Поклонение волхвов: почему родившемуся Христу принесли золото, ладан и смирну? О рождественском путешествии ко христу

Впервые волхвах обстоятельно говорит Геродот в первой книге "Истории". Он их называет магами и считает одним из племен мидян. При персидском дворе они выполняли жреческие функции - были астрологами и толкователями снов. Волхвы были священниками Митры - культа, широко распространившегося в Римской империи в эпоху раннего христианства.

Матфей говорит, что волхвы пришли "с востока", но не уточняет, откуда именно. Иустин Мученик, Епифаний, Тертуллиан считали, что волхвы пришли из Аравии; Иоанн Златоуст и Василий Великий, что из Персии, а Августин полагал, чтоиз Халдеи. Во всяком случае ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины.

В памятниках византийского искусства волхвы предстают прибывшими из одной страны. К такому выводу естественно приходишь, видя их сходство с точки зрения национального типа и костюмов. Но постепенно возобладало мнение, что волхвы пришли из разных стран. Западное искусство, черпавшее свои образы из "Золотой легенды" Якова Воррагинского, усвоило взгляд на волхвов как на представителей разных национальностей. Этот же литературный памятник утвердил мнение, что родиной волхвов были Персия, Аравия и Эфиопия.

Евангелие не называет явившихся к младенцу волхвов, но перечисляет их дары - золото, ладан и смирна. Число даров побудило древних авторов считать, что столько же было и дарителей, то есть три. К IX в. утвердились принятые с тех пор имена волхвов - Мельхиор (старший), Балтазар (средний), Каспар (младший). Встречается, однако, другое соотношение: старший Каспар (или Яспир), средний - Балтазар (он может изображаться негром), младший - Мельхиор. В эпоху средневековья они стали символизировать три известные тогда части света: Европу, Азию и Африку, и младший - Каспар часто изображался негром.

В настенной живописи римских катакомб, а также на византийских мозаиках волхвы предстают в типичном митраистском облачении и в характерных так называемых фригийских шапках. В западном искусстве средневековья и Возрождения мы чаще встречаем волхвов, являющихся в обличье царей. Упоминание о волхвах как царях имеется в псалме 71:

"Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари".

Не только все возрасты (старик, зрелый муж и отрок), но и все цари мира пришли поклониться Христу. Эта тема была особенно популярна в Европе в церковном искусстве, поскольку утверждала превосходство небесной власти (церкви) над земной (монархией).

Кстати, перечисленные в этом псалме четыре страны, откуда пришли волхвы, были основанием для изображения в раннем христианском искусстве не трех, а четырех волхвов. Встречается также изображение их числом шесть и даже двенадцать.

Символика даров волхвов была разработана Бедой Достопочтенным (ок. 673 - 735), хотя об определенном символическом значении даров волхвов говорил уже Тертуллиан: "И те ладан, смирна и золото, которые маги принесли к колыбели Господа, означали как бы завершение священнодействий и мирской славы, которые должен был прекратить Христос". Символика даров - принятая и подтвержденная в "Золотой легенде" - такова: ладан - признание божественности Христа; золото - знак уважения к царству Христову; смирна (миро), употреблявшаяся при бальзамировании, - пророчество смерти Христа. Иными словами, ладан - дар Богу, золото - царю, смирна - человеку.

8. Четыре канонических свидетельства

  • Рождения Иисуса

У Матфея о поклонении волхвов сказано непосредственно за рассказом о рождении Христа. По традиции, акт поклонения волхвов считается заключительным аккордом рождественского цикла сюжетов - рождение Иисуса Христа, благовестие пастухам, поклонение пастухов, обрезание младенца и наречение его именем Иисус, представление Господа в храме. И нередко оно изображается в соединении с другими рождественскими темами или характерными признаками Рождества - пещера, вол и осел, ясли и др. Но если поклонение волхвов произошло сразу по рождении Христа, то не остается времени для событий, описанных Лукой, - всего того, что произошло в храме на сороковой день после рождения младенца. Поскольку сразу за поклонением волхвов произошло избиение младенцев в Вифлееме и бегство Святого семейства в Египет.

До сих пор изложение событий младенчества Христа шло по Евангелию от Луки. В сюжете с волхвами впервые возникает необходимость восполнить недостающие у Луки эпизоды рассказом другого евангелиста - Матфея. С такой необходимостью свести разные источники с целью воссоздать связанную последовательность событий жизни Христа исследователи сталкиваются непрерывно. Поэтому все четыре Евангелия следует рассматривать как повествования, взаимно друг друга дополняющие. Трудность состоит и в уточнении хронологического порядка событий.

  • Когда явились волхвы на поклон младенцу?

В памятниках христианского искусства - и византийского, и русского, и западного - Поклонение волхвов изображается то вместе с Рождеством Иисуса Христа, то отдельно. Как в византийском, так и в западном искусстве пещерная обстановка Рождества иногда исчезает, а иногда остается. Младенец же предстает в возрасте двух-трех лет. Дева Мария может восседать на троне, а младенец - у нее на коленях с благословляющим жестом или со свитком в руках. В таком случае трудно объяснить, каким образом обстоятельства Рождества присутствуют в сюжете, отделенном от него двумя годами или даже еще большим сроком. Соединяя Рождество с Поклонением волхвов, художники должно быть считали, что два этих события следовали вскоре одно за другим, когда Святое семейство находилось еще в пещере. Но они совершенно игнорировали вопрос времени, когда Поклонение волхвов как отдельный самостоятельный акт - уже с повзрослевшим ребенком - помещали в пещере. Возможно, иконографический материал отражает ту неопределенность в решении проблемы хронологии, которая существовала в древних преданиях.

  • Позднейшие толкования церковных иерархов…

Иустин Мученик говорит: "Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле" (Разговор с Трифоном, 77).

Иоанн Златоуст считает, что звезда и вовсе явилась волхвам задолго до рождения Христа: "Волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд. Напротив, задолго до рождения, увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося" (Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63).

Протоевангелие Иакова прямо увязывает поклонение волхвов с пребыванием Девы Марии с младенцем в пещере, то есть говорит о поклонении волхвов новорожденному. "И пошли маги. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и остановились перед входом в пещеру. И увидели там Младенца с Матерью Его Марией".

Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил, полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея. В тексте Матфея говорится, что поклонение волхвов произошло в доме, а не в пещере, однако нет никаких оснований считать, что Святое семейство еще долго после рождения Христа оставалось в пещере.

  • …И научных исследователей

"Точный порядок событий, происшедших до возвращения Святого семейства в Назарет, - констатирует в "Жизни Иисуса Христа" Ф. Фаррар, - может быть только предметом неуверенных гаданий. Обрезание совершено было в восьмой день по рождении (Лк. 1:59; 2:21); очищение через тридцать три дня после обрезания (Лев. 12:4); поклонение волхвов было, "когда Иисус родился в Вифлееме" (Мф. 2:1), и бегство в Египет немедленно по уходе их. Предположение, что возвращение из Египта было раньше принесения во храм, хотя и не невозможное, кажется крайне невероятным. Не говоря уже о том, что такая отсрочка была бы нарушением (хотя и по нужде) Моисеева закона, она заставляет предполагать, что очищение было отсрочено надолго, а это стоит в видимом противоречии с дважды повторенным выражением святого Луки (2:22, 39), или что сорока дней было достаточно для прибытия волхвов с "востока", для бегства в Египет и возвращения из него...

Вероятнее всего предположить, что бегство в Египет и обстоятельства, приведшие к нему, совершились только уже после принесения в храм. Поэтому в течение сорока дней Святое семейство пребывало в мире и неизвестности в том городе, который связан был со столькими замечательными событиями и освящен столь дорогими для него как семейными, так и народными преданиями".

Чтобы завершить обзор мнений по этому вопросу, приведем суждение Д. И. Прозоровского, много занимавшегося проблемами хронологии: "Если древние писатели приурочили приход волхвов к самому рождению Спасителя, то это для нас еще не обязательно, потому что писатели не имели в виду исторической разработки вопроса. Я представляю себе вопрос о волхвах в следующем виде. Иосиф прибыл в Вифлеем очень поздно, когда все жилые помещения были уже заняты, и он по необходимости должен был поместиться в вертепе; родившийся вскоре затем Спаситель был положен в ясли, свидетелями чему были одни только пастыри".

Уже в глубокой древности день рождения Спасителя окончательно определен 25 декабря; в восьмой после того день надлежало совершить обрезание, которое и совершено в Вифлееме вполне спокойно, чего не случилось бы, если бы в этот промежуток времени волхвы посетили Вифлеем. В сороковой день по рождении Спасителя следовало Иосифу и Марии явиться в Иерусалимский храм для свершения установленного законом обряда, и обязанность эта отправлена была опять совершенно спокойно, потому что в это время родившийся царь иудейский еще не был на виду у Ирода, так что Иосифу ничего не препятствовало возвратиться в Вифлеем и там готовиться к отъезду в Назарет.

  • Реакция царя Ирода, избиение младенцев и смерть царя

Вскоре после того Ирод заболел, и в это время явились в Иерусалим волхвы, возмутившие своими расспросами о новорожденном царе иудейском и без того свирепую душу Ирода, который о Вифлееме, как месте рождения Искомого, узнал только от ученых иудейских, указавших на Вифлеем согласно пророчеству Михея. Ирод раздражился еще более, когда увидел себя обманутым со стороны волхвов, не донесших ему об Искомом и удалившихся в свои страны иным путем. Злость Ирода не знала меры, и дети вифлеемские были истреблены. По свидетельству Иосифа Флавия, Ирод умер после лунного затмения, случившегося накануне еврейского весеннего поста, а по вычислению известного астронома Лаланда, затмение это случилось в ночь с 12 на 13 марта четвертого года до начала христианской эры, следовательно, тогда был пост Есфири, бывающий в 13-й день месяца Адара. Итак, волхвы ходили в Вифлеем после 40-го дня по рождении Иисуса и поклонялись ему "в храмине", в комнате, в квартире, а не в вертепе, и именно прежде упомянутого лунного затмения". Здесь остается без решения вопрос о возможных перемещениях Святого семейства между событиями сорокового дня - когда, совершив обряд очищения в Иерусалимском храме, оно отправилось в Назарет, и бегством в Египет из Вифлеема - как не влияющий прямо на иконографию Поклонения волхвов, хотя важный с точки зрения хронологии событий.

Итак, можно констатировать, что включение в сюжет Поклонения волхвов характерных особенностей, свойственных сюжету Рождество Иисуса Христа, с исторической точки зрения является анахронизмом. Но необходимо учитывать, что художники, как правило, стоят ближе к народным представлениям (а согласно им поклонение волхвов произошло непосредственно после рождения Иисуса), нежели к историко-богословскому толкованию текста, являющегося программой для них. И посему слились воедино красочные феерии с полотен великих мастеров и явилось миру истинно народное ликование Рождества, и "цари мира", как и "вифлеемская звезда" о которой мы поговорим отдельно, заняли на нём своё достойное место!

Веле Штылвелд- 2003 г.: http://www.statya.ru

В какой-то момент лучшие умы человечества, несмотря на видимые признаки внешнего расцвета многих древних цивилизаций, стали осознавать, что человечество своими грехами довело себя до крайней степени духовного опустошения. Стало ясно, что мир исчерпал свои духовные силы и интеллектуальные возможности, что так больше жить нельзя: что-то должно измениться. В эпоху, предшествовавшую явлению Христа, весь мир наполнился надеждами на избавление от власти тьмы, греха и смерти. Как еврейский, так и языческий (эллинистический и не только) мир ожидали пришествия Спасителя. Те, кто исполнение долгожданной мечты о спасении увидели одними из первых, могут сказать, что путешествие навстречу этому чуду - главное дело их жизни. Эта встреча поистине озаряет глубоким смыслом всю жизнь человека, наполняет его внутренний мир чувствами, не сравнимыми по глубине ни с чем, что владело им раньше.

В этой роли и пришлось оказаться волхвам, описанным во 2-й главе Евангелия от Матфея, проделавшим длинный путь с востока в Иудею, чтобы поклониться новорожденному Христу, воссиявшему ради нашего спасения Солнцу Правды. Это случилось в дни правления иудейского царя Ирода Великого, способного и одаренного политика, бывшего, однако, человеком крайне своенравным, властным, жестоким и коварным. В знакомом нам с детства евангельском отрывке мы читаем, что волхвы, придя к царю Ироду, спросили его о том, где родившийся Царь Иудейский, звезду Которого они видели на востоке? Ирод, очевидно истолковав термин «царь» в самом невыгодном для себя, чисто политическом смысле, испугавшись за свою власть, призвал толкователей Закона, знатоков Священного Писания, чтобы они подсказали ему, где же должен родиться Младенец. Книжники ответили ему, что в первых стихах 5-й главы Книги Михея, одного из малых пророков, о маленьком иудейском городке Вифлееме Бог говорит: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). Родители Христа оказались там по причине переписи, упоминаемой во 2-й главе Евангелия от Луки, которую римский император Октавиан Август приказал провести во всех провинциях империи для упорядочения налогообложения. Для практического удобства переписи все должны были идти в те города, откуда происходили их предки, и Иосиф с Марией, принадлежа к колену Иудину, будучи потомками царя Давида, пошли в Вифлеем - город, из которого происходил Давид. Для пущей осведомленности Ирод узнал еще и о том, когда появилась на небе звезда, которая привела волхвов, а потом, уже, очевидно, замыслив недоброе, попросил их после поклонения Новорожденному, вернуться к нему, чтобы и он сходил на подобное поклонение. Звезда, ведшая волхвов с самого начала, вновь явилась им и привела их к дому, где пребывал с родителями Христос-Младенец, Которому они, пав, поклонились и принесли свои дары. А коварство властолюбца-тирана было изобличено: поклонившись Христу, волхвы получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и направились обратно иным путем, минуя Иерусалим. Однако тот, во-первых, почувствовав себя осмеянным, а во-вторых, продолжая дрожать при одной мысли о потере власти, приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме и его окрестностях от двух лет и ниже, по времени появления звезды, которое он узнал от волхвов. Родившегося Господа спасло то, что родители по Божьему повелению бежали с ним в Египет, где и пробыли до смерти Ирода.

Хотя сюжет всем кажется известным и понятным, в нем есть много интересных моментов, на которые стоит обратить внимание. Так, из евангельского текста не вытекает со всей ясностью, кто же именно были эти волхвы, откуда они вышли, когда именно отправились в путь и как долго шли, сколько их было, что за звезда их вела и так далее. Священное предание не дает единогласных ответов на эти вопросы: у святых отцов с самого раннего времени мы встречаем разные мнения. Например, по вопросу о том, откуда именно пришли волхвы, святые отцы говорили следующее: святой Иоанн Златоуст, святой Кирилл Александрийский, святой Феофилакт Болгарский предполагали, что волхвы были из Персии; Тертуллиан, святой Иустин Философ, святой Киприан Карфагенский и святой Епифаний Кипрский же полагают, что волхвы были из Аравии; по мнению блаженного Иеронима Стридонского, волхвы могли быть связаны с Эфиопией. Сложно отдать преимущество какой бы то ни было из этих версий: все названные страны могут считаться в известном смысле восточными, каждая изобиловала золотом, ливаном и ароматами, при этом в каждой - религиозные верования и культы были в той или иной мере связаны с наблюдением за небесными светилами. Это может делать применимым к разным странам термин волхвы, которым назывались люди, достигшие в языческих практиках высокого уровня совершенства. В этом отношении важным является то, что именно в этих местах из уст в уста могло передаваться пророчество Валаама, которое мы видим в Числах в 24 главе: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24, 17). На основании всего вышесказанного святитель Димитрий Ростовский в собранных им житиях святых в день 25 декабря высказывает точку зрения, что один из волхвов был из Персии, другой из Аравии, а третий из Эфиопии, при этом ссылается он на мессианское пророчество святого царя Давида в 71 псалме: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары» (Пс. 71, 10). В этом же ключе можно воспринимать и начальные слова 60 главы Книги Исаии: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа. Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей » (Ис. 60, 1–7). Здесь важен миссионерский момент происходящего, ведь речь идет о приобщении к спасению непросвещенных языческих народов: Блаженный Августин называет волхвов «первыми из язычников», а святой Иоанн Златоуст и святой Беда Достопочтенный подчеркивают, что волхвы, шедшие издалека, пришли к Святому Младенцу, в то время как иудеи, жившие рядом, не вняли своим пророкам и не разглядели час своего спасения. В этом эпизоде мы действительно видим первое указание на то, что Церковь Христова будет, в отличие от времен Ветхого Завета, универсальной, всемирной и будет открытой для всех народов.

Интересен также и вопрос о том, что за звезда вела волхвов? Большинство святых отцов считали, что это была некая Божественная и ангельская сила, явленная в виде звезды. Святитель Димитрий, подтверждая такой взгляд, пишет: «Все звезды с самого сотворения мира имеют свое бытие, а эта звезда явилась в конце веков, при воплощении Бога-Слова. Все звезды имеют свое место на небе, а эта звезда видима была на воздухе; все звезды, обыкновенно, совершают свое течение с востока на запад, а эта звезда необычно двигалась с востока к югу, по направлению к Иерусалиму; все звезды сияют только ночью, а эта звезда и днем сияла подобно солнцу, несравненно превосходя небесные звезды и сиянием, и величием; все звезды с прочими светилами, с солнцем, с луною и со всем кругом небесных тел, имеют свое постоянное движение и течение, а эта звезда иногда шла, иногда же останавливалась». Прагматичные исследователи, чей разум не соглашался принять сей знак Богоявления как чудо, пытались в разные века найти различные разгадки происхождения Вифлеемской звезды. По сей день основной в этом контексте считается версия о параде планет, который наблюдался в 7–6 годах до н.э., когда в созвездии рыб произошло хорошо видимое соединение «царской планеты» Юпитера и «субботней звезды» Сатурна, к которым позже добавился и Марс. Говорили о том, что, возможно, это была сверхновая звезда; предполагали, что это могла быть, например, комета Галлея, которая была видна около 12–11 годов до н.э. Хотя версию кометы разделяли некоторые святые отцы и учителя Церкви, как Ориген, святой Василий Великий, преподобный Иоанн Дамаскин, однако у всех этих предположений есть слабые места: помимо сложного вопроса о времени этого небесного явления самое главное то, что все рациональные расчеты никогда не объяснят нам, почему звезда то шла, то останавливалась, как она могла «остановиться» над определенным местом, в данном случае тем домом (Мф. 2, 11), где находился Христос-Младенец вместе со своими родителями. Исходя из этого, общепринятый святоотеческий взгляд кажется все-таки более обоснованным. Святой Феофилакт сравнивает природу звезды с огненным столбом, ведшим Израиль при исходе из Египта (ср.: Исх. 13, 21–22; 14, 19–20). Он подчеркивает, что образ звезды, который приняла на себя посланная Богом ангельская сила, становится ясным, когда мы вспомним, что волхвы, занимавшиеся астрологией, именно посредством такого привычного и понятного для них знака могли внять Божьему Промыслу. Есть все основания считать, что едва ли только одни научные подсчеты подвигли мудрецов отправиться в путь, чтобы поклониться Младенцу Иисусу: очевидно, что сыграло свою роль и всеобщее ожидание прихода некоего нового, более справедливого мироустройства. Также и личные качества волхвов, их стремление к познанию истины, наверное, тоже способствовали тому, что они смогли внять зовущему их в путь голосу Божию.

Что мы знаем о самих волхвах? Церковная традиция преимущественно считает, что их было трое, (это мнение первым высказал Ориген, доминирующим оно становится позднее), хотя были и другие мнения. Например, в таких памятниках, как написанное в V веке латинское толкование на Евангелие от Матфея «Opus imperfectum in Matthaeum», а также в составленной в VIII веке сирийской «Хронике Зукнина», упоминается о двенадцати (!) волхвах. Оба эти текста восходят, по всей видимости, к одному восточному источнику. Особенно интересен такой сирийский текст, как «Книга сокровищ пещеры», написанный в VI веке: в нем содержится легенда о том, что трое волхвов принесли Христу драгоценности, оставленные в пещере горы Нуд еще праотцем Адамом. Он завещал своему сыну Сифу не брать сокровищ до тех пор, пока на небосводе не покажется особенная чудесная звезда, знаменующая пришествие Спасителя. Это завещание, передаваемое из уст в уста от отцов к детям, было известно и волхвам, которые, увидев за два года до рождения Спасителя чудесную звезду, забрали из пещеры дары и пришли с ними в Вифлеем. Впоследствии, согласно преданию, их, уже принесших весть о пришествии Царствия Небесного в свои страны, после Пятидесятницы крестил апостол Фома. После этого бывшие волхвы вместе с ним стали проповедовать о воскресшем Христе.

Известные нам и кажущиеся уже привычными имена волхвов закрепились за ними лишь в раннем средневековье, в это же время складываются и те стереотипные внешние данные волхвов, которые мы видим чаще всего на иконах и изображениях. Святитель Димитрий Ростовский так описывает их: «А имена их такие: первый - Мелхиор, старый и седой, с длинными волосами и бородой; он принес золото Царю и Владыке. Второй - Гаспар, молодой и без бороды с лицом румяным; он принес ливан вочеловечившемуся Богу. Третий - Валтасар, смуглый лицом, с длинною бородою, он принес смирну смертному Сыну Человеческому». Что касается принесенных ими даров, то они у самых разных толкователей получали чаще всего аллегорические толкования. Так, уже у апологетов III века (святой Ириней Лионский, святой Климент Александрийский, Ориген) золото толкуется как символ царской (мессианской) власти, ладан (фимиам) - знак Его Божественного достоинства или, иногда, указание на первосвященническое служение, а смирна как ароматное масло, применяемое для погребения, - знак будущих искупительных страстей и смерти Христа. В уже упомянутом «Opus imperfectum in Matthaeum» дары аллегорически толкуются как вера, разум и добрые дела; в VI веке святой Папа Римский Григорий Двоеслов писал, что дары суть мудрость, молитва и умерщвление плоти. Для Евфимия Зигабена, жившего в XII веке, три дара означают добрые дела, молитву и умерщвление страстей. Святой Григорий Палама в своем слове на Рождество писал об этом так: «Волхвы пали ниц, принося золото, и ливан, и смирну Тому, Кто Своею смертью - символом чего была смирна - даровал нам Божественную жизнь, образом чего был ливан, и даровал нам Божественное озарение и царство, что изображало собою золото, приносимое Начальнику присносущной славы».

Вопрос о времени появления звезды и прихода волхвов к Младенцу также остается сложным. Такие толкователи, как Евсевий Кесарийский, Иероним Стридонский и Епифаний Кипрский, считали, что волхвы прибыли на второй год после рождения Христа. Однако с древности был известен и другой взгляд, согласно которому поклонение волхвов произошло через очень малое время после рождения Спасителя; блаженный Августин даже называет точное время - 13-й день после Рождества. Все эти выкладки, несомненно, связаны с предположениями о том, когда же волхвы увидели звезду и сколько времени им понадобилось на путь от своих стран до Иудеи. В случае если звезда зажглась на небе в день самого Рождества Христова, то дойти до Вифлеема в короткий срок, например за 13 дней, невозможно, и в этом случае волхвы могли поклониться Спасителю лишь тогда, когда Он уже подрос и явно не был новорожденным. Возможность же поклониться Ему непосредственно после самого Рождества может считаться реальной лишь в случае, если звезда появилась на небе задолго до этого знаменательного события, по крайней мере за время не меньшее, чем то, которое волхвы должны были провести в пути. Святитель Димитрий Ростовский, отвергая возможность ранней встречи волхвов с Младенцем Христом, мыслит об этом следующим образом: «Хотя некоторые и говорят, что те волхвы взяли быстрых коней и, совершая поспешно свой путь, доехали до Вифлеема в 13-й день по Рождеству Христову, однако это невероятно. Ведь они были царями, а не скороходами, и шли с дарами и со многими слугами, что приличествовало царскому сану и чести, а также с животными и вещами, нужными для путешествия; поэтому как возможно было дойти до города Вифлеема из Персии, Аравии и Эфиопии за 13 дней? Притом они удержаны были некоторое время в Иерусалиме Иродом до тех пор, пока, после того как были собраны и спрошены первосвященники и книжники, не выяснилось, что Христос должен родиться в Вифлееме иудейском». При этом он не согласен и с первой точкой зрения, согласно которой волхвы пришли на поклонение по прошествии почти двух лет, найдя Христа уже двухлетним. Такой взгляд, очевидно, основан на решении Ирода убивать младенцев от двух лет и ниже, по времени, о котором он узнал именно от волхвов. Ну в этом случае совсем непонятно, что же Святое Семейство делало в Вифлееме целых два года: неужели перепись проводилась так долго? Если же всё шло своим чередом, то в возрасте двух лет Спаситель уже не мог быть в Вифлееме. Где Он был - другой вопрос; отсюда и берутся отдельные версии о том, что поклонение волхвов могло быть, например, уже в Назарете. Однако подобные измышления крайне неправдоподобны, так как по меньшей мере они не находят никакой опоры в церковном предании. Мнение о поклонении волхвов именно в Вифлееме все-таки едва ли может быть поколеблено.

Далее святитель Димитрий рассуждает о мнении, приводимом, например, византийским историком XIV века Никифором Каллистом, согласно которому звезда появилась на небе за два года до Рождества Христова и что волхвы прибыли в Вифлеем в самый час Рождества, проведя в пути не менее двух лет. Такой взгляд, действительно, делает абсолютно ясным решение Ирода по поводу расправы над младенцами от двух лет и ниже, но в данном случае непонятно следующее: почему путь волхвов оказался таким длинным, если из Персии, Аравии и Эфиопии до Иудеи можно дойти за несколько месяцев? Приходится думать над другими вариантами. Святые Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский, например, считают, что звезда явилась волхвам «прежде многого времени», но не оговаривают, о каком именно отрезке времени идет речь. Из их мнения святитель Димитрий Ростовский делает вывод, что речь может идти о нескольких месяцах, то есть о времени, при котором волхвы, идя ни медленно, ни быстро, могли спокойно прийти к Христу, находящемуся еще в пеленах. Он, связывая появление звезды с днем Благовещения, пишет следующее: «На основании такого толкования Златоуста и Феофилакта, по которому звезда явилась до времени Рождества Христова, подобает разуметь так, что в самый тот день и час, в которые, благовещением архангеловым и Святого Духа наитием, Слово сделалось плотью, завившись в пренепорочной утробе девической, за девять месяцев перед Рождеством, звезда явилась на востоке. Понимая так, мы не отступим от свидетельства вышеупомянутых учителей и в то же время отвергнем невероятное замедление волхвов на пути в течение двух лет». Как бы то ни было, путешествие к Богомладенцу и впечатление от встречи с Ним раз и навсегда стали для этих мудрецов главным событием их жизни. Едва ли есть основания сомневаться в истинности тех легенд, которые говорят о том, что бывшие волхвы, бросив астрологические занятия, стали ревностными христианами и что святой апостол Фома, будучи в восточных краях, даже поставил их епископами. С их деятельностью связаны также и предания о существовании на Переднем Востоке христианских общин, основанных ими, а также о наличии построенных ими храмов, в которых Младенец Христос изображается с поднявшейся над крестом звездой.

Что же касается мощей трех волхвов, то, по преданию, они были обретены в Персии святой равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, откуда в V веке были привезены в Милан. В 1164 году по желанию императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы останки волхвов были увезены из Милана архиепископом Рейнальдом фон Дасселем, который сначала переправлял их по суше на специальных подводах, а потом на корабле доставил их по Рейну в Кельн. Эти мощи и по сей день хранятся в Кельнском кафедральном соборе во имя Пресвятой Богородицы и апостола Петра, а в городе ежегодно с шумным весельем отмечается праздник «Трех королей». Поскольку у европейских христиан волхвы приобрели славу покровителей путешествующих, к их мощам постоянно прибывает на поклонение значительное количество паломников.

Очень хотелось бы, чтобы и для нас, живущих ныне, вся жизнь стала подобным рождественским путешествием, чтобы мы могли идти от рабства греховного к свободе во Христе, от заблуждения к истине, от неверия к вере, от тьмы к свету. Чтобы мы смогли, подобно волхвам, познать истину и достичь, как они, главной цели - жизни вечной, обретаемой во встрече с Христом.

Поклонение волхвов Богомладенцу Христу

Родившемуся Богомладенцу Христу три восточных царя, их называют еще волхвами, принесли богатые дары. Волхвы эти были не только правителями, но и учеными: они наблюдали небесные светила и, когда заметили на востоке чудесную звезду, пошли за ней на поклонение Богомладенцу. Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого Гаспар, третьего Мельхиор.

В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Золото подносили в дар царям. Ладан – дорогую ароматическую смолу особого дерева - в древности подносили в знак великого благоговения. Смирной – дорогим благовонием - в то время помазывали усопших.
Итак, волхвы принесли Христу золото как Царю, ладан как Богу, смирну как Человеку. И эти дары волхвов сохранились до наших дней!

Золото – двадцать восемь небольших пластин разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент не повторяется. Ладан и смирна – небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Дары волхвов пребывают сегодня на Святой Горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла. Ценность их, как духовная, так и историческая, неизмерима. Помещены эти величайшие христианские святыни в особые ковчеги.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения, Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там. Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, дары волхвов были возвращены в столицу. После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла – передала их туда сербская царевна Мария.

Царица сербская Мария передает Святини Афону

От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда их выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.

Дары волхвов – на Афоне, а мощи волхвов – в Кельне (см. ВiК №1(47) 2010, стр.10-11).

Такое можно увидеть только в Свято-Пантелеймоновом монастыре на Рождество Христово: двумя склоненными друг к другу еловыми ветками оригинально оформлен вертеп над установленной в глубине под углом небольшой старинной иконой, изображающей Святое Семейство и рождественскую звезду над вифлеемским небом. Священноархимандрит Иеремия и иеромонахи в белоснежных ризах поочередно прикладываясь к иконе, напоминают мне тех самых волхвов со свитой, пришедших на поклонение Богомладенцу.

"Если желаешь увидеть дары самих волхвов, поезжай в монастырь святого Павла" , - напутствовал меня перед благословением духовник Макарий, на худом и впалом лице которого после рождественского поста, кажется, не хватает кожи, и только празднично сияют серо-голубые глаза.

Часовня на месте передачи Святыни царицей Марией

В устье ущелья между впадающими в море горными потоками, возвышается основанный в Х веке монастырь святого Павла. В ХIV столетии эта обитель была славянской, и дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Мара), будучи вдовой турецкого султана Мурата (Мурада) II, передала в обитель найденные в Константинопольской сокровищнице греческих императоров части золота, ладана и смирны, принесенные волхвами в дар вифлеемскому Младенцу Господу Иисусу Христу. По преданию, сербская царевна Мария сама хотела внести эти бесценные сокровища в монастырь, но "ей было внушено свыше не нарушать строгого афонского устава" , запрещающего женщинам вход в монастыри Святой Горы. На том самом месте передачи сокровищ монахам, где когда-то стояла коленопреклоненная Мария, ныне находятся Царицын крест и часовня-памятник, запечатлевший изображение этой встречи. Дары волхвов, свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего Успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Далее дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи, где их поместили в храме Св. Софии. Позже дары попали в город Никею и хранились там приблизительно 6 столетий. Дары вновь возвратились в Константинополь, а после падения города (1453) они были переправлены на Афон.

Монастирь св. Павла на Афоне


Монахи-святогорцы сохранили драгоценные для человечества дары волхвов до наших дней. С особым тщанием бесценные сокровища хранят греческие иноки монастыря Святого Павла в нескольких небольших ковчегах-мощевиках. Монахи хорошо понимают, как велика для всех паломников духовная, историческая и археологическая ценность даров волхвов, поэтому они после ночных богослужений выносят их на поклонение всем гостям обители. Игумен монастыря Святого Павла архимандрит Парфениус Моренатос, в порядке исключения, позволил в январе 2002 сфотографировать дары волхвов (см. фото). Обратимся к преданию, где рассказывается, как волхвы принесли в дар родившемуся Богомладенцу золото, ладан и смирну. Золото - как подарок для Царя, ладан (дорогая по тем временам ароматическая смола, подносимая в знак особой почести) – для Бога, смирну – для Человека и Спасителя, ставшего Сыном Человеческим. Сохранившееся до наших дней золото представлено в виде приблизительно трех десятков небольших пластин, напоминающих формы трапеций и многоугольников, где древние мастера-ювелиры нанесли тончайший филигранный орнамент. Семь десятков небольших, величиной с обыкновенную маслину, скатанных шариков - это и есть ладан и смирна.







Евангельское повествование о рождении ночью в Вифлееме Богомладенца знает каждый. В Законе Божьем (составитель - протоирей Серафим Слободской) рассказывается, что вифлеемские пастухи первыми узнали о рождении Спасителя. Волхвы как персонажи повествования о Рождестве Христовом, пришли из далекой страны с Востока. Волхвами, или мудрецами, назывались в те далекие времена ученые люди, наблюдавшие и изучавшие звезды. Тогда люди верили, что при рождении великого человека на небе появляется новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение - на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев чудно мерцавшую звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый народом "Великий Царь Израильский" уже родился. Они собрались в путь и пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться ему. Царь Ирод, тайно призвав к себе волхвов, выведал у них время появления новой звезды. До этого царь Ирод спросил священников и книжников: "Где должно родиться Христу?" . Они ответили: "В Вифлееме Иудейском, потому что так написано у пророка Михея" . Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Спорным является вопрос о времени прихода волхвов в Вифлеем (см. Православная энциклопедия. - М., 2001, т. IХ, с. 279). Независимо от вавилонского или персидского происхождения волхвов, ясно, что с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстоянию до Вифлеема, они могли достичь его не ранее, чем несколько недель после рождения Младенца. Наиболее широкое распространение получило мнение, согласно которому волхвы прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее двух лет. Кстати, на это косвенно может указывать приказ Ирода "избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф. 2,16). Многие церковные авторы считают, что волхвы прибыли в течение второго года после Рождения Христа, причем эта интерпретация отражена в иконографии поклонения волхвов первых веков христианства, где Младенец изображен уже немного подросшим (См.: Там же, с.280-281). Имеется и группа авторов, склоняющихся считать, что событие поклонения волхвов произошло на первой неделе после рождения Иисуса.

Волхвы поклонились и пали ниц перед Младенцем, открыв свои сокровища, принесенные в дар: золото, ладан и смирну, символизирующие веру, разум и добрые дела. Волхвы поклонились Богомладенцу как Сыну Божию. Сколько именно было волхвов, библейская история умалчивает. Имеются произведения, где говорится о 2, 4, 6, 8 и даже о 12 волхвах. Учитывая, что миру известны всего три дара – сокровища, христиане с незапамятных времен стали полагать, что и волхвов тоже было три. В VIII столетии один авторитетный историк Церкви Иоаков из Варацце обнародовал имена волхвов: Гаспар (или Каспар), Мельхиор и Бальтазар (Валтасар), хотя их имена появились еще в раннем средневековье (VI ст.). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар был "безбородым юношей" , Мельхиор – "бородатым старцем" , а Бальтазар – "темнокожим" . По преданию, они происходили то ли из Персии, то ли из Аравии, Месопотамии или Эфиопии. Волхвы были благочестивыми христианами и проповедовали Евангелие на Востоке. В других источниках указывается, что они были "восточными царями", "мудрецами-астрологами", "звездочетами" , ищущими истину. Вернувшись в свои родные места, волхвы стали возвещать в народе об Иисусе Христе, строили храмы и часовни, где были изображения Богомладенца и звезда над крестом. Имеются данные и о том, что апостол Фома посвятил их в епископы. Волхвы закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены они были тоже вместе. Церковь причислила их к лику святых. Историки спорят, были ли они "святыми королями" , как их величают в Германии, где до наших дней хранятся их мощи. По преданию, мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке – в Милан. О гробницах волхвов в персидском городе Сава (к юго-западу от Тегерана) сообщал в VIII веке Марко Поло (См.: там же, с. 282). Известно, что в 1164 году из Милана останки прославленных трех волхвов кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель сначала перенес по суше на специальных подводах, а потом – на речном судне по Рейну в Кельн. Сохранились свидетельства о том, что мощи волхвов были подарены архиепископу императором Фридрихом I Барбароссой.

К святым реликвиям Кельна стали устремляться многочисленные паломники с пожертвованиями со всех близлежащих к этому городу земель. Истории известно, что в немецкий город со всей Европы прибывали многочисленные религиозные процессии и потоки людей. В народе волхвы, или "три святых короля" , стали называться покровителями всех путешествующих, поэтому многие путники специально приходили в Кельн, чтобы в местном кафедральном соборе поклониться волхвам, о чем написано в романе Вальтера Скотта "Квентин Дорвард".

На гербе города Кельна и сегодня изображены три короны. Установленный праздник – "День трех святых королей" – выходной и ежегодно отмечается в Германии 6 января. Накануне вечером в некоторых городах и селениях можно видеть мальчиков, одетых в белые балахоны и с коронами на головах. Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие "трех королей" . Около городских и сельских храмов устраиваются театрализованные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и поклонение их Богомладенцу. В каждой церкви устраиваются вертепы или рождественские ясли, где "присутствуют" и знаменитые волхвы. По сохранившейся давней традиции, 6 января хозяин дома пишет мелом у входа или на двери начальные буквы имен трех волхвов: С + М + В и указывает год. Немцы верят, что такая надпись оберегает дом и его жителей от всех бед. Кроме того, немцы в последний раз зажигают новогоднюю елку и считают, что после праздника "трех святых королей" световой день "прибавился на петушиный шаг" .

Однако вернемся в Кельн. В 1180 (1181) году местной школе золотых дел мастера Николая фон Вердена из Мааса поручили изготовить ковчеги (реликварии) для мощей святых Феликса, Набора и Григория Сполетских, а также мощей трех прославленных волхвов. Уникальный ковчег, выполненный только в 1220 (по другим данным – в 1230) году, и сегодня считают самым выдающимся шедевром средневекового искусства, а хранится он в знаменитом Кельнском соборе. Ковчег этот представляет собой трехнефную базилику с двумя нижними и одним верхним помещениями. Искусствоведы считают, что в настоящее время это произведение ювелирного искусства утратило свою завершенность не только из-за многолетнего его использования, но и позднейших его реставрации и разграбления. В немецкой прессе время от времени появляются заметки скептиков, сомневающихся в том, что в кельнском ковчеге действительно находятся мощи именно тех самых знаменитых трех волхвов, а не якобы "трех молодых мужчин" , умерших в середине ХII столетия. Что же касается монахов-святогорцев, то они никогда не сомневались, а вслед за ними убеждены и все паломники, что дары волхвов сохранились до наших дней на Афоне, в греческом монастыре святого Павла. Некоторые осчастливленные паломники рассказывают, что когда греки-монахи подносили к их уху одну небольшую золотую подвеску из даров волхвов, тогда от нее чудесным образом слышится как бы шепот...

Анатолий Холодюк

Святая Гора Афон – Мюнхен

МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ПАВЛА

Монастырь св. Павла основан в IX веке прп. Павлом (в миру Прокопием), сыном греческого императора Михаила I Рангавея. Прокопий в молодости получил прекрасное образование и в раннем возрасте оставил мир, придя на Афон, где в постриге был назван Павлом. В XIV веке монастырь был славянским. В 1744 отходит к грекам.

Соборный храм посвящен Сретению Господню. Здесь находятся три чудотворные иконы Божией Матери и крест с частицей Древа Креста Господня, принадлежащий, по преданию, царю Константину Великому. Великая святыня монастыря св. Павла – дары волхвов: золото, ладан и смирна.

Д авайте мысленно перенесемся в далекие времена, представим холодную пещеру, хлев, где в яслях, предназначенных для скота, на соломенной подстилке дивным светом воссиял Младенец, будущий наш Спаситель. Сюда по зову ангелов небесных сбежались вифлеемские пастухи, чтобы с восторгом поклониться новорожденному Царю царей, а затем возвестить Благую весть всему городу. "И все слышавшие дивились, что рассказали им пастухи" (Лк. 2:18). А дальше, как все мы знаем, наступила очередь волхвов.

Н о... никаких волхвов в ту Рождественскую ночь, уверяю вас, не было в пещере. Как не было их в Вифлееме и на следующее утро.

- Н ичего подобного! - отчетливо слышу я горячие возражения любителей поэзии. - Вы что, стихов не читали? Хотя бы Бориса Пастернака...

Ч итал, люблю поэзию как никто другой, потому что и сам поэт. А пастернаковская "Рождественская звезда" - шедевр мировой поэзии - особенно близка:

Светало.
Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды
сметал с небосвода,
И только волхвов
из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

- А га, вот видите, Святая Дева Мария, мать Младенца, только восточным мудрецам отдала предпочтение.

Э то действительно прекрасная поэзия, но далеко не библейское описание Рождественской ночи. Надо сказать, что ни один библейский сюжет не вдохновил такое множество литераторов и художников всех веков и народов на создание великих произведений, как Рождество. Еще задолго до знакомства с Новым Заветом на меня огромное впечатление произвела внушительная картина Рубенса "Поклонение волхвов" - сокровище мировой культуры, шедевр Эрмитажа. И опять: пещера, животные, пришедшие издалека восточные мудрецы, Младенец Христос, озаривший Ликом Своим Святым все вокруг... Эта картина так прочно вошла в мое сознание, что даже и когда я принял Христа в свое сердце, нисколько не сомневался в ее исторической достоверности.

О днако надо понимать, что в художественных произведениях много творческого вымысла, фантазии. Если попробовать серьезно разобраться в многообразном творчестве, посвященном великой теме, то голова пойдет кругом. У одних волхвы - простые бедуины, пешие странники, а у других царские персоны - Каспар, Мельхеор и Бальтазар. А как было на самом деле? Об этом никто из литераторов и живописцев толком не знает. Потому обратимся к первоисточнику - Слову Божьему, чтобы узнать, что оно, единственный непогрешимый свидетель, говорит о поклонении волхвов.

В Новом Завете евангелист Матфей не заостряет внимание, откуда конкретно пришли волхвы в Иудею и сколько их было на самом деле. Пешими они шли или их сопровождал большой караван с драгоценными подарками. Когда я был маленький, моя верующая бабушка помогла мне выучить наизусть рождественские стихи из старинного, чудом сохранившегося, издания. До сих пор звучат в моей памяти строки неизвестного поэта:

В сиянье звездном к дальней цели
Спешит усердный караван.
И вот леса зазеленели,
Засеребрился Иордан.
Все ниже, ниже свет небесный.
Вот Вифлеем - холмов гряда.
И над скалой пещеры тесной
Остановилася звезда.

Е сли действительно были эти тюки с ценными дарами, то представляете, сколько времени потребовалось только на одну разгрузку, чтобы снять их, поместить и в без того тесную пещеру. И вот еще вопрос. Как пропустил алчный, ревнивый и жадный Ирод столь драгоценные товары, когда волхвы проходили через Иерусалим? Но не будем теряться в догадках, строить досужие домыслы, если во всем решили доверяться только Библии. Книга книг даст нам правдивый ответ на все интересующие вопросы.

О пять я слышу голос своего оппонента: "Так ведь в Евангелии четко сказано, что волхвы были в Вифлееме, что они поклонились Младенцу Иисусу, преподнесли Ему дары?" Поверьте, трактовать по-своему, в угоду какой-то идее, Слово Божье я не собираюсь. Просто призываю читать Писание как можно внимательней, вдумчиво, вникать в каждый стих, в каждое слово. "Исследуйте Писания, - призывает нас Христос, - ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют об Мне" (Ин. 5:39). И как это важно - иметь правильное представление о жизни Сына Человеческого от Рождества до Голгофы, от Воскресения до Вознесения. Мы следуем за Христом, и любая неточность, любая неправильная трактовка уводят нас в сторону, сбивают с пути истинного. По себе это хорошо знаю.

Ч итая Евангелие от Луки, я неожиданно споткнулся на второй главе, повествующей о Рождестве и первых месяцах жизни Сына Человеческого. Мне показалось, что евангелист Лука вступает в некоторое противоречие с рассказом апостола Матфея о Рождестве Христовом и последующими за ним событиями. Вторая глава Евангелия от Матфея, как я тогда понимал, рассказывала, что Дева Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете. По повелению кесаря они приехали в Вифлеем для переписи населения. А поскольку места в гостинице для них не нашлось, они остановились на ночлег в пещере, служившей хлевом для скота. Там в яслях и родился Иисус. В честь Его Рождества на небе возгорелась новая, Вифлеемская звезда.

В олхвы с Востока по этой звезде определили время и место рождения Царя царей. В ту же Рождественскую ночь они посетили Святое семейство в пещере, предварительно уведомив о своем путешествии и его цели царя Ирода. Разгадав коварные планы царя Иудейского, волхвы после поклонения Младенцу Христу обратно в Иерусалим не вернулись, а отошли иным путем в свою страну. Иосифу во сне явился Ангел Господень, говоря: "Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его" (Мф. 2:13). Далее, как мы знаем, по бесчеловечному приказу Ирода в Вифлееме и его окрестностях произошло кровавое избиение младенцев мужского пола.

О визите волхвов в Вифлеем, о бегстве Святого семейства в Египет в Евангелие от Луки ничего не говорится. Зато невольно возникает вопрос за вопросом, на которые не так-то просто ответить. Так, Лк. 2:21 мы читаем: "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве". Как известно, обряд обрезания происходит в синагоге, и совершает его раввин. Но ведь Святое семейство убежало от преследования Ирода в языческий Египет сразу же после посещения волхвов, а задолго до их бегства евреи ушли из Египта. Откуда в таком случае там синагоги, раввины? Но еще большее недоумение вызывает следующий стих: "А когда исполнились дни очищения их, по закону Моисееву принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа".

О священие младенцев в иудейских храмах совершалось на сороковой день от их рождения. Каким же образом оказалась Мария в этот день в Иерусалиме, если Святое семейство проживало в Египте до самой смерти Ирода? Может быть, приехали в Иерусалим тайком? Да нет! Не могли ни Иосиф, ни Мария нарушить повеление Бога Отца. Тем более что "когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет".

С прашивается, сколько они пребывали на чужбине? Сколько времени потребовалось на дальнюю дорогу, туда и обратно? И неужели так быстро после бегства Святого семейства скончался Ирод? Ни на один из этих волнующих меня вопросов я не мог найти вразумительного ответа. Одно я знал твердо: нет ошибок в Библии, и никаких противоречий в Священном Писании быть не может, ведь все оно богодухновенно!

Я стал усиленно молиться и просить Господа помочь мне во всем разобраться. Слава Богу, Он услышал мою молитву и дал мне в наставники Духа Святого. И я, водимый Духом Святым, стал заново читать Новый Завет. Читал неторопливо, вдумчиво и, как первоклассник, чуть ли не по слогам. Туман непонимания стал постепенно рассеиваться. Все становилось на свои места, и картина начала постепенно проясняться с самых первых строк Нового Завета. Приглашаю и вас к внимательному чтению: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Мф. 2:1-2).

В отличие от утверждений многочисленных художественных произведений, волхвы пришли не из разных восточных стран, а из одной. Об этом четко сказано в Мф. 2:12. Из какой точно, мы не знаем, но из далекой. Вполне вероятно, что из Индии. Ведь волхвы, как поясняется в сноске Синодального издания, мудрецы. Однако они не были наделены мудростью Божьей, ибо на Востоке как нигде процветали всевозможные оккультные науки, такие, как магия, чародейство, астрология... Скорее всего, они были жрецами лжерелигий. Их на Востоке было великое множество.

К онечно, волхвы были язычниками, но Господь показал им в небе Вифлеемскую звезду, и, проделав долгий и утомительный путь, они пришли в Вифлеем поклониться истинному Богу. Тут естественно возникает вопрос: сколько времени потратили волхвы на дорогу? Даже в наш век высоких скоростей, когда есть быстроходные воздушные лайнеры, стремительно мчащиеся поезда, на подобное путешествие потребуется несколько дней. А во времена Иисуса?

П редставьте себе, как волхвы плывут по бурному морю на паруснике или на галерном судне. А после шторма на море их встречает раскаленная пустыня и песчаные бури. Да при таком маршруте и отдых в пути необходим, и привалы долгие. Так что не удивлюсь, если на дорогу волхвам потребовались долгие месяцы, а то и годы. Придя в себя после сравнительно небольшого привала в Иерусалиме, волхвы наконец завершают свое паломничество в Вифлеем. Но, согласитесь, не будут их столько времени ждать в холодной, совершенно непригодной для людского жилья пещере Мария с Младенцем и Иосиф.

П ока Рождественская звезда вела волхвов в град бывшего царя Давида, в Святом семействе произошло немало событий. Во-первых, как мы видим, читая Евангелие от Луки, семья дважды побывала за это время в Иерусалиме: в день обрезания Иисуса, наречения Ему имени и в день Сретения Господня. Причем обратите внимание, Мария принесла в жертву в Иерусалимском храме вместо годовалого агнца двух голубиц, что свидетельствовало о крайней бедности семьи. Нетрудно поэтому сделать вывод, что никаких драгоценных подарков от волхвов Младенец Иисус пока не получал. В Иерусалимском храме, как нам засвидетельствовал евангелист Лука, Младенца Христа взял на руки и благословил старец Симеон. Получил Иисус благословение и от 84-летней вдовы, пророчицы Анны.

А между тем новая звезда, зародившаяся в небе в Рождество Христово, по-прежнему вела восточных мудрецов в Вифлеем. Сколько времени были в пути волхвы, Библия нам дает конкретный ответ. Но об этом чуть позже. Очевидно, что Иосиф и Мария, прожив некоторое время в Назарете, решили переехать в Вифлеем. Вспомним, как Христа, уже взрослого, окликал повсюду народ:

исус, сын Давидов!" Действительно, по земной, материнской линии Сын Человеческий был предком всемогущего царя Давида. И гости с Востока почтительно величали Иисуса Царем Иудейским. Царь Давид жил и правил в Вифлееме, поэтому вполне логично, что потомок Давида, Иисус Христос, находился в том же городе, где управлял Иудеей Божий помазанник Давид.

Н о вернемся вновь к Евангелию от Матфея. После совещания с первосвященниками "Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Мф. 2:7-9). Читая дальше, мы невольно сосредотачиваем свое внимание на сокровищах, которые поднесли восточные мудрецы Христу как Царю, Первосвященнику и Богу: золото, ладан и смирну. Но при этом упускаем очень важную деталь: где конкретно встретились волхвы с Младенцем Иисусом? Обратите внимание, что в синодальном переводе второй главы Евангелия от Луки выделено слово "место", где был Младенец. Так что же это за место? Пещера? Хлев? Да ничего подобного! Библия четко определяет: "И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его" (Лк. 2:11). Получается, что волхвы встретились с маленьким Иисусом в ДОМЕ, а мы упрямо по традиции продолжаем утверждать, что эта встреча была в хлеву, в пещере...

П о Евангелию от Матфея, мы можем также определить и возраст Христа, когда к Нему для поклонения явились волхвы. Вспомним, что Ирод выведал у волхвов время появления Вифлеемской звезды. Для чего это ему нужно было? А для того, чтобы определить возраст Иисуса Христа. Ведь Вифлеемская звезда зажглась на ночном небосклоне одновременно с рождением Иисуса - в Рождество Христово. А когда волхвы после поклонения Сыну Божьему не вернулись в Иерусалим, как они обещали Ироду, то он "увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф. 2:16).

П о этим стихам нам теперь нетрудно установить возраст Младенца Христа к моменту бегства Святого семейства в Египет. Ведь не новорожденных младенцев приказал убивать Ирод, а от двух лет и ниже. Значит, кровавого царя, в первую очередь, интересовали двухлетние мальчики и те, кому было около двух лет от роду.

К акая разница, скажут, приходили волхвы ко Христу в Рождественскую ночь или же, когда он достиг двухлетнего возраста? Стоит ли столько говорить из-за такой мелочи? Нет, это далеко не "мелочь". У Бога мелочей не бывает. И, согласитесь, это очень важно, что, проанализировав главы из двух Евангелий, мы обнаружили, что никаких противоречий между обоими книгами нет, что они тесно взаимосвязаны, и одна как бы дополняет и подкрепляет другую.

У вы, по чисто человеческому неразумению о вифлеемских пастухах вспоминают куда реже, нежели о волхвах, которые, как мы выяснили, не имеют никакого отношения к Рождественской ночи. Но важно знать, что первыми из людей, кто по зову воинства Небесного встретил "Младенца в пеленах, лежащего в яслях", были не мудрецы, а простые вифлеемские пастухи, которые тут же поспешили в город и восторженно рассказали, что было "возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились, что рассказывали им пастухи" (Лк. 2:17-18). Слава Богу, что и волхвы, символизирующие другие народы и племена, состоящие из язычников, тоже пришли поклониться Христу. Тем не менее пальма первенства принадлежит не им.

Х ристос все знал наперед, что вслед восточным мудрецам последуют к Нему и другие инородцы. Об этом Он пророчествовал Своим ученикам:

оворю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мф. 8:11).

В русской православной традиции слово «волхв», как и связанные с ним «волшба», «волшебство», обычно имеет негативный характер – колдун, жрец, чародей. Даже вошедший в число былинных богатырей Волх Всеславьевич (Вольга) своими способностями к оборотничеству и знанием языка зверей указывает на свое языческое, дохристианское прошлое. На этом фоне особняком стоят евангельские волхвы, приносящие дары младенцу Христу.

«Волхвы» из Нового Завета - славянский перевод греческого μάγοι, на католическом Западе передававшегося как magi. Кем же были эти «маги»?

Рассказ Священного Писания о волхвах довольно лаконичен (Мф. 1-12): из него можно узнать, что некие «волхвы с востока» увидели звезду, которая знаменовала рождение Христа. В поисках Младенца волхвы обратились к царю Ироду, изрядно встревожив его новостями, а затем отправились за звездой, которая привела их прямо к Марии и Христу.

«И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою». Опасавшийся за свою власть Ирод приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» - что ему не помогло, поскольку Младенец уже находился в безопасном месте.

Ни о числе, ни об именах таинственных волхвов ничего не сказано. Однако уже этого достаточно, чтобы подчеркнуть уникальность события: это единственный случай, когда языческие мудрецы упоминаются в Писании в положительном контексте. В античной традиции μάγοι обычно назывались восточные жрецы-астрологи (вавилоняне-халдеи).

Астрология тоже воспринималась христианскими мыслителями негативно, но этот исключительный эпизод часто использовался средневековыми астрологами для обоснования своей деятельности – ведь «волхвы» узнали о Рождестве Христовом именно благодаря небесному знамению, появлению звезды.

Современные исследователи отождествляют Вифлеемскую звезду с разными явлениями - кометой Галлея, появлением особой сверхновой звезды, констелляцией Юпитера и Сатурна.

Евангельская история быстро обогатилась апокрифическими подробностями. В средневековье, особенно на Западе, стали считать волхвов не просто восточными астрологами, а могущественными царями – не без влияния псалма 71. 10-11: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему». Однако среди ранних Отцов Церкви о волхвах как царях говорит только Кесарий (Цезарий) Арелатский.

Тем не менее, представление о волхвах как о восточных царях укрепилось в народной традиции, и праздник Богоявления стал в Европе праздником «Трех царей». Число волхвов определили по числу принесенных ими даров, придумали и имена: Каспар, Валтасар (Бальтазар) и Мельхиор. Причем Валтасара стали считать темнокожим потомком царицы Савской. Представление о «царях-магах» было связано и с популярной в Средние века легенде о пресвитере Иоанне, христианском царе с Востока.

Согласно преданию, мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь, а в 5 веке оказались в Милане. Оттуда в 1164 году мощи увезли в Кёльн, где 24 июля был установлен местный праздник «Трех царей». В настоящее время они хранятся в Кёльнском кафедральном соборе.

Дары же волхвов находились в Иерусалиме до IV века, когда император Аркадий перенес их в Константинополь. После падения Константинополя в 1453 году Мария Бранкович привезла реликвию на Афон, где та до сих пор хранится в ризнице монастыря святого Павла.

Существует множество икон, фресок и картин, посвященных поклонению волхвов. Одно из самых ранних изображений - византийская мозаика в Равенне, где волхвы изображены в персидских нарядах. А в знаменитой "Капелле волхвов" Беноццо Гоццоли во Флоренции, по одной из версий, изображены как восточные цари византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх Иосиф (илл. 3, 5).