Демографическая политика франции. Примеры реализации демографической политики в различных зарубежных государствах. В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и постарением населения и трудовых ресурсов, усилился интер

В Суздале 18-22 февраля проходил Второй Российский экономический конгресс (РЭК-2013). Пять дней экономисты обсуждали пути развития России, ставили «диагнозы» и выписывали «лекарства». OPEC.ru начинает серию публикаций по материалам конгресса. Доклад Сергея Рыбальченко о связи демографии и семейной политики

В семейной политике Франции Россия может почерпнуть немало полезных рецептов для улучшения своих демографических показателей, считает доцент Высшей школы экономики Сергей Рыбальченко.

«Семейное» наследие де Голля

«Многолетний национальный консенсус в понимании необходимости системной поддержки семей с детьми» – в этом, по мнению Рыбальченко, секрет высоких демографических показателей Франции.

Государственная поддержка, реализуемая на протяжении уже более 60 лет, включает многочисленные семейные пособия и выплаты, отпуска по уходу за детьми, налоговые льготы, бесплатные ясли и детские сады. 43-46% всех выплат приходится на многодетные семьи.

Семейная политика во Франции ориентирована на занятость родителей. Женщинам оказывается помощь в совмещении родительских и трудовых обязанностей. Существует развитая система ухода за детьми до 3-х лет, дошкольное образование получают почти все дети до 6 лет.

Управление семейной политикой строится на принципах партнерства государства, бизнеса, общественности и семей. Существует продуманная система институтов семейной политики (среди них – Высший совет по делам семьи, Национальная касса семейных пособий и т.д.)

Демографические дивиденды такой политики вполне показательны, подчеркнул Сергей Рыбальченко. К 2050 году население Франции, по прогнозам, составит 75 млн человек против 60,7 млн сейчас. С 1994 по 2010 гг. суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – среднее число рождений на одну женщину фертильного возраста вырос с 1,6 до 2,07. Таким образом, Франция, в отличие от ряда других развитых стран, достигла уровня простого воспроизводства населения.

Для сравнения: в России в 2011 г суммарный коэффициент рождаемости составил 1,58. В 2025 году этот показатель в соответствии с Концепцией демографической политики в РФ должен достигнуть 1,95 (что меньше уровня простого воспроизводства населения).

Политика поддержки рождаемости во Франции восходит к Шарлю де Голлю. В марте 1945 года де Голль заявил, что Франции нужны 12 млн новорожденных детей в течение 10 лет, и тем самым провозгласил начало активной семейной политики. В тот же период были созданы Национальный институт демографических исследований Франции и основные институты семейной политики.

«Заветы» семейной политики

Сергей Рыбальченко привел главные принципы семейного курса Франции:

  1. Политика в этой области должна оправдывать свое название: она должна быть нацелена на семью, а не на отдельных ее членов. Поэтому все налоговые скидки и социальные меры носят семейный характер.
  2. Универсальность семейной политики: помощь оказывается всем семьям с детьми. Половина всех выплат семейных пособий не связана с уровнем доходов семьи.
  3. Социальность семейной политики: появление ребенка не должно резко снижать уровень жизни семьи.

Все три принципа в сумме дают синергетический эффект, полагает Рыбальченко.

Льготы и пособия семьям с детьми

Снижение налогов на одну семью составляет до 1400 евро в год, отметил докладчик. Такую льготу получают примерно 6,8 млн семей. В 1945 году, например, был введен семейный коэффициент – реальное снижение налогов, связанных с расходами на детей. По сути, это и смягчение неравенства семей с точки зрения доходов.

Семь видов пособий выплачивается семьям независимо от уровня их дохода. Среди них, например, – семейное пособие, начиная со второго ребенка, дополнительное пособие в случае, если родитель полностью или частично оставляет работу для воспитания детей до 3-х лет, помощь матерям-одиночкам, поддержка в случае невыплаты алиментов и т. д.

Четыре вида пособий выплачиваются только бедным семьям с детьми. В результате доля бедных детей без учета выплат семейных пособий – 27%, а с учетом – лишь 7%. Бедные семьи получают, помимо единовременного пособия по рождению ребенка и базовых выплат на ребенка до 3-х лет, также средства на школьные принадлежности для детей до 18 лет.

Более 6 млн человек во Франции получают пособие на жилье (если учесть всех членов семьи, эта цифра окажется вдвое больше). Это и прямая помощь в покупке жилья через местные Фонды жилищной солидарности, финансируемые на паритетных началах государством и депаратментами, и пособие на оплату жилья (для молодых супругов, семей с детьми или с родителями, находящимися на иждивении, и т.д.). Финансовая поддержка дается и при переезде, ремонте или перестройке жилья.

Среди пенсионных льгот – например, дополнительные 10% к базовой пенсии для женщин, воспитавших троих детей, и еще 5% – за каждого последующего, а также страхование пенсий для домохозяек с детьми (для бедных семей).

Забота о младенцах

Обеспеченность услугами присмотра за детьми до трех лет составляет во Франции 48%, привел данные докладчик. В России – втрое меньше, 16%. Между тем, это важнейший фактор роста рождаемости – за счет дополнительных возможностей для женщин совмещать работу и воспитание детей, подчеркнул Сергей Рыбальченко.

Система ухода за детьми раннего возраста – это ясли (муниципальные, ведомственные, семейные, частные, микроясли на предприятиях), няни и финансовая помощь семьям, если за детьми присматривают родственники (180 евро в месяц). Воспитатели также могут принимать детей у себя дома. Подготовка педагогов подтверждается государственным сертификатом.

Институты семейной политики

Национальная касса семейных пособий во Франции – управляющий партнер государства в сфере семейной политики. По словам Сергея Рыбальченко, этот институт семейной политики напоминает «симбиоз Фонда социального страхования и Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях». Он определяет основные направления политики социальной поддержки.

Существует также Национальный союз семейных ассоциаций UNAF – институт общественно-государственного партнерства, учрежденный Шарлем де Голлем и финансируемый государством. Он объединяет 70 национальных движений и свыше 7 тыс организаций по всей Франции, имеет 17 тысяч представителей во всех структурах, влияющих на семейную политику.

У UNAF две миссии: представлять интересы семей в госструктурах и участвовать в управлении службами, которые находятся в ведомстве госструктур.

Новые возможности для России

На основе французского опыта Рыбальченко считает необходимым переход от стимулирования рождаемости – к «снятию препятствий на пути семей иметь желаемое число детей». Он предложил перспективные для России решения в области семейной политики, исходя из опыта Франции:

  1. Развитие принципов универсальности и семейности через налоговое законодательство. Формирование институтов семейной политики:
    • Совет по делам семьи и национальному развитию при Президенте РФ, советы по делам семьи при губернаторах и главах муниципальных образований;
    • Фонд поддержки семей и детей (на базе Фонда социального страхования и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);​
    • Центры поддержки семьи в каждом муниципальном районе и городском округе: социальная работа с семьями.
  2. Формирование развитой системы услуг по уходу за детьми до трех лет (в том числе вне структуры дошкольного образования).
  3. Формирование системы семейных пособий и выплат, существенно снижающих риск попадания в бедность при рождении ребенка. Использование материнского капитала на текущие выплаты по социальному контракту, расширение применения в сельской местности (автомобиль, фермерское хозяйство).
  4. Формирование рынка арендного жилья в интересах семей с детьми – субсидированного найма жилья.
  5. Расширение пенсионного обеспечения – увеличение предельного срока, зачисляемого в трудовой стаж, до 1,5-2 лет на каждого ребенка.

2.2. Демографическая политика в зарубежных странах
В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики:
1) политика, направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран);
2) политика, направленная на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.
Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.
Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения, особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи.
_________________________
www.eup.ru/Documents/2006-07-12/44B32-1.asp

Рассмотрим страны с демографической политикой, направленной на увеличение численности населения.
Франция. Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран, столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.
Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год - 28,3 млн. человек, 1901 год - 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн. человек.
Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года - запрещены аборты.
В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3-0,4%.
Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличилось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек - за счет репатриации французов из бывших колоний.
Современные меры пронаталистской демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.
Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей - 107 евро в месяц, на троих - 244, на четверых - 382, на пятерых - 519, на шестерых - 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет - 30 евро и старше 16 лет - 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.
Помимо этого выплачивается ряд иных пособий.
Швеция. Росту населения в последние годы способствует активная демографическая политика; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов.
Политика Правительства Швеции направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке - каждая женщина имеет реальные возможности заработка.
Большое внимание уделяется проблемам планирования семьи и сексуального образования молодежи, профилактике семейного насилия.
Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной революции, в школах стали обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, а несколько позже - ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.
Евросоюз. Между странами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми.
Семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.
В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.
Размер пособия в большинстве стран Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.
Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы.
США. Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.
Сложившаяся в США благоприятная демографическая ситуация - это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.
Сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий идеология социальной политики США складываются из следующих принципов:
либерального индивидуализма как высшей ценности;
трудовой этики как базового элемента системы ценностей;
доверия к рыночным механизмам, которые одни способны привести общество к росту и процветанию;
свободы семьи как частного института, отказ от вмешательства государства в дела семьи;
распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств;
влияние социального дарвинизма, провозглашающего, что выживание сильнейшего является естественным порядком вещей и общественное вмешательство в этот процесс контрпродуктивно;
определенное оправдание расизма;
отсутствие положения о социальной ответственности на федеральном уровне (в отличие от правительств штатов).
Самое главное - это то, что открытая иммиграционная политика, сводит к нулю необходимость проведения пронаталисткой демографической политики.
В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке самых нуждающихся.
В настоящее время социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как правило, крупные фирмы имеют программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и др.
_________________________
Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. - 25 (277)


Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский Государственный Технический Университет»

Кафедра ИС и ПМ

Реферат
По дисциплине
Мировая экономика
По теме «демографическая политика»

Выполнила:
студентка группы Ба-281
Руководитель:

Мурманск
2009

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………3
1. Понятие демографической политики………………………………………..4
1.1 Из истории демографической политики…………………………………6
2. Демографическая политика в развитых и развивающихся странах……….9
2.1 Развитые и развивающиеся страны: причины демографических различий…..................... .............................. .............................. ............................12
2.2 Особенности демографической политики Китая………………………13
2.3 Особенности демографической политики Франции……………………15
3. Демографическая политика РФ……………………………………………… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……………22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… ……………………24

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире существует огромное количество проблем, таких как преодоление отсталости развивающихся стран, предотвращение ядерной войны, ликвидация опасных болезней, продовольственная и энергетическая проблемы, загрязнение окружающей среды и ряда других проблем, но особое место среди них занимает демографическая проблема.
Для решения данной проблемы в каждом государстве признана необходимость проведения демографической политики, т. е. воздействия государства на процессы рождаемости независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.
В зависимости от демографической ситуации существуют два основных типа политики: 1) направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и 2) направленная на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено как с трудностями морально-этического плана, так и с нехваткой финансовых средств.
Цель данной работы- изучить основы демографической политики, её сущность и особенности.
Таким образом ставятся следующие задачи:

    дать анализ термина демографическая политика
    дать характеристику демографической политики в развитых и развивающихся странах
    проанализировать особенности демографической политики в РФ.
    Понятие демографической политики
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом, рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но тем не менее имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения.
Все три вида политики различаются сферами регулирования.
Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества. 1
Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:
      воздействие на воспроизводство населения (его можно назвать
      демографической политикой);

      воздействие на процесс социализации подрастающих поколений
      (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка, профессиональная ориентация,
      нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.

      регулирование комплекса условий труда (установление границ и
      общих масштабов занятости, регулирование продолжительности рабочего дня
      и периодов груда и отдыха, охрана труда, регулирование профессионально - квалификационного роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);

      регулирование миграций и территориальной структуры населения
      и осуществление других мер, от которых зависит весь комплекс труда и
      отдыха;

      воздействие на общие условия жизни всех слоев населения (жилищное законодательство, политика в области здравоохранения и медицинского обслуживания, регулирование масштабов, структуры и направленности свободного времени и т.д.) 2
Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных на стимулирование рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи - по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимущества для малодетных семей. Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др. Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др. 3
      ИЗ ИсториИ демографической политики
История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы демографического перехода - была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А.Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.
Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине ХХ в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения - во втором случае.
Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. “Всемирный план действий в области народонаселения”, содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. Затем на конференциях в Мехико и в особенности в Каире он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений.
Однако для того чтобы сделать демографическую политику по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления. Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50-х и 60-х годов, когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали. Все это привело к тому, что в 60-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция. Здесь уместно вспомнить слова американского писателя Эптона Синклера о том, что “контроль над рождаемостью является высшим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания”.
Сексуальная революция вызвала к жизни острейшие противоречия во взглядах и соответственно полемику и борьбу мнений. В первую очередь, пожалуй, они коснулись отношения к абортам. В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступила католическая церковь. Еще в 1987 г. Ватикан издал специальную “Инструкцию” по этому поводу, а на Каирской конференции 1994 г. снова высказался столь же резко. Против абортов и вообще планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение к ним гораздо терпимее. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов.
Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся - 50%. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии - 100 млн, в Латинской Америке - 75 млн семей. Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах. 4

Таким образом , демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения: на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой таких мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредствованно, через поведение человека.
Отношение к демографической политике неодинаково в различных подсистемах и странах в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода. 5

    ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Наиболее четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах. Проблема эффективного управления демографическими процессами, и прежде всего ростом населения, ставится там в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.
Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-e годы. В 47 странах, где сосредоточено 83.5% населения этой подсистемы мирового хозяйства, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в вначале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Правительства исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2.5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности.
Политика по ограничению прироста населения чаше всего осуществляется в рамках «планирования семьи». Индия первой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государственные пятилетние планы развития народного хозяйства задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распространение модели двухдетной семьи. За прошедшие десятилетия демографическая политика достигла определенных результатов, хотя и не в таких масштабах, как планировалось, - прекращение роста населения к концу столетия. Население Индии в 1947 г. составляло 343 млн. а в 2000 г. превысило 1 млрд человек.
В Китае планирование семьи рассматривается как основополагающая политика. С 1981 г. в стране существует государственный комитет планирования рождаемости. Цель программ планирования семьи - отсрочка брака, увеличение интервалов между рождениями детей и особенно - поощрение однодетной семьи. Произошла резкая перемена в официальных воззрениях, разрыв с одной из кардинальных установок маоистской экономической стратегии "много людей - хорошо решать дела».
Своеобразие демографической политики КНР заключается в относительно большой роли запретительных мер, в число которых входят административные и экономические санкции против многодетных, а затем и двухдетных семей. Противоречие демографической политики в КНР, так же, как и в Индии. заключается в том, что курс на однодетную семью не соответствует репродуктивным установкам более чем 700 млн сельского населения в основной массе ориентирующегося не менее чем на двух детей. Однако сейчас КНР по показателям воспроизводства населения ближе стоит к промышленно развитым, чем развивающимся странам. Ее политика явилась своего рода катализатором ускорившим процесс демографического перехода в мире. Осуществление поставленной цели - сокращение прироста населения - вызвало новые проблемы в частности старение населения. В середине 70-х годов КНР была одной из самых молодых по возрасту населения стран, где средний возраст жителей не превышал 30 лет. Сейчас свыше 100 млн человек там старше 60 лет.
В целом программы планирования семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не могут сделать бедную страну богатой и даже не продвинут ее на несколько градусов по шкале развития.
На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена концепция о том. что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Программа действий, одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г в Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и определяющим ""фактором человеческого прогресса, утверждалось, что наиболее эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-экономического развития. Планирование населения может дать некоторые результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала основное право человека "свободно и ответственно" выбирать число детей.
Подобные отличные концептуальные подходы определяются не только экономическими причинами. Они связаны с коренными изменениями на международной арене. Нет больше социалистического содружества, и западные страны могут навязывать развивающимся странам свое видение проблем. Возможно, у них существует опасение, что со временем западная цивилизация с ее низкими темпами роста населения окажется слишком малочисленной, чтобы противостоять многонаселенным развивающимся странам. Беспрецедентный рост населения в развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения дохода в мире. У стран Запада нет желания увеличивать экономическую помощь, необходимую для содействия развитию периферийных стран. 6
В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.
Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.
В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.
Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция. 7

2.1 РАЗВИТЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ: ПРИЧИНЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ

В силу множества причин аграрное общество (развивающиеся страны) отдает предпочтение большой семье, а индустриальное (развитые страны) - малой. Рассмотрим несколько конкретных позиций.
1. Дети: экономическое подспорье или обуза? Хорошо известно, что дети сельских жителей трудятся часто наравне со взрослыми, принося в дом дополнительный доход, а в условиях города возможности ребенка внести свой вклад в экономическое благосостояние семьи более ограничены.
2. Гарантии в старости. В индустриально развитых странах существуют специальные системы пенсионного обеспечения и сложившиеся программы по охране здоровья. В слаборазвитых государствах люди преклонного возраста надеются только на самих себя. Предполагается, что многодетная семья обеспечит достойную старость своим родителям.
3. Положение женщины. В развитых странах эмансипация женщин, стремление овладеть престижной профессией и сделать карьеру не способствуют повышению рождаемости. В соответствии же с вековой традицией во многих отсталых странах первой и главной задачей женщины остается рожать и воспитывать детей.
4. Религиозные верования. Практически все мировые религии (особенно ислам) поощряют большие семьи. При этом, если горожане иногда уходят от влияния жестких религиозных установок, то люди в аграрных обществах стремятся сохранить сложившиеся религиозные традиции.
5. Доступность противозачаточных средств. Ясно, что желание ограничить число детей в семье трудно осуществить, если недоступны безопасные и эффективные контрацептивы. В условиях ужасающей бедности подобные контрацептивы - едва ли не предмет роскоши.
Можно привести и другие факты, свидетельствующие о том, что быстрый рост населения в слаборазвитых странах теснейшим образом связан со всем комплексом социальноэкономических условий, присущих странам «третьего мира». В то же время в развитых обществах рождаемость уже приблизилась к уровню простого воспроизводства, а в некоторых из них наблюдается естественная убыль населения, т. е. начались депопуляционные процессы. 8

2.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ
По численности населения Китай занимает первое место в мире. К концу 2000 г. в континентальной части Китая проживают 1,295 млрд. человек (не включая население ОАР Сянган, провинции Тайвань и района Аомэнь), что составляет 22 процента населения мира.
По данным на начало 2005 года, население Китая составляло 1,3 миллиарда человек.
Средняя плотность населения в Китае составляет 130 человек на 1 кв. км.. Население размещено очень неравномерно: в густонаселенных приморских районах Восточного Китая плотность – более 400 человек на 1 кв. км., в Центральном Китае – более 200 человек на 1 кв. км., а на нагорьях Западного Китая этот показатель меньше 20 человек на 1 кв. км..
Если правительство не может эффективно сдерживать чрезмерно быстрый рост населения, не может снизить огромное давление растущего населения на земельные, лесные и водные ресурсы, то спустя несколько десятилетий неизбежно ухудшается экология и окружающая среда, что несомненно становится угрозой элементарным условиям существования человека и продолжительному социально-экономическому развитию общества. Вот почему исходя из реальной ситуации в стране – обширности территории, отсталости экономики, многочисленности населения и недостатка в пахотных землях – китайское правительство приступило к контролю за рождаемостью и комплексному повышению качества жизни населения.
Это призвано содействовать скоординированному развитию народонаселения, с одной стороны, и экономики, общества, ресурсов и окружающей среды, с другой. Благодаря принятым мерам коэффициент рождаемости стал ежегодно снижаться, к концу 1998 года он снизился с 34,11 промилле в 1969 году до 16,03 промилле, естественный прирост населения соответственно снизился с 26,08 промилле до 4,53 промилле. Ныне в Китае в основном осуществлен переход к новой модели воспроизводства народонаселения, характеризующейся низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом населения. 9
Демографическая политика Китая направлена на "погашение" высокой рождаемости. Так, был повышен возраст вступления в брак (для женщин до 20 и для мужчин до 22 лет), установлены разного вида поощрительные льготы, и наоборот, меры наказания. Главная цель демографической политики в Китае - переход от многодетной к однодетной или, по крайне мере, двухдетной семье. Поэтому ее проводят под девизами: "Один ребенок в семье", "Одна супружеская пара - один ребенок", "Народ без братьев и сестер" и т.п. Супружеская пара, ограничившаяся одним ребенком, получает льгот: надбавки к зарплате, выплату ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в детский сад, при поступлении в школу, вуз и т.п. Двухдетная семья не только лишается всех этих льгот, но и обязана заплатить штраф, помимо этого, родителей могут понизить в должности. А для семей с большим количеством детей установлена еще шкала прогрессивно растущих вычетов из заработной платы. Разрешение на рождение ребенка выдает местный комитет по планированию семьи, причем с указанием определенного срока. 10
В ближайшие годы Китай намерен укреплять и совершенствовать систему законодательного обеспечения политики ограничения рождаемости, стремиться к обеспечению полового баланса населения, добиваться уменьшения количества новорожденных детей с ограниченными возможностями.

2.3 ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ

На данный момент Франция демонстрирует не самые высокие показатели рождаемости в Европе: в этом вопросе ее все еще превосходит католическая Ирландия (1,99 ребенка на каждую женщину), не говоря уже об американских 2,01. Тем не менее остальные страны мира, в которых прирост населения давно уже преодолел нулевую отметку и стремительно осваивает отрицательные величины, прилагают немалые усилия для изучения именно французского опыта, который позволяет не только иметь по 1,94 ребенка на каждую женщину, но и не противопоставлять деторождение успешной самореализации как в личной, так и в профессиональной жизни этой самой каждой женщины.
Именно Франция оказалась первой европейской страной, которая еще сто лет назад столкнулась с проблемой недостаточного воспроизводства населения. С тех пор каждое национальное правительство, вне зависимости от политической направленности, предлагало все новые меры для того, чтобы для каждой французской женщины рождение ребенка, а особенно второго и даже третьего, не превращалось в акт самопожертвования. Нынешнее французское правительство пришло к выводу, что уже достигнутый уровень рождаемости все еще остается недостаточным, и по этому показателю Франции придется догонять и обгонять Америку. Значит, максимального стимулирования заслуживает рождение третьего ребенка. А учитывая, что основными претендентками на президентский пост во Франции сейчас называют двух женщин, эта тенденция явно тяготеет к усилению.
Государством используются следующие меры, обеспечивающие дополнительный прирост населения:

    обеспечение государственным уходом 33 процентов детей в возрасте до трех лет и 90 процентов детей школьного возраста;

    гарантия адекватности заработной платы мужчин и женщин, при которой выбор лица, обеспечивающего уход за детьми и престарелыми родственниками, не носит гендерного характера;

    развитие структур, облегчающих уход за лицами, нуждающимися в дополнительном уходе (малолетними детьми, престарелыми, инвалидами и т.д.);
    поощрение мужчинам брать на себя определенные финансовые и карьерные обязательства в период декретного и последекретного отпусков;

    предоставление коммерческим фирмам гарантий того, что стимулирование деторождаемости сотрудниками фирмы не принесет им (фирмам) финансовых убытков;
    учет при расчете пенсионных льгот периодов ухода как за престарелыми, так и за малолетними домочадцами, вне зависимости от пола ухаживающего, с особым упором на неполные семьи;

    и т.д.................

Демографическая политика в разных странах реализуется по-разному.

В государствах первого типа воспроизводства, характеризующихся относительно невысокими показателями естественного прироста населения, активно проводится демографическая политика, цель которой - повысить рождаемость и естественный прирост. К таким странам относятся Франция, Чехия, Венг­рия, Австрия, Дания. В основном используются экономические рычаги (пособия по уходу за детьми, выделение льготных кре­дитов молодоженам, увеличение оплачиваемого послеродового периода и т.д.).

В странах, где преобладает второй тип воспроизводства, с высокими показателями рождаемости, смертности и естественного прироста, стремятся снизить рождаемость, сократить естественный прирост. Больше всего озабочены ростом населения правительства Китая, Индии, Бангладеш, Нигерии, Вьетнама. Ими проводится жесткая политика планирования семьи.

Направленность демографической политики в зарубежных странах чрезвычайно многообразна. Возможность направленного воздействия общества на демографические процессы подтверждает опыт некоторых стран Европы (Болгария, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии), где в последние десятилетия активно проводилась демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости. Эти меры способствовали ослаблению тенденций падения рождаемости и росту числа вторых и, в меньшей степени, третьих детей в семьях, повышению престижа материнства в этих странах, снижению заболеваемости и смертности, росту материального благополучия семей с детьми.

Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.



Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия и льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.

В Италии одной из целей является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачиваются пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Ростом населения в последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком и10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями и правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семьи. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей и т.д. Пособие увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

Правительство Греции , где падает рождаемость, поощряет увеличение размеров семьи: пособия на четвертого и пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого.

Иной характер носит демографическая политика развивающихся стран . В условиях демографического взрыва осуществляются меры по стимулированию снижения рождаемости. В зарубежной Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает около 90% населения континента. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, в сборе которых оказывают поддержку экономически развитые страны. Программы планирования семьи на 3/4 финансируются самими развивающимися странами. Половина их населения моложе 20 лет, это в основном необразованные бедняки. Охват демографическими программами именно этих людей, приближающихся к репродуктивному периоду, жизненно необходим.

Кроме системы планирования семьи, в некоторых странах применяются различные экономические стимулы и запреты. Типичным примером является Китай , самая крупная развивающаяся страна с более чем миллиардным населением. Основными составляющими демографической политики были: ограничение числа детей в семье и повышение возраста вступления в брак. В 60-70-е гг. в ходу был лозунг: «Один ребенок - отличная семья, двое детей - хорошо, трое - слишком много, четверо детей - ошибка». Позднее этот лозунг был скор­ректирован. В 1979 г. руководство КНР начало активное осуществление политики однодетной семьи.

В декабре 1973 г. состоялось первое всекитайское совещание по проблемам планирования рождаемости, где впервые было принято решение о планировании численности населения. С 1974 г. показатели прироста населения стали включаться в народнохо­зяйственный план. Гузватый Я.Н. Демографо-экономические проблемы Азии. – М.1980. – С.219 (Бутов 379)

В 1985 г. был завершен первый этап демографической поли­тики - снижение темпов прироста населения до 1%, на рубеже второго этапа (к 2000 г.) планировалось довести аналогичный показатель практически до нулевых значений.

Правительством была определена и конкретная численность населения - 1,2 млрд человек. В 1980 г. было создано Всекитайское общество по планированию рождаемости. Руководящая группа по планированию рождаемости при Госсовете КНР разработала новый законопроект, которым предусматривались административные, моральные и экономические меры.

Какие конкретно предполагались стимулы к тому, чтоб молодые семьи ограничивались рождением одного ребенка?

Женщинам, взявшим обязательство иметь одного ребенка, вручались удостоверения «отличника планирования рождаемости», что давало право преимущества при устройстве в детские учреждения, в медицинском обслуживании, предоставлении жилья. Ребенок имел преимущества при поступлении в вуз, распределении на работу. Родители с одним ребенком до достижения им 14 лет ежемесячно получают денежное пособие в раз­мере 10% зарплаты, они освобождаются от уплаты налогов на воспитание и образование и т.д.

К числу санкций за чрезмерное количество детей относятся:

  • возвращение семьей сумм, полученных за первого ребенка в случае рождения второго;
  • выплата "налога" за второго ребенка;
  • более высокая плата за питание для второго ребенка;
  • отсутствие при рождении второго и последующих детей декретного отпуска и оплаты медицинских расходов, предоставляемых при рождении первого ребенка.

Такие меры позволили Китаю добиться резкого снижения суммарного коэффициента рождаемости с 4,5 в середине 70-х годов до 2,4 к началу 90-х.

Но осуществление политики «одной семьи» столкнулось с рядом серьезных трудностей, особенно в сельской местности, что не позволило осуществить ее в полном объеме: уже в 1995 г. численность населения КНР превысила 1221 млн человек. В 1999 г. численность населения КНР (без Сангана и Аомыня) составляла 1267 млн человек, а в 2002 г. превысила 1,3 млрд" человек. Ежегодный прирост населения сохраняется последнее десятилетие на уровне 0,9-1,0%.

По мнению китайских демографов и социологов, быстрый рост численности населения оказывает серьезное влияние на развитие страны и вызывает ряд острых проблем. Какие это проблемы? Джан Хэ Лань. Рост численности населения – фактор социального давления в Китае // СОЦИС. 2000. №1.С.75-80

Обострение проблемы занятости. В 1990 г. численность тру­довых ресурсов в КНР составляла 755 млн человек, в 1996г. -850 млн, а в 2000 г. - более 900 млн. Вместе с тем на рынке труда предложение постоянно превышает спрос.

Проблемы образования населения. По данным статистики, 23,5% населения КНР неграмотны и полуграмотны. В то же время возможность получения образования имело ограниченное число людей. Если принять число студентов за единицу, то соотношения между численностью студентов, учащихся средних школ и учащихся начальных школ здесь составляет (соответственно) 1: 50: 128, т. е. доля лиц, поступающих из начальной школы в среднюю, невысокая, а из средней школы в вуз - еще ниже.

Увеличение расходов на содержание пожилых людей. Это проблема связана с быстрым старением населения. В конце 90-х гг. в Китае было около 130 млн человек в возрасте 60 лет и старше более 10% от общей численности. По расчетам, к 2025 г. численность пожилых людей составит 300 млн человек, а в 2050 г. каждый четвертый житель будет пожилым. Из года в год растет коэффициент иждивенческой нагрузки. В 1988 г. коли­чество пенсионеров составляло 18 млн человек, а расходы на пенсию - 18 млрд юаней. К 2000 г. численность пенсионеров возросла до 40 млн человек, а расходы - до 50 млрд юаней.

Недостаток территории для жизнедеятельности, в первую очередь пахотных земель. Известно, что свыше 50% территории КНР непригодны или малопригодны для проживания (пустыни и полупустыни, горы и др.), кроме того, свыше 20% населения КНР уже сейчас проживает в районах, расположенных выше 500 м от уровня моря. Пахотные земли составляют только 10% территории. По расчетам специалистов, максимально допустимая численность населения КНР не должны превышать 1,6 млрд человек.

Недостаток продовольствия. Хотя КНР занимает первое место по общему производству зерна, мяса и рапса, второе-третье места по целому ряду других продуктов, производство и потребление продуктов питания ниже сред немировых показателей.

Проблема, связанная с нехваткой природных ресурсов. Известно, что КНР занимает ведущее место в мире по запасам многих минеральных ресурсов, пятое место в мире по запасам пресноводных ресурсов, третье место в мире по площади лугов и пастбищ, располагает значительными лесными ресурсами. Однако на душу населения показатели ресурсообеспеченности весьма низкие. Так, по количеству воды на человека КНР занимает 110-е место среди других стран мира. Если в 1980 г. расход пресной воды в КНР составлял 440 млрд 3 , то в 2000 г. - уже свыше 700 млрд м 3 .

Разрушение экологии и загрязнение окружающей среды. Растет эрозия почв (площадь такой земли составляет более 1,6 млн км 2). Идет вырубка лесов (более 300 млн человек исполь­зует лес в качестве источника энергии). Рост численности сельского населения приводит к расширению пашни за счет уменьшения площади лесов. В целом по стране за 10 лет площадь лесов уменьшилась на 23%. Растет индустриальное загрязнение. В 80-90 гг. прошлого века свыше 80% промышленной сточной воды без очистки выпускалось в окружающую среду. По оценкам специалистов, за годы существования КНР количество промышленных от­ходов значительно превысило 5 млрд тонн, они занимают 400 км 2 .

Все это оказало существенное влияние на ход экономического развития страны, на улучшение жизненного уровня населения: темпы роста национального дохода на душу населения весьма низки, а показатель ВВП на душу населения существенно отстает от большинства стран.

Государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в сфере динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Франция определенную концепцию демографической политики - систему определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие. В концепции определяют важнейшие направления государственной политики по развитию народонаселения к определенному периоду. Концепция составляет правовой и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоровья и продолжительности жизни, миграции и других аспектов демографического развития.
Главными мерами демографической политики во Франции всегда были экономические. Уже в 1932 году был принят закон, обязывающий работодателей делать ежемесячные взносы специально созданный для выплаты пособий многодетным семьям фонд. В 1938 году такие пособия стали выплачиваться матерям, ухаживающим грудных детей. Впоследствии количество пособий и их размер постоянно увеличивались и достигли своего максимума при президенте Валери Жискар дь"Естене.
Но здесь возникает очень важный, возможно, ключевой вопрос: кому выплачивались пособия и от чего зависел их размер? Во-первых, пособия выплачивались семьям, имеющим хотя бы одного ребенка, но увеличивались с появлением каждого последующего. Во-вторых, рождение детей высоких очередностей (3+) поощрялось дополнительными пособиями и льготами. И, наконец, существовали пособия, получаемые бездетными семейными парами в течение нескольких первых лет брака .
Ш причины "морального" характера - многие видные общественные деятели и политики выступали за возвращение к патриархальной семьи, традиционных семейных ценностей, что было, по их мнению, невозможно вне семьи. Кроме того, число незарегистрированных семейных союзов, увеличивается, приписывалось упадка нравов, с которым также необходимо бороться;
Ш причины "демографического" характера - партнеры, состоящие в официальном браке, как считается, уверенные в его стабильности. А уверенность в стабильности отношений, в свою очередь, рассматривается как один из факторов, положительно влияющих на принятие решения о рождении ребенка .
Семьям, в которых появлялись дети, выплачивались и выплачиваются по сей день гораздо щедрее пособия. Часть из них предоставляется всем семьям независимо от их дохода, часть от дохода зависит. Чем больше детей, тем больше количество пособий и их размер, меньше налоги, дольше декретные отпуска. Предоставляя семьям подобные привилегии, государство берет на себя большую часть расходов на содержание и воспитание детей. Это может выглядеть так, будто государство "покупает" детей или пытается сделать жизнь родителей легче. Последнее отчасти верно, но лишь отчасти. Сначала пособия задумывались как средство предотвращения обеднению семей в связи с рождением у них детей. Во Франции XX века, особенно в послевоенной Франции, воспитание детей обходилось родителям очень дорого, что вело к обеднению семей. Мать детей было очень невыгодно экономически и даже те, кто мечтал о большой семье, зачастую не могли позволить себе подобную роскошь. Государство, помогая людям, дарил им шанса осуществить свою мечту.
Но здесь стоит остановиться и подчеркнуть один очень важный момент - это демографическая политика была направлена ​​на тех людей, которые сначала хотят иметь детей, но по каким-то причинам не могут. И лишь немногие из тех, кто представлял себе идеальную семью двухдетной, благодаря этой политике решатся на третьего ребенка (некоторые из них, возможно, откажутся от аборта). Те же, кто сначала мечтал о большой семье, скорее всего, родят столько детей, сколько хотели. Это означает, что сложно заставить людей иметь детей, если они не хотят, но можно помочь тем, которые хотят. Но можно заставить людей захотеть? Вероятно - нет. Даже во Франции с ее успешной демографической политикой почти в трети семей всего один ребенок или ни одного и менее чем в трети семей более трех детей.
С 70-х годов наблюдается снижение общего коэффициента рождаемости, которое, возможно, связано с изменением представлений об идеальном число детей в семье. И в этом случае ни один справочник не способен изменить ситуацию.
Таким образом, государство во Франции предоставляет ощутимую помощь семьям, в которых более 3-х детей, но также поддерживает все семьи, в которых есть дети.
Но существуют и другие меры по повышению рождаемости. Например, политика ограничения доступа к абортам и миграционная политика, частично способствует не только замещению населения за счет прибывших в страну но и увеличению уровня рождаемости в целом (в среднем у иммигрантов в первом поколении детей больше, чем у , ассимилируют) . В этом контексте миграционная политика частично является политикой рождаемости.
Аборты во Франции были официально разрешены только в 1975 году.Этому способствовала во многом борьба феминисток за право женщины выбирать. Но была и вторая причина - запрет контрацепции и абортов уже в то время показал свою неэффективность в увеличении рождаемости. Они действовали в основном на тех, кто и так считал аборты аморальными и вряд ли согласился на подобную процедуру. С другой стороны, те, кто хотел сделать аборт, всегда мог найти нелегально сделать его. Но подобные операции часто проводятся в неподходящих условиях неквалифицированными людьми, негативно сказывается на здоровье женщины и ее способности зачать и выносить ребенка. Следствием всего вышеописанного было не рост рождаемости, а ее снижение.
Однако, политика имеет ряд серьезных и во многом нежелательных последствий для страны-реципиента, главной из которых считается изменение этнического и религиозного состава страны. Известный французский писатель Жан Распай сказал однажды, что "[наполнена иммигрантами], Франция перестанет существовать как нация. Она станет ничем иным , как просто географическим положением". Придерживающиеся подобных взглядов частенько использует риторику национализма, поддерживаемую, однако, весьма широкими слоями населения. Коренным населением страны приезжие во многом воспринимаются как члены их-группы и угроза нам-группе и поэтому вызывают настороженность и опасения. Многие иммигранты, кроме того, плохо и неохотно ассимилируются у населения страны, продолжают следовать традициям своей родины, что еще больше усиливает недоверие и неприязнь к ним.
Но здесь следует отметить, что опыт Франции во многом уникален. Во-первых, Франция считается первой в мире страной, столкнувшейся с проблемой депопуляции, и первой же страной, начавшей проводить целенаправленную пронаталистськую политику. Во-вторых, во Франции уровень рождаемости сейчас выше, чем в среднем в развитых странах, и является одним из самых высоких в Европе (по оценкам ООН, Tfr = 1,89). В-третьих, Франция - одна из немногих стран, где, как считается, демографическая политика (здесь и далее, говоря о демографической политике, мы имеем в виду только политику рождаемости, а не демографическую политику в целом) привела к реальному улучшению ситуации1. Последнее до сих пор спорно, и некоторые демографы склонны приписывать улучшение демографической ситуации во Франции иным, чем направлена ​​на это политика государства, факторам. Однако результаты многих исследований (eg Breton et al., 2005) показывают наличие сильной прямой статистической связи между введением в стране мероприятий, направленных на повышение уровня рождаемости, и действительным увеличением этого уровня.
Политика рождаемости во Франции абсолютно пронаталистськая по своей сути. Когда французские политики говорят о том, что Франции нужны большие семьи, Франции нужны дети, они делают потом какие-то меры. Демографическая политика во Франции приносит плоды, несмотря на тенденцию к снижению рождаемости, она остается одной из самых высоких среди развитых стран. Демографические прогнозы говорят о незначительном снижении уровня рождаемости в будущем - до 1,85 в 2050 году, но для страны относимых к развитым, это очень удачный результат.
Франции сложилась исключительная, не типичная для европейских стран демографическая ситуация, рождаемость обеспечивает замещение населения. В то время как во всей Европе показатели рождаемости неуклонно снижаются, Франции удается сохранять цифры, позволяющие сохранить численность населения за счет рождаемости. В 1990 году во всех европейских странах рождаемость превышала 1,3 ребенка на женщину. В 2002 году в 15 европейских странах рождаемость упала ниже этой цифры, в 6 странах составила от 1,3 до 1,4 ребенка на женщину. Франция по показателям рождаемости стоит на втором месте в Европе (1,8). Эксперты объясняют это явление грамотной политикой правительства.