство и изменчивость века. В целом же подобные праздники носили характер весёлых карнавальных действий. Как звали отца Зевса древние греки ― Крон или Кронос, сейчас уже трудно сказать, но в современном языке бытуют слова, в корнях которых сохранилось его имя, например: хронометр, хронология, хронометраж и так далее. Все они так или иначе связаны с понятием «время». Именно в них титан, отец Зевса, обрёл своё истинное бессмертие.

Итак, сперва, что мы знаем о Пантеоне Греческих богов. В переводе с Древнегреческого языка слово ПАНТЕОН означает ВСЕ БОГИ, так вот, греки, любящие во всем порядок разделили божеств на три группы:

ПАНТЕОН
НИЗШИЕ БОЖЕСТВА
ЧУДОВИЩА

О двух последних мы поговорим позже.
В пантеон входили 12 богов. Это число у многих народов является священным. Возможно, это связано с тем, что данное число можно получить, умножая 3 на 4. При этом 3 символизирует деление мира по вертикали (небо, земля и подземный мир), а 4 означает стороны света. Но как бы там ни было, состав пантеона был не очень устойчив. Обычно это Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис. Также мы знаем, что Пантеон располагался на горе Олимп в Олимпии.

А теперь попрошу многоуважаемого Зевса вернуться в свой портрет.

Зевс, Дий (Римское имя Юпитер) Самый главный бог, царь всех богов.
Зевс - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает "светлое небо". В античности этимология слова "Зевс" связывалась с корнями греческих слов "жизнь", "кипение", "орошение", "то, через что все существует". Зевс - сын Крона (отсюда имена Зевс Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Как Вы знаете, Зевс родился на острове Крит. И в самом начале олимпийского периода в греческой мифологии главным святилищем Зевса считался Китский лабиринт (Отсюда Зевс Лаброс, лаброс лабиринт.) В лабиринте обитал грозный получеловек, полу бык Минотавр. Бык одно из воплощений Зевса. Главными атрибутами Зевса Лаброса считается: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила.
Также Зевс был владыкой подземного мира (До Аида). Он был судьей над душами умерших. Отсюда эпитет Зевс Хтоний ("подземный").
Но позднее Зевс перебрался на Олимп и стал главой Пантеона богов. Его главным святилищем считается Храм Зевса в Олимпии. Зевс взял себе власть на Небе и теперь олицетворяет только светлую сторону бытия. Появляются эпитеты Эгидодержавный, Громовержец, Отец богов. Атрибуты молнии, эгида, орел, Ника. Сначала власть дается Зевсу нелегко. Против него заключают заговоры. (Гера, Посейдон и Афина Паллада, по другой версии, Аполлон). Благодаря своей любвеобильности Зевс стал покровителем многих сфер, (искусства музы, войны Афина, Арес, мудрости Аполлон и др.).
Зевс Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Он дает людям законы. Зевс вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого, "дарователем жизни", "всепородителем". Зевс покровительствует родовой общности людей, отсюда Зевс "родовой". В "Умоляющих" Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: "помощник в беде", "спаситель", "спаситель города", "основатель", "оградитель", Полней - "городской", Полиух - "владетель государства". Зевс Филий (покровитель дружеских союзов), "отчий", "отец", "отеческий". Он следит за соблюдением клятв. Зевс - помощник воинов и сам стратег, полководец (надписи на монетах), "воинский", "носитель победы". Известен Зевс Булей, покровитель народного собрания, скипетродержец, царь, "владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных", "всецарь", "эллинский" и даже "всеэллинский", которому в Афинах был учрежден специальный культ.
Зевс Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья - Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудреца Минос, Радаманф и Эак. Мифология Зевса Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, Зевс был избран на царство богами). Только в эллинистическую эпоху Зевс принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того "всецаря" и "всеэллинского" владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне "К Зевсу" стоика Клеанфа, где универсализм и космизм Зевса принимают монотеистические черты.

Расскажу короткий миф о царстве Аида.
Профессор кот что-то проговорил, и, его голос стал слышен как будто из далека. Класс стал терять очертания, и ученики очутились на небольшой лестнице, идущий куда-то вглубь скалы. Не пугайтесь. Это просто иллюзия. Мы совершим небольшую экскурсию в Аид или Ад.

Третьему сыну Кроноса и Реи, Аиду (Гадесу, Айдесу), досталось подземное царство мертвых, в которое никогда не проникают лучи солнца, кажется, по жребию, ибо кто добровольно согласился бы им управлять? Впрочем, его характер был настолько мрачным, что он не мог бы ужиться где-либо в другом месте, кроме преисподней.
Во времена Гомера вместо того, чтобы сказать "умереть", говорили "уйти в дом Аида". Воображение, рисовавшее этот дом мертвых, питалось впечатлениями прекрасного верхнего мира, в котором имеется немало несправедливого, устрашающе мрачного и бесполезного. Дом Аида мыслился окруженным крепкими воротами, самого Аида называли Пилартом ("запирающим ворота") и на рисунках изображали с большим ключом. За воротами, как и в домах богатых людей, опасающихся за свое добро, появился свирепый трехглавый и злобный сторожевой пес Цербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи. Цербер впускает сюда всех и не выпускает никого.
У каждого хозяина такого крепкого дома на земле были владения. Ими обладал и Аид. И, конечно же, там не наливалась золотая пшеница, не радовали прячущиеся в зелени ветвей алые яблоки и синеватые сливы. Там росли грустные на вид, бесполезные деревья. Одно из них до сих пор сохраняет восходящую к гомеровским временам ассоциацию со смертью и разлукой - плакучая ива. Другое дерево - серебристый тополь. Не увидеть душе-скиталице ни травы-муравы, которую жадно щиплют овцы, ни нежных и ярких луговых цветов, из которых плелись венки для людских пиров и для жертв небесным богам. Куда ни кинь взгляд - сильно разросшиеся асфодели, бесполезный сорняк, высасывающий из скудной земли все соки, чтобы поднять жесткий, длинный стебель и синевато-бледные цветы, напоминающие щеки лежащего на смертном одре. По этим безрадостным, бесцветным лугам бога смерти ледяной, колючий ветер гонит туда и сюда бесплотные тени мертвых, издающие легкий шелест, наподобие стона замерзающих птиц. Ни один луч света, не проникает оттуда, где протекала озаренная солнцем, сиянием луны и мерцанием звезд земная верхняя жизнь, не доходят ни радости, ни печали. На золотом троне восседает сам Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти - чернокрылый Танат с мечом в руках, рядом мрачные керы, а прислуживают Аиду богини мщения эринии. У трона Аида и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже великий Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и тяжкие сны тому, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе.
Если верить мифам, лишь единицам удавалось ненадолго вырваться из рук Аида и когтей Цербера (Сисиф, Протесилай). Поэтому представления об устройстве подземного мира были неясными и порой противоречивыми. Один уверял, что попадали в царство Аида морским путем и что находилось оно где-то там, куда опускается Гелиос, совершив свой дневной путь. Другой же, напротив, утверждал, что в него не плыли, а спускались в глубокие щели тут же, рядом с городами, где протекала земная жизнь. Эти спуски в царство Аида показывали любопытствующим, но мало кто из них торопился воспользоваться ими.
Чем больше людей уходило в небытие, тем более определенными становились сведения о царстве Аида. Сообщали, что оно девять раз опоясывалось священной для людей и богов рекой Стиксом и что Стикс соединялся с Кокитом, рекой плача, вливавшейся, в свою очередь, в выходящий из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Обитатель греческих гор и долин при жизни не видел таких рек, какие открывались его несчастной душе в аиде. Это были могучие настоящие реки, какие текут на равнинах, где-нибудь за Рифейскими горами, а не жалкие, пересыхающие знойным летом ручьи его каменистой родины. Их не перейти вброд, не перепрыгнуть с камня на камень.
Чтобы попасть в царство Аида, надо было дождаться у реки Ахеронт лодки, которой управлял демон Харон - безобразный старец, весь седой, с всклокоченной бородой. Переезд из одного царства в другое надо было оплатить мелкой монеткой, которую покойнику в момент погребения клали под язык. Безмонетных и живых - попадались и такие - Харон отталкивал веслом, остальных сажал в челн, и они должны были сами грести.
Обитатели мрачного подземного мира подчинялись строгим правилам, установленным самим Аидом. Но нет правил без исключений, даже под землей. Тех, кто обладал золотой ветвью, не мог оттолкнуть Харон и облаять Цербер. Но на каком дереве растет эта ветвь и как ее сорвать, никто в точности не знал.

Вдруг, берег реки Ахеронт превратился в стену с портретами богов, и вскоре все ученики снова оказались на своих местах.

Теперь поговорим о самой персоне Аида.
Аид буквально "безвидный", "невидный", "ужасный" - бог - владыка царства мертвых, а также само царство. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Деметры, Геры и Гестии, с которыми разделил наследие свергнутого отца, Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил, в то время как она собирала на лугу цветы. Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека; Аид - "богатый", именуется Плутоном (от греч. "богатство"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. Но были и среди смертных способные обмануть владыку царства умерших. Так, он был, обманут хитрецом Сисифом, покинувшим однажды подземные владения бога. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства Аида). Геракл похищает из царства мертвых пса - стража Аида.
В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства, и даже жену он добыл незаконным путем. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью.
Поздняя античная литература создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры в царстве мертвых" Лукиана, имеющие истоком, видимо, "Лягушек" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.
В римской мифологии Аиду соответствовал бог Орк.
Каждого, кто во времена расцвета греческих городов-государств посещал храм Зевса в Додоне, встречала надпись: "Зевс был, Зевс есть, Зевс будет". Она была рассчитана на людей, не очень хорошо знакомых с мифологией. Ведь, согласно рассказу Гесиода, Зевс был богом третьего поколения, и до него миром правили другие боги. Но даже если считать предшественников Зевса ненастоящими богами, то и в поколении сыновей Крона Зевс не был первым. Первым был Посейдон, как это явствует из самих мифов и из недавно прочтенных памятников греческой письменности II тыс. до н. э.
Во времена Троянской войны и более ранней войны "Семерых против Фив" главным богом был По-се-да-о, в котором мы без труда узнаем Посейдона". Это имя состоит из двух слов: "посей» - владеть и "да» - земля. Следовательно, не Зевс, а Посейдон был первым небесным супругом Земли и ее владыкой.
Оттеснение Посейдона в море может быть прослежено по ряду мифов, прежде всего по мифу о соперничестве между Посейдоном и дочерью Зевса Афиной за обладание Аттикой. Афина выиграла спор, поскольку дала Аттике оливковое дерево, а Посейдон смог лишь выбить бесполезный соленый источник. Состязание бессмысленно, если Посейдон был уже к тому времени владыкой соленых вод. Если это был источник пресной воды, что вполне естественно для владыки земли и неба, с его подземными водами и дождями, то, вероятно, существовал другой вариант мифа, в котором Посейдон давал Аттике столь необходимую ей пресную воду, как он это делал в Арголиде.
В древнейшем своем облике Посейдон связан с демоном плодородия, которого почитали, как на Балканском полуострове, так и в Малой Азии представляли себе в облике белого коня. Посейдону приносили в жертву белых коней. Он считался отцом белого небесного коня Пегаса, унаследовавшего дар высекать из земли источники. Посейдона называли родителем и других фантастических существ, имеющих конский облик, от пасущихся на лугах кентавров до коня Арейона, рожденного от. связи Посейдона с Деметрой.
Как бог-конь Посейдон считался покровителем бега коней. В его честь на Истмийском перешейке и в Немее (Пелопоннес) устраивались общегреческие конные состязания: знаменитые Истмийские и Немейские игры. Перед их началом, сдерживая нетерпеливых коней, возницы призывали Посейдона и молили его об успехе.
Но оставим "археологию" Олимпа и остановимся на том Посейдоне, который известен Гомеру как "синекудрый" и властвует над одними солеными водами. Ему мало дела до Олимпа, и обитает он на дне моря в великолепном дворце вместе с супругой Амфитритой, также, под стать ему, синеокой и вечношумящей. Амфитрита известна Гесиоду как одна из пятидесяти дочерей Нерея, однако по другой версии она океанида, дочь Океана и Тефиды, что по рангу более соответствует высокому положению Посейдона, которому не к лицу иметь тестем какого-то старца и целую кучу бедных родственниц.
Увидел Посейдон Амфитриту плещущейся вместе с подругами у острова Наксоса и долго любовался ею, пока не решил объясниться. Стыдливая морская дева, уйдя на глубину, поплыла к Атланту, стерегущему вход в Океан. Долго искал беглянку посланный за нею дельфин, а, отыскав, доставил на спине к своему владыке. И стала Амфитрита для бога морей тем же, что Гера для Зевса и Персефона для Аида.
Превратившись в бога морей, Посейдон оттесняет его прежних владык - морских старцев. Протей теперь занят тем, что пасет в морских глубинах принадлежащие Посейдону несметные стада тюленей; Главк одним из вариантов мифа превращен в сына нового повелителе морей; нереиды вместе с тритонами составили его торжественную свиту, а тот Тритон, который успел отделиться от собратьев и обосноваться в Капаидском озере в Беотии, был отнесен к числу сыновей Посейдона и получил во владение озеро Тритониду в Ливии.
В рассказах Гомера о Посейдоне как владыке морей сохранились следы его былого господствующего положения как бога Неба и супруга Земли. Он считает себя равным Зевсу:
Нет, не хожу по уставам Зевесовым, как он ни мощен.
С миром пусть остается на собственном третьем уделе;
Силою рук меня, как ничтожного, пусть не стращает!

Посейдон участвует в мятеже против Зевса, не признает решения олимпийцев о возвращении на родину скитальца Одиссея и губит других героев, угодных олимпийским богам.
Как и Зевс, Посейдон имеет наряду с законной супругой множество возлюбленных - морских и земных дев и считается божественным отцом некоторых героев, но их число по сравнению с сыновьями Зевса сравнительно невелико. Это герой Афин Тесей, фессалийский герой Пелий и его брат-близнец Нелей, ставший героем Элиды и отцом мудрого Нестора. "Малодетность" Посейдона и обилие порожденных им великанов - существ со звериными чертами и просто чудовищ дополняют его архаический облик. На сегодня все. Надеюсь, вам понравилась лекция. А теперь домашние задание :

1) Характеристика Зевса, Аида и Посейдона. Составьте на основе лекции краткую характеристику каждого из трех, выше перечисленных богов. Скопированные куски лекции оценю не выше балла. И главное не пишите много. Только главное. Атрибуты, эпитеты, бог чего и т. п. (1-2 балла.)
2) Сочинение: План царства Аида. Под словом план имеется ввиду устройство Аиды. Придерживайтесь порядка следования души умершего. То есть опишите маршрут следования души умершего. В лекции указанно не все. Материал можно найти в других источниках или проявить фантазию, но придерживайтесь мифа рассказанного выше. (1-4 балла.)
3) В лекции я рассказал Вам о том, как можно истолковать имя Зевса и Аида, а теперь пофантазируйте и придумайте собственное толкование имен этих богов. Своя точку зрения обоснуйте(1-2 балла)
4) Проявите фантазию, опишите, как Вы представляете себе Зевса, Аида и Посейдона. (1-2 балла.)

Дополнительное задание. + 2 балла.
Представьте, что Вы оказались во дворце Посейдона, опишите свои впечатления.

Бог Древней Греции Зевс известен нам, как главный бог-олимпиец, правящий всем миром, небом, громом и молниями. Бога Древней Греции Зевса ассоциируют с настоящим роком, судьбой. Это оправдано тем, что им были защищены люди: просящие и молящие. Зевсу повиновались не только подданные, но и цари, и остальные боги.

Древнегреческий Бог Зевс

Греческий бог разграничивал добро и зло, знакомил людей с понятиями стыда и совести. Зевс – верховный бог Олимпа, имел трех братьев, с которыми разделял власть. Местоположением бога была гора Олимп, потому патриархат Зевса назывался Олимпийским. Могущественность покровителя не удовлетворяла других богов, потому те пытались свергнуть его с трона. Совершить государственный переворот им не удалось, потому все нарушители были наказаны.

Как выглядит бог Зевс?

Бог Древней Греции Зевс был отцом всех людей и богов, а римская мифология отождествляла его с Юпитером. Благодаря Зевсу, Греция имела налаженный общественный порядок. Традиционное описание бога Зевса представляет собой изображение зрелого мужчины, имеющего благородное лицо, густые белоснежные локоны, бороду и сильный могущественный стан, сильные стройные руки. Более поздние художники изображают бога в огромном множестве обличий, среди которых Зевс предстает обманщиком женщин, персонажем любовных перипетий.

Чему покровительствовал Зевс?

Третий сын Кроноса отличался от остальных Богов. Он был не только справедливым, честным и порядочным руководителем, но и отвечал за благо всего населения. Основными задачами Зевса были:

  • оберегать городскую жизнь;
  • не допускать беспорядков и хаоса;
  • направлять жизнь в правильное русло;
  • защищать всех обиженных;
  • охранять семейный очаг;
  • следить за выполнением законов и соблюдением обычаев.

Это далеко не весь список того, за что отвечал Зевс. Древнегреческий бог неба и грома был способен решить любой насущный вопрос, успокоить и умиротворить каждого, кто нуждался в помощи в определенный момент своей жизни. Благодаря его «власти» все были уверены в том, что справедливость всегда будет торжествовать. Энергия бога распространялась на весь Олимп и восхищала своей чистотой.


Атрибуты бога Зевса

Каждый атрибут придавал Зевсу громовержцу силу и являлся неотъемлемой частью общего образа. Главной ассоциацией с Зевсом считается молния, находящаяся в руках покровителя, и служащая материальным оружием. Однако, это далеко не все атрибуты бога.

  1. Первым и одним из главных символов власти признан орел, который ассоциируется с Зевсом.
  2. Щит Зевса – символ гнева и ярости.
  3. Запряженная орлами колесница.
  4. Скипетр.
  5. Молот либо лабрис.

Семья Зевса

Зевс относится к поколению титанов. Его отец Кронос еще до рождения узнал, что его собственный сын свергнет власть отца, потому каждого младенца, рожденного Реей, он проглатывал. Как свидетельствует миф о рождении Зевса, его мать обманула Кроноса и произвела на свет малыша, скрывая это. Узнать точное место рождения ребенка невозможно, но лидером среди всех версий считается остров Крит. Чтобы смышленый Кронос не заметил рождения сына, ему пришлось поглотить камень в пеленке. Рожденный Зевс смеялся на протяжении недели – после этого цифра 7 стала считаться священной.

Критский вариант мифа настаивает на том, что Зевс был воспитан куретами и корибантами, вскармливался козлиным молоком, питался пчелиным медом. Считать эту информацию единственно верной - сложно. Другая версия предания гласит, что вскормленный козлиным молоком мальчик охранялся стражниками ежеминутно. В случаях, когда ребенок плакал, стража стучала копьями по щитам, чтобы обмануть слух Кроноса.

Выросший бог создал зелье, с помощью которого освободил своих братьев из Кроноса. Могучие братья затеяли борьбу с отцом, длительностью в 9 лет. Спустя время, определить победителя так и не удалось. Но, смекалистый Зевс громовержец нашел выход, освободив циклопов и сторуких. Они помогли повергнуть титана и низвергнуть его. После затянувшейся борьбы три брата, наконец, приступили к правлению островом.

Отец Зевса

По древнегреческой мифологии, Кронос был верховным божеством. Другая версия настаивает на том, что Кронос – бог титан, отец Зевса являлся богом земледелия, был отождествлен с Хроносом. Время правления Кроноса считается золотым веком в Греции. Главным атрибутом Кроноса считается серп. Кронос был верховным богом, и благодаря старшинству, стал царем.

Мать Зевса

Мать бога Зевса Рея считалась богиней земли, была титанидой и дочкой Геи и Урана. Рея являлась матерью Гестии – богини домашнего очага, Деметры – богини плодородия, – богини семей, Аида, Посейдона, Зевса. Рея запомнилась мифологии, как смелая и отважная титанида, которая смогла пойти против воли мужа, тайно родив ребенка. Рея обладала силой исцеления, которая пригодилась ей для сохранения жизни Диониса.


Жена Зевса

По утверждению некоторых мифов, Зевс был сильно привязан к Фетиде, хотел расстаться с женой ради нее. Единственным препятствием этому стало пророчество. Зевс соблазнял избранниц, принимая различные облики: лебедя, быка, змея, дождя, муравья, птицы, жука. Зевс не отличался постоянством и имел много жен и возлюбленных, среди которых:

  • Метида – единственная супруга Зевса, которая была проглочена;
  • Фемида;
  • Гера – последняя супруга бога;
  • Деметра;
  • Фива;
  • Фтия;
  • Айтос;
  • Ганимед.
  • Каллироя.

Сын Зевса

Зевс способствовал появлению на свет наисильнейших сыновей, которые сделали отпечаток в истории древнегреческой мифологии. Но, сильным и отважным сыновьям противопоставляются нежные, умные и плодовитые дочери Зевса. Сынами Зевса были:

  • рожденный Афродитой любовный бог Эрот;
  • бог борьбы Арес;
  • огненный бог Гефест, который покровительствовал кузнечным ремеслом;
  • Гермес, покровительствующий торговлей;
  • рогатый младенец Сабазий;
  • винодельный бог Дионис;
  • Аполлон – сын Зевса, бог света, музыки, медицинского ремесла.
  • Эгипан;
  • покровитель стада Пан;
  • Карпос.

Дочери Бога Зевса

Зевс – отец большей части известных миру богинь. Исходя из их количества, было совершено деление на группы по выполняемым задачам.

  1. 9 муз Зевса во главе с Евтерпой, Талией, Мельпоменой, Терпсихорой, Эрато, Полигимнией, Уранией и Каллиопой. Богини отвечали за науки, поэзию, искусство.
  2. Хариты, отвечающие за веселье, жизненную радость и удовольствие.
  3. Мойры, среди которых Клото, Атропос, Лахесис - отвечали за .
  4. Орами контролировались времена года.
  5. Эриниями совершались акты мести и восстания.
  6. К старшим музам относят Телксиопу, Аэду, Арху и Мелету.

Греческий бог Зевс был владыкой земли и подземелья, судил мертвых. Справедливым и сильным Зевсом были совершены как благие дела, так и настоящие подвиги во имя всеобщего добра. Зевс – не только настоящий верховный бог, покровитель и руководитель, он был символом братской любви, ума и логики. С малых лет Зевс отличался от сверстников жаждой жить, бороться за справедливость, побеждать. Легендарный титан был истинным борцом и строителем общего порядка.

Зевс (Дий), греч., лат. Юпитер - сын Кроноса и Реи, верховное божество древних греков.

Зевс не всегда был верховным богом и не правил вечно: власти над богами и людьми он добился, восстав против своего отца Кроноса, который ранее сверг с трона своего отца Урана - первого владыку мира после первоначального Хаоса. В отличие от высших (или единственных) богов многих религий Зевс имел свою индивидуальную биографию, он не воплощал в себе одни только высшие добродетели и не застыл в оцепенелой неизменности. Греки сотворили его по собственному образу и подобию и по образу тогдашних земных властителей. Поэтому Зевс обладает человеческими свойствами и чертами человеческого характера - естественно, преувеличенными и возвеличенными, как и подобает повелителю земных владык и бессмертных богов.

Родился Зевс в пещере горы Дикта на острове Крит. Роды были окружены тайной, ведь его мать Рея боялась, что ее супруг Кронос проглотит младенца, верный своему обычаю, позаимствованному у отца Урана. В этот раз Кронос проглотил продолговатый камень, завернутый в пеленки и подсунутый ему Реей. Так Зевс избежал судьбы своих старших братьев и сестер - Гестии, Деметры, Геры, Аида (Гадеса) и Посейдона, продолжавших существовать в утробе своего отца. Рея не могла оставаться с Зевсом, поэтому она доверила его попечению нимф, которые вскармливали его молоком божественной козы Амалфеи и пчелиным медом. Безопасность Зевса обеспечивали горные демоны Куреты. Когда Зевс плакал, они ударяли мечами в щиты и плясали под дикие крики, поэтому Кронос его не слышал. На горе Дикта и еще более высокой горе Ида Зевс вырос, возмужал и пришел к решению свергнуть Кроноса.

Первым делом Зевс заставил Кроноса извергнуть своих сестер и братьев, напоив его тошнотным зельем. Гестию, Деметру и Геру он отправил на край света, а Аида и Посейдона призвал присоединиться к нему, и они тут же общими силами повели атаку на Кроноса. Тот призвал на помощь своих братьев и сестер, титанов, и хотя пришли не все, атака молодых была отражена и постепенно их оттеснили на самую вершину горы Олимп. Но, как говорится, без пяти минут двенадцать Зевса выручили одноглазые великаны Киклопы. Они выковали ему молнии и громы, с помощью которых он отбился, а затем и перешел в контратаку. Шансы Зевса значительно возросли, когда между титанами возникли противоречия. Океан, Стикс, Прометей и некоторые другие, недовольные диктатом Кроноса, перешли на сторону Зевса. Тем не менее, целых десять лет жестокая борьба не могла привести к победе ни одну из сторон.. С помощью своих союзников Зевс, в конце концов, победил, низверг Кроноса и союзных с ним титанов в вечную тьму Тартара и провозгласил себя властелином всего, что существует и будет существовать.

Однако провозгласить себя властелином и стать им - далеко не одно и то же, и вскоре Зевс пришлось в этом убедиться. Во-первых, оставались его старшие братья Аид и Посейдон, которые благодаря своему происхождению и заслугам в борьбе с Кроносом могли притязать на свою долю власти. Однако появление нового противника объединило братьев. Богиня земли Гея разгневалась на Зевса за суровое наказание титанов, вступила в союз с богом темных подземных глубин Тартаром и породила стоглавое чудовище Тифона - специально, чтобы погубить Зевса. Тифон был так огромен, что под ним прогибалась земля, он выл голосами всех диких зверей и извергал из своих драконьих пастей пламя. Однако Зевс в трудном бою сразил Тифона своими громами и молниями и тоже сбросил в Тартар. Затем он предложил братьям разделить сферы влияния с помощью жребия, и те согласились. Тут уж Зевс постарался, чтобы ему повезло: в результате Посейдону досталось море, Аиду - загробный мир, а Зевсу - небо и земля.

Поначалу Зевс правил как тиран и даже пытался дважды уничтожить человеческий род. В первый раз он хотел сделать это потому, что люди показались ему уж слишком слабыми и беспомощными. Но ему помешал титан Прометей, творец людей.

Заботясь о своих творениях, Прометей принес людям огонь и знания. Во второй же раз Зевс решил погубить всех людей потому, что после получения даров Прометея они показались ему слишком могучими. Он наслал на свет потоп, но Прометей дал возможность своему сыну Девкалиону и его жене Пирре спастись, и они потом снова населили мир людьми. А Зевс укрепил свою власть, почувствовал себя уверенно и ослабил узду своего правления - и даже отпустил на свободу некоторых бывших своих врагов. Впрочем, он по-прежнему сохранял за собой абсолютную власть не только благодаря руководству победоносным восстанием и счастливому жребию, но, главным образом, благодаря своему могуществу.

Боги отдавали себе отчет в могуществе Зевса и поэтому подчинялись ему, хотя не всегда охотно, а порой даже пытались бунтовать. Однажды они даже попробовали свергнуть его с трона, но сторукий великан Бриарей выручил Зевса. Лишь одно восстание за все время владычества Зевс представляло серьезную угрозу - это был мятеж волосатых гигантов, но Зевс беспощадно подавил его с помощью остальных богов и своего земного сына Геракла. А в общем боги считали, что с верховным богом лучше жить по-хорошему; того же мнения придерживалось и большинство людей. В эпоху героев Зевс почти уже не злоупотреблял властью и могуществом, и хотя за ним водилось множество человеческих слабостей, все же он был намного лучше всех предыдущих правителей мира.

Зевс был абсолютным, но не всемогущим правителем. Этим он отличался от богов других религий, без воли которых даже волосок не мог упасть с головы человека. Над ним, так же как над остальными богами и людьми, царило нечто более высокое, неисповедимое и ненарушимое: судьба. Считалось, правда, что Зевс - властитель судеб; но это была всего лишь метафора: так же как любой другой бог или человек, Зевс мог повелевать судьбе лишь постольку, поскольку действовал в соответствии с ее предназначением. Против судьбы Зевс идти не мог, даже если бы захотел. Он был не властелином судьбы, но лишь ее стражем и исполнителем. Вспомним поединок Ахилла и Гектора: в решающий момент Зевс бросил на золотые весы судьбы жребии героев, жребий Гектора опустился вниз - и судьба его решена, он обречен, а Зевсу оставалось лишь констатировать это.

Как верховный правитель богов и людей Зевс был созидателем и охранителем божественных и человеческих порядков. Он вводил царей во владение, охранял народные собрания, укреплял порядок и право, был свидетелем и хранителем клятвы, карал за нарушения справедливости, защищал всех, кто обращался к нему за помощью (хотя не всегда отличался последовательностью). Он все видел, все слышал, все знал (если не сразу, то хотя бы задним числом). И будущее было ему известно, и иногда он давал понять об этом людям разными знамениями: явлениями природы, сновидениями и предсказаниями (особенно если люди просили его об этом, принеся соответствующие жертвы). Зевс раздавал людям добро и зло, по своему усмотрению выбирая эти дары из двух больших сосудов, установленных в его дворце. Самым сокрушительным его оружием были громы и молнии. У него же самого был несокрушимый щит (эгида - «козья шкура»), изготовленный из шкуры козы Амалфеи.

Основной резиденцией Зевса была раздвоенная вершина горы Олимп в греческой Фессалии, терявшаяся в облаках и достигавшая неба. Там стоял его великолепный золотой дворец, построенный Гефестом. Кроме того, Зевс охотно проводил время на критской горе Ида, на другой Иде - в Троаде, на фокийском Парнасе, беотийском Кифероне и на других горах. Когда Зевс под именем Юпитера стал также богом римлян, одним из мест его пребывания стал римский Капитолий. Свои выезды из Олимпа Зевс совершал в золотой колеснице, но мог прибегать и к более скромным способам передвижения. Практически же он был вездесущим, и к нему можно было взывать о помощи не только в его храме, но и в любом месте. Иногда Зевс приходил в мир, изменив свое подобие, он мог предстать в виде человека, зверя или природного явления - впрочем, этой привилегией обладал любой бог.

Зевс не слишком обременял себя своими руководящими функциями. В основном он проводил время за великолепными пирами в компании остальных богов-олимпийцев, где в качестве главного блюда подавалась амброзия, а в качестве напитка - нектар. Эти деликатесы, рецептура которых нам, увы, неизвестна, обеспечивали богам бессмертие и вечную свежесть сил, без которой в бессмертии было бы мало радости. На пирах, которые одновременно были совещаниями богов, Зевс восседал на золотом троне. Обслуживали его виночерпий богов Ганимед и богиня юности Геба, прелестные Хариты и богини искусств Музы развлекали его танцами и песнями. Когда Зевс осуществлял свои владыческие функции, его сопровождали боги и богини Кратос, Зелос, Биа и Нике, олицетворявшие власть, рвение, силу и победу. Когда же Зевс выступал в роли верховного судьи, у его трона стояли Фемида - богиня законного порядка и Дике - богиня справедливости. Обеспечивать порядок в природе ему помогали богини времен года Горы. Неразлучными спутницами Зевса были также Тиха - богиня счастливого сайт случая, богиня мира Эйрена и богиня радуги Ирида, одновременно выполнявшая функции вестницы Зевса, так же как и Гермес.

Супругой Зевса была его сестра - прекрасная и величавая Гера. Она родила Зевсу троих детей: бога войны Ареса, кузнеца и оружейника богов Гефеста и богиню вечной юности Гебу. Зевс воздавал Гере всевозможные почести и высоко ее ценил. Но это не мешало ему иногда заглядываться на других женщин. Честно говоря, «иногда» - не то слово: Зевс был жуткий юбочник и с одинаковой охотой выбирал себе возлюбленных среди богинь и среди смертных женщин. Богиня Деметра родила ему Персефону, Мнемосина - Муз, Эвринома - Харит, Фемида - Гор и Мойр, Майя - Гермеса, Лето - близнецов Аполлона и Артемиду; Диона, говорят, родила ему Афродиту. Не всегда ему удавалось сразу добиться взаимности, даже смертные женщины порой уклонялись от такой высокой чести. В таких случаях Зевс без колебаний превращался в их супругов, в быка, лебедя, дождь - во что угодно, лишь бы добиться своей цели. Перечень потомков Зевса от смертных женщин выглядит весьма солидно: Алкмена родила ему Геракла, Семела - Диониса, Даная - Персея, Европа - Миноса, Сарпедона и Радаманфа, Антиопа - близнецов Амфиона и Зета, Леда - Полидевка и Елену. О многих его потомках мы вообще толком не знаем - какая бессмертная или смертная женщина приходится им матерью? Но бывали и такие случаи, когда женщины приписывали Зевсу отцовство, чтобы похвастаться или вывернуться из щекотливого положения. Но самую любимую дочь, Афину, Зевс сотворил без женской помощи: он родил ее сам, из своей головы, откуда она сразу выскочила в полном вооружении. Обо всех своих детях Зевс позаботился как следует, во многих случаях - лучше, чем о своих возлюбленных. Все они также сыграли важную роль в мире мифов (об этом рассказано в соответствующих статьях).

Понятное дело, Гера неодобрительно относилась к увлечениям Зевса. Она преследовала его любовниц и их детей и устраивала ему такие сцены ревности, что Олимп содрогался и на земле возникали бури. Однако Зевсу удавалось утихомирить ее: в конце концов, он был не только супругом, но и богом. Помимо своей слабости к женщинам (если это можно так назвать) Зевс не был лишен и других недостатков. Иногда он бывал недальновидным, особенно под влиянием богини заблуждения и помрачения ума Аты, несколько раз его бдительность буквально усыплял бог сна Гипнос; кроме того, Зевс любил похвастаться, хотя уж ему-то это было совсем ни к чему. Остальные боги искусно использовали эти его недостатки, а также его ласковость и отвращение к ссорам. Самой большой мастерицей по этой части была, конечно, Гера.

Тем не менее, Зевс был самым могучим и благородным из богов. Ему принадлежали титулы и эпитеты, которые на древнегреческом звучат куда лучше, чем в переводе: «всевластный», «всемудрый», «тучегонитель», «громовержец», «высокогремящий», «ясноблещущий» и т. д. Но чаще всего люди просто называли его «Олимпийцем» или «Всевышним», а в особо торжественных случаях - «Отцом богов и царей». Его символом были громы и молнии, из птиц - в основном орел, из деревьев - дуб. Греки (и римляне) представляли себе его в виде величественного мужчины с густой волнистой бородой и усами; в его спокойном взгляде отражалось гордое сознание несокрушимой силы.

На современном уровне исследований Зевс считается древним богом индоевропейского происхождения, сайт родственником индийского Дьяуса, этрусского Тина (Тинии) и римского Юпитера. Греки принесли с собой Зевса из прежних мест своего пребывания. Первоначально они почитали его как бога неба и небесных явлений, властелина погоды. Всевышним богом он стал лишь в процессе антропоморфизации древних богов, т. е. их превращения в существа, подобные людям по своему внешнему виду и свойствам. При этом (явно под влиянием древнейшего населения Греции) Зевс приобрел разнообразные новые функции, которые обозначались индивидуализирующими атрибутами. В конечном итоге греки вчленили Зевса вместе с остальными богами в родовую систему, отвечающую представлениям родового общества, и придали ему облик земного властителя тех времен, только более могущественного во всех отношениях. Мы встречаем Зевса под его собственным именем уже на табличках, написанных крито-микенским линейным письмом «Б» (14-13 вв. до н. э.). В том виде, в каком мы знаем Зевса сегодня, его впервые описывает Гомер в «Илиаде» и «Одиссее», а затем Гесиод в своей «Теогонии».

Греки почитали Зевса превыше всех остальных своих богов, несмотря на слабости и недостатки, которые приписываются ему в мифах. Они сооружали ему храмы, алтари и статуи во всем своем мире, который не ограничивался территорией нынешней Греции, а включал прибрежные области современной Турции и южной Италии с близлежащими островами, местами же доходил до устья Дона на севере, к Нижнему Нилу на юге, к реке Эбро на западе, на востоке его отростки уходили далеко за Тигр.

Все храмы, посвященные Зевсу, сегодня лежат в развалинах. Самыми значительными из них были храмы в Олимпии, Афинах и в Акраганте на Сицилии. Первый был построен в 460-450 гг. до н. э. по проекту Либона из Элиды. Афинский храм Олимпион был крупнейшим на территории нынешней Греции (108 х 41 м в плане, 104 колонны высотой 17,5 м - из них пятнадцать стоят до сих пор). Фундамент этого храма был заложен Писистратидами ок. 515 г. до н. э., а достроен он был лишь при императоре Адриане в 132 г. н. э. Еще больший храм соорудили сицилийские греки в Акраганте в начале 5 в. до н. э.: его площадь в плане равнялась 113 х 56 м, а в фасаде колонны чередовались с теламонами. Из алтарей Зевса самый знаменитый - Пергамский (180-160 гг. до н. э.); после того как его обнаружил Гуманн, алтарь был перевезен в Берлин, реконструирован и размещен в специально построенном Пергамон-музее, который теперь является составной частью Государственных музеев в Берлине.

Из статуй Зевса, пожалуй, наиболее известен «Зевс из Отриколи» - римская копия с греческого оригинала, приписываемого Бриаксису (4 в. до н. э.). Наиболее ценная - бронзовый «Зевс из Артемисия», приписываемый афинскому скульптору Каламису (5 в. до н. э.) и выловленный из моря в 1926-1928 гг. у мыса Артемисия на северной Эвбее; он был найден среди обломков античного корабля, перевозившего в Италию награбленные произведения греческого искусства. Некоторые искусствоведы видели в нем Посейдона; но в любом случае это одно из лучших произведений античной пластики. Оригинал находится в Национальном археологическом музее в Афинах, а точная копия украшает вестибюль здания ООН в Нью-Йорке, рядом с моделью первого советского спутника. Однако наиболее знаменита была статуя Зевса в Олимпии, выполненная Фидием из золота и слоновой кости ок. 430 г. до н. э. Древние считали ее одним из «семи чудес света», но в начале 5 в. н. э. по приказу императора Феодосия II ее увезли, как языческого идола, в Константинополь, где она впоследствии исчезла без следа. Ее списали как жертву пожара 475 г.

Если бы мы вздумали перечислить европейских художников, изображавших Зевса, то фактически получили бы перечень чуть ли не всех мастеров Ренессанса, барокко, классицизма и многих художников более позднего времени. На всех картинах, изображающих сонм греческих богов, Зевс занимает центральное место - например, на картине Рубенса «Собрание олимпийских богов» (ок. 1602, Картинная галерея Пражского Града).