Предмет философии и природа философского знания. Происхождение философии. философия как наука. Объект и предмет философии

Ф. – любовь к мудрости.

Функции философии:

Объект ф. Предмет ф.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, опред. самое общее видение, понимание мира, места в нем чел., жизненные позиции, программы поведения, действия людей. 3 компонента: мироощущение (образная картина мира), мировосприятие (эмоц. и оценочная картина), миропонимание (совокупность абстракт. понятий и суждений о мире).



Мифология – осмысление и представление мира и чел. в фантастич. образах и сюжетах. Универсальный тип м. первобытных обществ. Неспособность провести различие между естественным и сверхестеств. Слабое развитие абстрактных понятий. Эмоц. хар-р первичного сознания. Чувственно-образная форма постижение действит-ти.

Религия – форма м., объясняющая мир чел. через связь со сверъестеств. существами и выступающее как средство общения чел. с ними. Время формир-я: переход от первобыт. строя к рабовлад. обществу. Преодоление неразделимости чел. и природы. Раздвоение мира на духовное и телесное. Вера – главное средство постижения бытия. Главное – достижение единения с Богом.

Философия – альтернатива мифологии и религии, исторически возникшая и первая форма систематизир. теоретич. мышления. Опора на научные знания. Стремление ставить и решать абсолют. проблемы чел. бытия. Предельно широкий уровень обобщения.

Наука – систематич. объединение объективно достоверных сведений о явлениях природы и жизни чел.

Философия Древнего Востока.

Индия. II тыс. до н.э. Литер. памятник – «Веды» (знание). Это предфил. источники (гимны, молитвы). «Упанишады» - диалог мудреца со своим учеником. Зарождаются идеи о ф. как своеобразной области знаний. Это самые ранние из извест. фил. произведений. Проблемы: первооснова мира, сущность чел., его место в окр. среде. Толкование противоречиво. Главенств. роль в объяснение первопричины явлений мира отводится дух. началу – брахман (вселенский Бог), атман (инд. психич. бытие). Познание и приобретенное знание – 2 уровня: низшее (только окр. действит-ть) и высшее (истина). Йогические упр-я. Сложность чел. психики (сознание, воля, память, дыхание - взаимосвязаны). Высшее блаженство для чел. – полное отстранение от всех мирских забот (не чувств. удовольствия, а спокойное состояние души). Впервые ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Попытка с помощью нравств. принципов (дхармы) скорректировать поведение чел. Роль «Упанишад» в истории всех инд. ф. чрезвычайно велика. Буддизм – религиозно-фил. учение (VI-V вв. до н.э.). Этико-практич. направленность. Центр. проблема – проблема бытия личности. Стержень содержания – проповедь Будды о 4 благородных истинах. Освобождение – уничтожение желаний. Принцип среднего пути: избегать крайностей. Нет понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного.

Китай. Один из самых ранних литер. памятников – «И цзин» («Книга перемен»). Осущ. переход от дофил., миф. представлений к фил. мышлению. Виднейшие философы Др. Китая – Лаоцзы и Конфуций. Лаоцзы – книга "Дао дэ цзин". Основы даосизма – первой фил. системы Китая. Фил. взгляды противоречивы. Центр. значение – понятие «дао». Это естеств. путь всех вещей, а также вечное, неизменное, непознаваемое начало, нематер. дух. основа всех вещей. Идеал знания – созерцательное. Конфуций – конфуцианство. Основ. понятия – «жэнь» (человеколюбие) и «ли» (почтительность). «Жэнь»: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». По своей природе люди сходны между собой. Судьба предопределяет сущность чел. Главные темы: нравств. принципы, соц. отношения, проблемы госуд. управления.

Проблема первоначала в древнегреческой философии.

Милетская школа. Основатель – Фалес. Поиск первоосновы, к-рая явл. вечной. Фалес: первовещество – вода (преобразование в лед и пар – возможность бесконеч. кол-ва метаморфоз). Анаксимен – воздух (его всепроникновение – вещественная заполненность бытия). Анаксимандр – апейрон: мир возникает из апейрона и растворяется в нем; Земля – цилиндр. Гераклит Эфесский – огонь (причина всего – движение, все меняется в сторону своей противоп-ти); первым начал размышлять над проблемой познания (трудности). В мире действуют психея (мировая душа) и логос (мировой разум), это противоп. силы. Главное достижение школы – разработка идеи о мироздании.

Элейская школа . Основатель – Ксенофан. Впервые в качестве первоосновы берется неконкретное: не вещество, а начало (бытие). Парменид – разделял мир на истинный (бытие - неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей – постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание.

Школа атомизма. Демокрит – родоначальник атомистической концепции. Атом – наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса – истина.

Школа пифагорейцев. Основатель – Пифагор. Первооснова мира – число, владеет вещами, моральными и дух. качествами, создает космический порядок, это прообраз энергии. В основе всего – единица (монада): Бог, мужское начало, зачаточный разум, причина истины; в геометрии - точка. Диада – неравенство, раздвоение, символ войны, женское начало; линия. Столкновение монады и диады – триада (равновесие) – священное число, треугольник. Тетраэдр – закладывает основы мира. Мы живем по правилам чисел. Пифагор первым употребил понятия «философ», «философия». Создал учение о душе.

Учение Платона об идеях.

Платон – ученик Сократа. Центр. учение – учение об «идеях»:

Матер. мир, к-рый нас окружает и к-рый мы познаем чувствами явл. лишь «тенью» и произведен от мира идей (истинное бытие);

Все явления матер. мира преходящи, идеи явл. неизменными, вечными;

Учение объект. идеализма: идеи сущ. объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени.

Идеи дают общую сущность вещей;

Их можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею четвероногих;

Идеи – идеальный образ создания вещей;

Идеи располагаются в виде пирамиды: подножие – идеи вещей, далее – идеи классов вещей, наверху – истина, добро, красота.

Понятие бытия в философии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Учение о бытии – онтология. Парменид: бытие неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Платон: бытие – мир идей, явл. истинными, неименными, вечными. Гераклит: стабильного бытия нет, его сущность – в единстве бытия и небытия. Экзистенциализм: внутр. бытие чел. – экзистенция. Неотомизм: «чистое бытие» - божеств. первоначало. Современная материалистич. ф.: бытие – категория, к-рая охватывает все сущее, имеет опред. структуру. Формы бытия: бытие природы, бытие чел., бытие духовного, бытие социального. Следует различать понятия бытие и сущ-е. Бытие – бесконечная основа, сущ-е – опред. бытие, относится к конкретным предметам. Категория бытия позволяет объяснить устойчивость, постоянство и целостность мира. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает опред. ограничения на его деятельность, но вместе с тем явл. источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Т.о., бытие – предельно общая фил. абстракция.

Объект и предмет философии.

Предмет ф. Содержание предмета ф. формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах: вся совокупность знаний о природе, космосе и чел. Аристотель: ф. – знание о причинах и начале, о сущности, о сущем вообще. Радикальные изменения – кон. XVI – нач. XVII вв. – формирование специфического предмета ф. Т.о., ф. – своеобразная, особая форма чел. миропонимания. Предмет ф. – мир в целом с своих наиболее общих закономерностях. Ф. исследует: природу и сущность мира, природу сущность и назначение чел., систему «чел. - мир» в целом.

Объект ф . – реальность, сущ. независимо от самого чел.

Философия культуры.

Культура – специфический способ организации и развития чел. жизнедеятельности, представленный в продуктах матер. и дух. труда, в системе соц. норм и учреждений, в дух. ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Первоначальное понятие культуры – Др. Китай, Индия. К. – целенаправленное воздействие чел. на окр. природу. Античная ф.: к. – воспитанность, цивилизация, признаки личного совершенства. Просвещение: совершенство к. – соответствие гуманистич. идеалу чел., идеалу просветителей. Буржуазная ф.: к. – форма дух. и политич. саморазвития общества и чел. (движение науки, искусства, религии). Кант: к. с позиций морального сознания. XX в.: ф. культуры как самост. фил. дисциплина. Основные модели культуры в истории фил. осмысления культуры:

Натуралистическая: культура – чел. продолжение природы; благодаря культуре чел. не исключается из природы, а образует высшее звено (Вольтер, Руссо);

Классическая (19 в.): чел. как субъект культуры выступает ее творцом; предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится культура отдельного человека; культура - чисто духовное образование;

Неклассическая (модернистская): культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальности, взаимодействующей между собой и воспринимаемой чел. в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.

К.: материальная и духовная. Функции к.: социально-регулятивная, коммуникативно-репродуктивная, ценностно-ориентационная. Ф. рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом. Культура есть весь мир, в котором чел. находит себя.

Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания.

Ф. – любовь к мудрости.

Функции философии:

1) Мировоззренческая: система жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей.

2) Гносеологическая: законы развития познавательной деятельности, формы движения мышления к истине.

3) Интегративная: постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры.

4) Критическая: анализ путей познания и действия людей.

5) Ценностно-регулятивная: соотнесение целей и путей познания и действия и социально-этической оценки.

6) Методологическая: общий метод познания, требования к мыслящему субъекту.

Ф. – система самых общих взглядов на мир, место в нем чел., выяснение разнообразных форм отношения чел. к миру. На основе осмысления природы: онтология (сущность бытия мира), ф. природы, теория развития. На основе осмысления общества и его истории: социология, соц. ф., ф. истории, ф. культуры. На основе осмысления чел.: ф. антропология, антропософия (смысл появления чел. в мире). На основе изучения дух. жизни чел.: гносеология, логика (формы мышления), этика (мораль), эстетика (природа искусства), ф. религии и др.

Объект ф. – реальность, сущ. независимо от самого чел. Предмет ф. – характ-ки действит-ти, обладающие свойством бесконечности и всеобщности.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:имеет очень много общего с научным знанием - предмет,методы, логико-понятийный аппарат;однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Философия выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются мировоззренческая, методологическая, прогностическая.

Мировоззренческая функция. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает мир как единое целое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия (категории). Категории философии – это понятия особого рода, они отражают наиболее общие связи и отношения вещей. Ключевыми категориями философии являются бытие, материя, развитие и др. Философское мировоззрение, как представление о целом, имеет свою структуру: онтология - философское учение о бытии; гносеология - философское учение о познании мира; аксиология - философское учение о ценностях и др.

Методологическая функция. Под методологической функцией понимается определенная совокупность приемов теоретического освоения действительности. В философии существуют различные методы познания и исследования, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Прогностическая функция. Философия, опираясь на теоретическое осмысление действительности, обладает возможностями творческого формирования новых взглядов, идей, закладывает фундамент новых миропониманий. В заключительной части этого вопроса следует рассмотреть вопрос о связи философии и медицины, в частности, найти общие точки их соприкосновения.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обнов­ляется;

Неисчерпаемо по своей сути;

Ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

философия и медицина связаны между собой издавна, но неоднозначно. Первая представляет собой наиболее абстрактное, отвлечённое от всех частностей знание; вторая - знание наиболее практичное, безусловным условием которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента. В хирургии умелые руки вообще важнее умной головы. Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной. Со своей стороны врачи и провизоры в разные исторические эпохи вдохновлялись представлениями и природе, социуме и человеке, которые высказывали философы. Тут возникает тема культурно-исторической связи философии и медицины. В отдельные периоды развития цивилизации и в отдельных регионах Земли философские системы прямо или косвенно предопределяли статус медицинского знания. Таковы, скажем, врачебные и аптечные традиции Востока. Они с древнейших времён и до сих пор представляют собой какую-то смесь мифологии, философии и медицины. Роскошная и предельно опасная для жизни природа тропических широт Азии и Африки предопределила особенности политического устройства и вообще культуры. Восточная традиция интуиции и фатализма, ощущения случайности и непредсказуемости отдельной жизни предопределили системную заботу о теле, пока оно здорово, и смирение перед всепоглощающей смертью. Восточный человек ощущает себя песчинкой в океане мироздания. Каждый - раб случая да стихии. Восточные владыки порабощали целые народы, и время от времени уничтожали их поголовно. Перед фараоном, раджой, ханом все подданные падали ниц. Восточные единоборства («пустая рука») как-то компенсировали оружие, отобранное у большинства населения.

Европейская традиция врачевания на своём старте в античности также пошла по пути, указанному философией, но другой по духу, нежели восточная - мудростью разумной, с опорой на знания и предметные действия по их реализации. «Человек - слуга и хозяин природы» (Френсис Бэкон). Отрицание смерти обусловило борьбу за жизнь до конца и во что бы то ни стало. Жизнь каждого человека на Западе уникальна.

Философия стремится раскрыть суть вещей в их первозданном виде без тени мистики. Она помогает человеку найти ответы на те вопросы, которые имеют для него особенное значение. Природа начинается с поиска смысла возникновения жизни. Исторически первыми формами мировоззрения являются мифология и религия. Высшей формой восприятия мира выступает философия. Духовная деятельность предполагает постановку и анализ вопросов вечности, помогает человеку найти свое место в мире, рассуждает о смерти и Боге, о мотивах поступков и мыслей.

Предмет философии

Терминология определяет философию как "любовь к мудрости". Но это не означает, что любой человек может быть философом. Важным условием является знание, которые требуют высокого уровня интеллектуального развития. Простые люди могут быть философами лишь на низшем бытовом уровне своего существования. Платон считал, что настоящим мыслителем нельзя стать, им можно только родиться. Предметом философии является знание о существовании мира и понимание его ради нахождения нового знания. Основной целью выступает постижение мира. Специфика и определяет существенные моменты, присущие учению:

  • Вечные философские проблемы. Рассматриваются в общем пространственном понятии. Выделение материального и идеального мира.
  • Анализ проблематики. Рассматриваются вопросы о теоретической возможности познания мира. Поиски статичного в переменчивом мире.
  • Изучение вопросов существования общественности. выделена в отдельный раздел философского учения. Попытки узнать место человека на уровне мирового сознания.
  • Деятельность духа или человека? Кто правит миром? Предметом философии является изучение существенных знаний, полезных для развития интеллекта человека и повышения осознанности земного существования.

Функции философии

Специфика и структура философского знания не могут быть раскрыты в полной мере без выяснения функций учения. Все тезисы взаимосвязаны и не могут существовать по отдельности:

  • Мировоззренческая . Предполагает попытки объяснить абстрактный мир с помощью теоретических знаний. Дает возможность прийти к понятию "объективная истина".
  • Методологическая . Философия использует совокупность различных методов для полноценного изучения вопроса бытия.
  • Прогностическая . Основной упор приходится на существующие Формулировка ориентируется на гипотезы о возникновении мира и предполагает их дальнейшее развитие в рамках окружающей среды.
  • Историческая . Школы теоретического мышления и мудрого учения хранят динамику прогрессивного образования новых идеологий от ведущих мыслителей.
  • Критическая . Используется основополагающий принцип о подвержении всего существующего сомнению. Имеет положительное значение в историческом развитии, так как помогает вовремя обнаружить неточности и ошибки.
  • Аксиологическая . Эта функция определяет все мировое существование с точки зрения установленных ценностных ориентиров разного рода (идеологических, социальных, нравственных и других). Наиболее яркое проявление находит во времена исторического застоя, кризиса или войны. Переходные моменты позволяют четко определить наиболее важные ценности из существующих. Природа философских проблем рассматривает сохранение главного как основу дальнейшего развития.
  • Социальная . Эта функция призвана объединять членов общества по определенным признакам в группы и подгруппы. Разработка коллективных целей помогает воплотить в реальность глобальные мировоззренческие идеалы. Правильные мысли способны изменить ход истории в любую сторону.

Проблемы философии

Любой из видов мировоззрения в первую очередь рассматривает мир как объект. В основе лежит изучение структурного состояния, ограниченность, происхождение. Философия одной из первых начала интересоваться вопросами человеческого происхождения. Другие науки и теории еще не существовали даже в теоретическом понятии. Любая модель мира требует каких-либо аксиом, которые первые мыслители составляли на основе личного опыта и природных наблюдений. Философский ракурс сосуществования человека и природы помогает осознать общий смысл мироздания в направлении развития. Даже естествознание не может дать ответы на подобное философское мировоззрение. Природа вечных проблем на сегодняшний день так же актуальна, как и три тысячи лет назад.

Структура философского знания

Прогрессирующее развитие философии со временем усложняло структуру знания. Постепенно появлялись новые разделы, которые становились самостоятельными течениями с собственной программой. Со времени основания философского учения прошло более 2500 лет, поэтому дополнительных пунктов в структуре существует очень много. Новые идеологии появляются по сей день. Природа философских проблем и основной вопрос философии выделяет следующие разделы:

  • Онтология . Изучает принципы мироустройства с момента основания.
  • Гносеология . Рассматривает
  • Антропология . Изучает человека как жителя планеты и члена мира.
  • Этика . Затрагивает углубленное изучение морали и нравственности.
  • Эстетика . Использует художественное мышление в качестве формы преобразования и развития мира.
  • Аксиология . Подробно рассматривает ценностные ориентиры.
  • Логика . Учение о мыслительном процессе как двигателе прогресса.
  • Социальная философия. Историческое развитие общества как структурной единицы со своими законами и формами наблюдения.

Где найти ответы на общие вопросы?

Природа философских проблем ищет ответы на общие вопросы. Наиболее полно проблематику рассматривает раздел "Онтология", который пытается найти определение самой главной категории изучения - понятию "бытие". В повседневной жизни это слово используется крайне редко, чаще всего заменяется привычным термином "существование". Природа философских проблем заключается в констатации факта, что мир существует, он является средой обитания человеческого рода и всего живого. Также мир имеет стабильное состояние и неизменную структуру, упорядоченный уклад жизни, устоявшиеся принципы.

Вечные вопросы бытия

Исходя из философских знаний развиваются следующие вопросительные моменты:

  1. Мир существовал всегда?
  2. Он бесконечен?
  3. Планета будет существовать всегда и с ней ничего не случится?
  4. Благодаря какой силе появляются и существуют новые жители мира?
  5. Таких миров множество или он единственный?

Теория познания

Какой раздел философии рассматривает вопросы познания? Существует специальная дисциплина, отвечающая за познание человеком мира, - гносеология. Благодаря этой теории человек может самостоятельно изучать мир и осуществлять попытки по нахождению себя в структуре мирового бытия. Исследуются имеющиеся знания в соответствии с другими теоретическими понятиями. Изучив, какой раздел философии рассматривает вопросы познания, можно сделать соответствующие выводы: гносеология изучает меры движения от полного незнания к частичному знанию. Именно проблемы этого раздела учения занимают ведущее значение в философии в целом.

Методы философии

Как и другие науки, философия берет истоки из практической деятельности человечества. Философский метод - это система приемов для освоения и понимания действительности:

  1. Материализм и идеализм. Две противоречивые теории. Материализм считает, что все возникло из определенной субстанции, идеализм - все есть дух.
  2. Диалектика и метафизика. Диалектика определяет принципы, закономерности и характеристики познания. Метафизика рассматривает ситуацию только с одной стороны.
  3. Сенсуализм. За основу познания берутся чувства и ощущения. И отдается абсолютная роль в процессе.
  4. Рационализм . Рассматривает разум как инструмент изучения нового.
  5. Иррационализм . Методологическое действие, которое отрицает статусность разума в процессе познания.

Философия объединяет все методы и мудрецов, пропагандирующих свои мысли. Она выступает как один общий метод, который помогает в познании мира.

Специфика философского знания

Природа философских проблем имеет двойственный смысл. Особенности знания имеют ряд отличительных особенностей:

  • Философия представляет много общего с научным знанием, но не является наукой в чистом виде. Использует плоды ученых для достижения своих целей - постижения мира.
  • Нельзя называть философию практическим учением. Знания строятся на общих теоретических знаниях, не имеющих четких границ.
  • Интегрирует все науки, выискивая важные аспекты для получения нужного результата.
  • Основывается на примитивных базовых понятиях, полученных путем накопления человеческого опыта в течение жизни.
  • Философия не может оцениваться в полной мере объективно, так как каждая новая теория несет в себе отпечаток мыслей конкретного философа и его личных качеств, создавшего идеологическое течение. Также в трудах мудрецов находит отражение исторический этап, в который происходило становление теории. Можно проследить прогресс эпохи через учение философов.
  • Знание может выступать в качестве художественного, интуитивного или религиозного.
  • Каждая следующая идеология является подтверждением доктрин предыдущих мыслителей.
  • Философия неисчерпаема и вечна по своей сути.

Осознание бытия как проблемы

Бытие означает все, что есть в мире. Существование бытия определяется вопросом: "Это есть?" Небытие также существует, иначе бы весь мир стоял на месте и никогда не двигался. Все приходит из небытия и уходит туда же, основываясь на философское мировоззрение. Природа философских проблем определяет суть бытия. В мире все меняется и течет, поэтому нельзя отрицать существование определенного понятия, откуда все берется и куда все исчезает.

ЛЕКЦИЯ 1.1. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЛЕКЦИЯ 1.1. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ.
Рубрика (тематическая категория) Философия

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ.

Цель данной лекции - ознакомить слушателœей с природой философского знания, раскрыть основное поле философской деятельности, обозначить предмет философии, выделить основные вопросы философии. Предполагается, что ряд философских категорий, предварительно изученных во ʼʼВведенииʼʼ, будет затем повторно рассмотрен на конкретном историко-философском материале последующих лекционных тем. Спецификой данной темы является рассмотрение базовых философских понятий, используемых как способ войти в собственно философскую проблематику, поставить вопросы, связанные с онтологией и теорией познания, раскрыть философскую сущность мировоззрения. Немаловажным вопросом является раскрытие проблемы метода философского познания, сформулированного в данной лекции с точки зрения проблемного подхода. Важным аспектом данной лекции является раскрытие функции философии, представленных в комплексе общественно-исторической жизни людей, устанавливается связь философии с наукой.

Философия самая древняя область знания. Она возникла в I тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено. В первую очередь, накоплением знаний. Во-вторых, неудовлетворенностью господствующими в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире.

Философия (с греч. ʼʼфилоʼʼ-люблю, ʼʼсофияʼʼ- мудрость)- "любомудрие". Существуют несколько конкретных определœений понятию ʼʼфилософияʼʼ:

Философия- это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры, определœенной эпохи, то есть ее квинтэссенции (сгусток, результат) .

Философия- это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении человека к миру.

Философия-наука, об общих законах развития природы, общества и мышления.

Как наука философия собирает, обобщает и анализирует информацию с целью получения новой. Эти знания концентрируются в понятиях философских категориях, общих принципов и законах образующих целостную систему.

Философия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем. Она исследует познавательные, целостные, социально – политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру.

Итак, предметом философии является отношения человека к миру.

Можно выделить следующие моменты, свойственные философскому знанию вообще.

1.Исследование наиболее общих вопросов бытия. Этим занимается онтология (от греч. ontos – бытие, сущее, logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания, который осуществляет гносœеология, теория познания (от греч. gnosis – знание, logos- учение).

3.Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, производимое философской антропологией.

4.Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества, осуществляемое социальной философией.

5.Учение о ценностях, признанных обществом, - аксиология.

Исходя из вышесказанного, можно дать самое общее определœение.

Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Основной вопрос философии - вопрос о соотношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи, души к телу, человека к миру. Это вопрос о том – создан ли мир богом или он существует вечно, это вопрос о том, как соотносится между собой природа и наши знания о ней. От решения основного вопроса философии зависит способ решения всœех других философских проблем.

Основные вопросы философии:

1.ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ (учение о бытии, как таковом) – вопрос о соотношении материи и сознания.

Решение: 1.Материализм: материя – первична, сознание - вторично (Демокрит ʼʼЛиния Демокритаʼʼ). Сознание отражает материю, есть результат материализма.

Исторические формы материализма:

· наивный материализм (древний)- Эпикур, Демокрит.

· метафизический материализм (17 -18 вв.) – Гоббс, Бэкон.

· материализм русских революционных демократов – особенность в попытке соединить материализм и диалектику – Герцен, Чернышевский.

· марксистский материализм.

2.Идеализм: сознание - первично, материя - вторична. (Платон, Гегель; ʼʼЛиния Платонаʼʼ).

Формы идеализма:

· Объективный идеализм (идея независима от чел. сознания) – Платон ʼʼМир идей предшествует миру вещейʼʼ.

· Субъективный идеализм (представления о мире полностью зависят от субъекта) –Юнг ʼʼВещь есть комплекс человеческих ощущенийʼʼ.

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, несомненная реальностью признает только мысли субъективные, всœе остальное существует лишь в сознании человека. (Солипсизм: без субъекта нет объекта).

Материализм и идеализм – монистическое течение (признает единственную основу – материя, дух, душа и т.п.).

Дуализм (Рене Декарт): материя и сознание существуют параллельно, независимо друг от друга.

Соединœение отдельных положений материализма и идеализма, называют эклектика.

2.ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ (гносœеология- теория познания) – вопрос о том познаваем ли мир.

Решение: ДА, познаваем - (материалисты, часть объективных и субъективных идеалистов):

Субъективный идеализм: познавать мир, значит познать комплекс человеческих ощущений.

Объективный идеализм: познавать мир, значит познать абсолютную идею.

Решение: НЕТ, непознаваем - (агностицизм (Юнг, Кант)

Скептицизм – философское направление, представители которого не настаивают на непознаваемости мира, но выражают сомнения в достоверности наших знаний.

Философия как исторический тип мировоззрения является самым высшим из всœех, поскольку она способна вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

1.Мировозрение - ϶ᴛᴏ система наиболее общих теоретических взглядов и представлений человека о мире, и осознание им своего места в данном мире. Основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы определяют жизненную позицию в жизни. Мировоззрение есть у каждого человека, но его уровень, содержания и формы у различных людей не одинаковы. Это зависит, как от объективных факторов, под влиянием которых формируется личность, так и от субъективных особенностей личности.

Мировоззрение носит конкретно исторический характер, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения.

Существенную роль в формировании человека играет принадлежность человека к какой-либо социальной группе.

Вместе с тем, в обществе формируются общие человеческие ценности, то есть едины для всœех идеи гуманизма, нравственные ценности, эстетические и другие критерии.

Структура мировоззрения:

Два КОМПОНЕНТА: чувства и знания (в выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный).

Две СРЕДЫ: эмоциональная (представлена мироощущением и мировосприятием) и интеллектуальная (представлена миропониманием, опирающиеся на знания)

Два УРОВНЯ: мироощущение и миропонимание (миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое).

типологии мировоззрения.

Два ТИПА: жизненно-повсœедневная (складывается стихийно, в процессе повсœедневной жизнедеятельности) и теоретическая (человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.)

Формы мировоззрения:

1.Мифологическое мировоззрение (миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства).

2.Религиозное мировоззрение (основанное на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей).

3.Научно-философское мировоззрение.

От других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится к научной сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат, опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину, а как весь совокупный опыт развития человека.

1.как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2.как комплекс принципов познания, как всœеобщий метод познавательной деятельности.

Т.о. Философия выступает и как всœеобщий метод познания.

Метод это совокупность приемов и способов, теоретически и практически преобразующие деятельность людей .

Каждая наука имеет свои методы исследования - ϶ᴛᴏ методы частных наук. Философия не предлагает всœеобщий (универсальный) метод исследования.

Философские методы исследования реализуются в частных науках. Специфика философского метода определяется характером решения ряда коренных проблем:

1.Развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии?

2.Представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов?

3.Что является источником развития?

4.Каково направление развития мира от низшего к высшему или это простое повторение?

Учитывая зависимость отрешения этих вопросов различают 2 метода исследования:

1.Диалектический метод исследования (Диалектика (с греч.)- это искусство вести беседу).

Ленин определил диалектику, как науку о всœеобщей связи и развития и об относительности человеческого знания.

Современное определœение диалектики таково: диалектика- это наука о наиболее общих знаниях развития общества, природы и мышления.

Основные этапы развития диалектики

1.Стихийная диалектика древних мыслителœей – Гераклит.

2.Диалектика материалистов эпохи Возрождения – Джордано Бруно.

3.Идеалистическая диалектика немецкой классической философии – Гегель.

4.Диалектика русских революционных демократов 19 в. – Белинский, Чернышевский, Герцен.

5.Марксистская материалистическая диалектика.

Основные принципы диалектики:

1.Все в мире находится в движении, всœему присуще изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений – развитие (изменение не только количественное, но и качественное)

2.Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было бы абсолютно независимы от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всœегда обнаруживаются.

1. Метафизический метод исследования (досл. МЕТАФИЗИКА означ. ʼʼнадприродныйʼʼ):

· Все предметы и явления окружающего мира находятся во взаимной связи, обособленно.

· Предметы лишены внутренних противоречий, последнее характерно лишь человеческому мышлению.

· Недооценка источника развития, отрицание его наличия в самом предмете, явления привела к тому, что метафизики усматривает источник развития во внешнем толчке, то есть в боге.

· Направление движения по кругу, то есть, как простое повторение.

Каковы же функции философии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей? Прежде всœего, философия выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры . Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как Бытие, Материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина - следствие, случайное-крайне важно е, часть-целое, элемент-структура и др.. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие “универсалии”, всœегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, всœемирной истории.

Помимо функции экспликации “универсалий” философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всœех его формах. Разработка обобщенных идей и представлений с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. Выполняя эту функцию, философия в идеале как бы стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические. К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт. По отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого “сита”. Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стараются не “выплеснуть вместе с водой и ребенка”, стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения всœе ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать, мысленно “проигрывать” различные варианты миропонимания (“возможные миры”), как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ полно неожиданностей, никогда не бывает всœецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается, в частности, существованием в истории философии рапных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем.

Итак, выделяются следующие функции философии:

1. Формирование научного мировоззрения - ϶ᴛᴏ самая важная и самая трудная задача, она определяет ролью человека в современном обществе. Сегодня от мировоззрения человека зависит воплотит ли он в жизнь гениальные инженерные идеи или превратит данный мир в безжизненную пустыню.

2.Методологическая функция философии разрабатывает законы, которые являются основой для познания мира.

3.Гносœеологическая функция (теоритическо – познавательная) философии разрабатывает формы и методы научного познания, с целью его преобразования в соответствия с потребностями человека.

4.Целостно – ориентационная функция философии восстанавливает иерархию ценностей, способствуют их переоценки в меняющем мире.

5.Прогностическая функция философии прогнозирует модели будущего развития

6.Интеграционная функция философии позволяет обобщить всœе формы человеческого опыта

7.Критическая функция философии призвана разрушать догматическое отношение к миру.

Т.о. В начальный период своего развития философия была наукой всœех наук, т.к. включала в себя совокупность всœех знаний. С развитием общественной практики начинается разделœение научных знаний и их отмежевание от философии. Астрология, медицина, математика, география и другие становятся самостоятельными науками, но и в этих условиях философия не утратила своей значимости, она осталась тесно связана с другими науками. Обобщая конкретно научные знания, философия строит свою философскую картину мира. С развитием науки происходит изменение и самой философии. Обогащаясь за счёт частно–научного знания философия, в свою очередь, оснащает частные науки всœеобщим методом исследования. Философия влияет на развитие частных наук через человека, путем формирования его мировоззрения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает греческое слово ʼʼфилософияʼʼ?

2. Что является основным вопросом философии? Назовите пути решения.

3. Дайте определœение понятию ʼʼмировоззрениеʼʼ.

4. В чем специфика философии, как части человеческого мировоззрения?

5. Что такое метод философского познания? Какие методы существуют?

6. Перечислите и объясните функции философии.

Библиографический список:

1. Введение в философию. 2-е изд. М.,2009

2. Григорьева Т.П. Дао и логос (Встреча культур). М.,2010. Гл.2.

3. Двадцать лекций по философии./ Под ред. Н.Я. Лойфмана. Екатеринбург,2001

4. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. М.,1972

5. Многообразие жанров философского дискуса: Учебное пособие. / Под ред. В.И.Плотникова. Екатеринбург, 2001

6. Анахт Д. Определœения философии. // Соч. М., 1975

7. Бабушкин В.У. О природе философского знания. М., 1978

8. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993

9. Васильева Т.В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля. М.,1985

10. Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997

Философия- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем.

Предмет философии - круг вопросов, которые изучает философия.

Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Мифологическое мировоззрение - форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

Религиозное мировоззрение - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир.
Размещено на реф.рф
Для религиозного мировоззрения характерно чувственное образно-эмоциональное восприятие действительности.

Философское мировоззрение - отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно(имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

Философское мышление - это мышление теоретическое и оно близко научному мышлению. Ученые считают, что между философией и богословием существует небольшая разница - философское сознание противопоставлено обыденному сознанию.

Метод философии - средства, с помощью которых реализуются философские исследования.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика - метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсœегда принятых убеждений, недоказуемых, ʼʼданных свышеʼʼ, и носящих абсолютный характер.
Размещено на реф.рф
Данный метод присущ средневековой теологической философии.

Эклектика - метод, основанный на произвольном соединœении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.

Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Функции философии - основные направления применения философии через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

Мировоззренческая - способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая - состоит по сути в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая - состоит по сути в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

Гносœеологическая - познавательная.

Критическая - учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания.

Аксеологическая - состоит в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

Социальная - пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

Воспитательно-гуманитарная - состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.

Прогностическая - состоит по сути в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

Общекультурная - эту функцию философия выполняла с момента своего зарождения, философия согласовывает и синтезирует достижения всœех видов человеческого опыта. Сегодня философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

Практическая - теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым, подтверждая правильность теоретических суждений.

ЛЕКЦИЯ 1.1. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛЕКЦИЯ 1.1. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ." 2017, 2018.

    Понятие мировоззрения, его структура и характерные черты. Особенности мифологического, религиозного, научного мировоззрения.

Зачем человек приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его самосознанием .

Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания - первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение - представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие - пессимистическое.Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности - родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни - общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения - познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение - всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

    мифологическое;

    религиозное;

    философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику - в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами - алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite - склад ума). Менталитет - это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

    Природа философских проблем, специфика философии как вида знания.

    Историко-материалистически были истолкованы также все аспекты философской проблемы “мир - человек”. Классические философские вопросы (об отношениях “человек - природа”, “природа - история”, “личность - общество”, “свобода - несвобода”) и при новом подходе сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение. Они предстали как выражение реальных диалектических “полярностей”, неустранимых из жизни людей и потому принципиально неустранимых из философии.

    Что же было внесено нового в понимание философских проблем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой общей концепции философии, ее предназначения. Важно, однако, подчеркнуть, что преодоление старой формы философских учений отнюдь не означало и не означает отказа от сохранения, развития, углубления содержания обсуждавшихся в них серьезных проблем, а наоборот, предполагает все это.

    К большим философским проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем все же в их содержании и понимании будет сохраняться определенное смысловое единство и преемственность. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.

    Что же касается отношения “мир - человек” (“бытие - сознание” и т. п.), то оно тоже причастно к истории, хотя абстрактная его форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что разлапые человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе говоря, поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к миру, составляющих главный предмет философского осмысления,- явление всецело историческое.

    Человеческая история - реальность особого рода. Это - сложное сочетание общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных ее составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования - на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании - с другой

2. Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Заключение

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда - смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

3. Функции философии. Значение философии для человека, общекультурная ценность философии .

Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности .

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают:

    мировоззренческая

    гносеологическая

    методологическая

    информационно-коммуникативная

    ценностно-ориентирующая

    критическая

    интегрирующая

    идеологическая

    воспитательная

    прогностическая