Сказка о гноме и галке. Конспект занятия «Прогулка в лес к гномам. Альтернативный аудио плеер

В одном большом сказочном лесу жил- был маленький гномик. У него даже не было своего домика. - Да и зачем он мне нужен?- думал гномик.- Здесь такая красота, а в домике я ничего этого и не увижу.- Когда шел теплый дождик, гномик прятался под грибок или накрывался листиком. Просыпался гномик рано- рано, когда все еще спали сладким сном. Ходил по лесу собирал ягодки и запивал их росой. Ночью гномик спал в большом красивом цветке. А днем отдыхал в травке, распевая свои любимые песенки. Вечером на полянку к нему слетались разноцветные бабочки. Приползали разные букашки, а мохнатые паучки плели гномику легкую перинку. И когда она была готова он забирался на нее и прыгал высоко- высоко. Так гномик жил все лето. Но вот, как-то сидя на цветке он заметил, что лепесточки на нем уже высыхают, листики на деревьях меняют свой цвет. Становятся ярко- красными, багровыми и желтенькими. - Что же это за чудеса?- подумал гномик. - Только елочки стоят зеленые и не меняют свой цвет. Да и ночи стали холоднее. Неужели уже скоро будет зима? Запечалился гномик, как же он будет жить дальше? Шубку нужно гномику тепленькую сшить, да ножки замерзнут, валенки нужны. Где же можно гномику все это сшить? Или в магазине нужно все купить? И друзья его куда- то все подевались не видел он их уже давно. Посоветоваться совсем не с кем. Так сидел гномик и скучал. Вдруг видит он по дорожке кто- то идет. Спрятался он за елочкой, ах, это девочка идет и корзинка у нее в руках. Устала она села на пенек отдохнуть, а гномику так интересно стало. Что же у нее там в корзиночке лежит? Залез он повыше на елочку, не удержался и упал прямо в корзинку.
- Ой! Ой! -тихонько вскрикнул он. - Куда это я попал?- А в корзинке было тепло и сухо, в ней лежали грибочки и пахло лесом и вкусной едой. Это девочка взяла с собой обед, когда пошла в лес. И гномику так захотелось тут остаться навсегда. Как только он так подумал, корзинку уже взяли и понесли. Гномик сначала очень испугался, а потом спрятался на дно корзинки и лежал там тихо- тихо. И сам не заметил как заснул. Проснулся он в маленьком домике, где жила девочка. Выглянул из корзинки- нет никого. Выпрыгнул быстренько оттуда и спрятался под лавку. Посидел там немножко и залез под стол. А там храпел огромный рыжий кот. - Гномик никогда не видел котов, он уже хотел было убежать, но кот прищурил один глаз, зевнув спросил у гномика. -Ты кто такой? Не мышка ли ты? которая превратилась в неизвестно в кого? Кто ты? А ну быстро признавайся! - Я маленький гномик, который жил в лесу и случайно попал в ваш дом. Кот подумал и сказал - Давай рассказывай свою историю, я жуть как люблю слушать всякие приключения.- И гномик рассказал про себя все коту. Так они и подружились. Всю зиму гномик прожил на печке, там было тепло и уютно. А кот длинными зимними ночами мурлыкал ему свои простые и забавные песенки. Хорошо жилось гномику тут, но все ровно по ночам снился ему его любимый лес. Но вот наступала долгожданная весна. Солнышко светило уже ярко, дождик застучал по крыше. Вот и весна радовался гномик. Однажды утром девочка сказала - Возьму свою корзиночку, пойдем мы с подружками в лес за подснежниками.- Услышал гномик попрощался с котом поблагодарил его за все. Потом побежал и быстренько спрятался в корзиночку девочка его даже и не заметила. Вот так гномик снова оказался в своем любимом лесу. И был очень и очень счастлив. А летом построил себе там домик с печкой. И до сих пор живет в нем.

В далекие-далекие времена в одной маленькой деревеньке жили гномы. Это был очень дружный, веселый и трудолюбивый народ. Мужчины рано утром уходили в подземные шахты добывать драгоценные камни, а женщины оставались дома, чтобы приготовить еду и навести порядок в саду и в доме. Гномы, если ты еще не знаешь об этом, очень любят чистоту и порядок. И если бы тебе повезло пройти по этой деревне, то твоему удивлению не было бы конца: всюду так опрятно и чисто, что любо-дорого посмотреть! А какие чудесные сады у каждого гномичьего дома! Глянешь через низенький заборчик, а там пестреют яркие разноцветные цветочки, на деревьях – спелые и вкусные плоды. А такой аромат вокруг, что даже голова может закружиться! Но самое главное – это то, что в каждом саду слышится звонкий смех: это дети играют и веселятся.

И только в одном-единственном саду всегда тихо… Тебе могло бы это показаться странным, но все жители маленькой деревни знают, почему там тихо. Просто в этом доме никогда не было и уже не будет детей. Наверное, из-за этого у хозяйки дома всегда грустные глаза. Ухаживая за садом и дожидаясь мужа с работы, она часто думала о том, что даже саду не хватает радости. Ведь детские улыбки и смех дарят радость всему живому на Земле…

В тот день, когда и произошла эта история, женщина пропалывала от сорняков свои любимые цветы и думала всё те же грустные думы. И вдруг раздались детские голоса:

– Ой, ПетрОль, ты только глянь, какие у нее яркие перышки! Вот бы мне одно такое в коллекцию!

– ЛенОль, надо просто проследить за ней, а вдруг уронит для тебя свое красивое перышко?

Это брат и сестра из соседнего дома в погоне за чудесной птичкой с ярким оперением не заметили, как попали в сад грустной женщины.

– ПетрОль, она играет с нами! – радостно закричала девочка, и детский смех, как перезвон колокольчиков, разнесся по всему саду.

Женщина сразу же увидела удивительную перемену: сад начал оживать! Деревья одобрительно зашелестели листьями, а цветы подняли свои головки и стали раскачиваться в такт детским голосам. Даже птицы запели громче и веселее. А грустная женщина улыбнулась.

Но тут ребята выскочили на тропинку и испугались, увидев свою соседку. Они, наконец, поняли, что бегают по чужому саду без разрешения, чего, конечно же, делать ни в коем случае нельзя! Увидев замершие в испуге детские личики, женщина поспешила сказать:

– А почему бы вам не наведываться сюда почаще? И друзей позовите с собой. У нас очень большой сад!

Вы и представить себе не можете, какая радость началась в деревне гномов! Теперь каждое утро все дети спешили в сад грустной женщины, где бегали, смеялись, придумывали новые игры, качались на качелях, исследовали новые дупла в деревьях, пробовали на вкус незнакомые плоды с фруктовых деревьев. Они приносили с собой любимые игрушки и играли ими все вместе. А вечером дети возвращались домой, раскрасневшиеся и довольные. Родители и нарадоваться не могли: теперь они могли спокойно делать свои взрослые дела, не переживая, что детям станет грустно или скучно. А с лица хозяйки сада теперь не сходила улыбка, и все уже стали забывать, что называли ее когда-то грустной женщиной…

Так и повелось с тех пор в маленькой гномичей деревушке: именовать этот сад «детским садом». Говорят, что один знаменитый путешественник однажды проезжал мимо и залюбовался большим садом, где повсюду были слышны гомон и детский смех, от которого даже солнышко начинало улыбаться. И потом, путешествуя по всей Земле, он с удивлением рассказывал о виденном в той далекой деревеньке. Так люди и узнали, что такое детский сад, и как хорошо становится детям, когда они собираются вместе, а не скучают каждый в своем доме… И еще в память о дружных, веселых и трудолюбивых гномах в каждом детском саду теперь обязательно есть группа, которая носит название «Гномики».

Галина Морозова

Конспект интегрированного занятия на тему "Прогулка в лес к гномам "

художественное конструирование из бумаги способом оригами + рисование

Предмет : Изобразительная деятельность в детском саду – художественное конструирование в технике оригами , рисование.

Возраст детей : подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.

Алгоритм продолжительности занятия по времени :

1 занятие - 40 минут .

Организационный момент – 1 минута.

Слушание грамзаписи музыки П. И. Чайковского «Времена года» – 2 минуты.

Чтение стихотворения «Цветные огоньки» – 1 минута.

Подвижная игра «Гномики и белка » – 3 минуты.

Презентация или пооперационная карта «Гном » последовательного складывания игрушки – 2 минуты.

Пальчиковая гимнастика «Гномики - прачки » – 2 минуты.

Складывание игрушки -Гномика – 10 минут .

Складывание классической модели «Дом» – 5 минут.

Рисование комнаты с мебелью для Гнома– 10 минут .

Чтение стихотворения «Гном » З. Я. Роот – 1 минута.

Анализ занятия – 2 минуты .

Сюрпризный момент – 1 минута.

Материалы к занятию :

Дидактический материал : технологии ТСО компьютерная презентация поэтапного складывания игрушки на тему «Гном » - 10 слайдов, музыкальный центр, кассета с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года» , зимние пейзажи.

Раздаточный материал : Коробки с материалом для занятий оригами , в которых лежат : квадратные листы бумаги, клей, ножницы, фломастеры.

Методы и приемы использованные на занятии :

Информационно– рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

В занятие включены : организационный момент, музыкальное сопровождение, художественное слово, презентация поэтапного складывания игрушки «Гном » , пооперационная карта поэтапного складывания базовой модели «Дом» , подвижные игры, пальчиковая игра, сюрпризный момент, анализ детских работ.

Цель :

Пополнять энциклопедические знания детей о мифический сказочных героях.

Задачи :

Образовательные :

Учить детей соотносить увиденный на картине зимний пейзаж с услышанным классическим музыкальным произведением. Слушание музыки на зимнюю тему : П. И. Чайковский. «Времена года» .

Дать детям возможность увидеть и почувствовать красоту зимнего леса, радость от прихода волшебницы-зимы с ее забавами и развлечениями.

Закреплять приемы складывания игрушки в стиле модульного оригами из двух составных квадратов.

Воспитательные :

Воспитывать инициативу, творчество, импровизацию в играх с игрушками, выполненными своими руками способом оригами, на тему русских и марийских народных сказок.

Развивающие :

Развивать логическое мышление, сообразительность, воображение;

Предварительная работа к занятию :

Общая информация «Кто такие гномы » ?

Гномы в мифологии городов Европы маленькие антропоморфные существа, обитающие под землей в горох или лесу. Ростом они были с ребенка или с палец, но наделены сверхъестественной силой, носили длинные бороды. Живут Гномы гораздо дольше , чем люди, охраняя в недрах земли сокровища драгоценных камней и металлов. Они искусные ремесленники могут выковывать волшебные кольца и мечи. В старые времена люди верили в то, что на земле живет множество необычных существ, владеющих секретами волшебства. К числу таких существ относились и гномы , которые под различными именами присутствовали в поверьях и сказках различных народов.

Гномы , обитавшие в Ирландии, были волшебными сапожниками. Это были крошечные, сморщенные старички ростом меньше новорожденного младенца.

В Шотландии были гномы , чуть повыше их рост доставлял около 60 сантиметров. Они выбирали себе дом по вкусу, и селились в нем. Дождавшись ночи, они выходили из своих укрытий и принимались за уборку, мыли посуду и делали другую домашнюю работу, а в качестве платы довольствовались лишь миской сметаны и краюхой белого хлеба.

Английские гномы носили зеленые камзолы и простые шляпы и развлекались тем, что танцевали под музыку сверчков и кузнечиков.

В Скандинавии их называли белыми эльфами. Они жили в лесах и полях, и простой смертный мог найти дорогу к их дому только в одну из четырех волшебных ночей в году : ночь летнего равноденствия, ночь накануне первого мая, рождественскую ночь и в Хеллоуин - праздник всех святых, отмечаемый осенью.

Гномы , жившие в Германии, были повыше ростом, так же, как английские гоблины и скандинавские тролли.

«Жители деревни» - мир славянской мифологии Домовой.

Древние славяне считали, что этот дух живет в каждом доме, только не всем довелось, с ним встретится. Но память о нем жива и по сей день. В доме помимо членов семьи, обитало еще светлое, дружелюбное, но чрезмерно обидчивое существо – домовой. В старину его ласково называли «Хозяином» , «Дедушкой» , «Большаком» , «Кормильцем» , «Царем» . Он мог жить в подполе, на чердаке, но самое излюбленное место для него голбец – маленькое пространство, чуланчик за печкой. А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягкий пушком, с длинными когтями. Главная обязанность этого духа - смотреть за хозяйством, за домашними животными и скотом, помогать в работе по дому. Но на его помощь могли рассчитывать лишь родимые, да бережливые хозяева. Ну, а если вы ленивы и неряшливы, то берегитесь, не даст житья. Не будет вам покоя от его проказ и озорства. Хозяйничает он только ночью, бродит по дому, шаркает ногами, гремит посудой, гладит спящих обитателей, а где бывает днем неизвестно. В поверьях о домовых отразилась любовь народа к своему дому. В далекие языческие времена люди верили, что у каждого дома есть своя душа. Сохранились русские пословицы : - «В своем доме и углы помогают» ,

- «Держись друга старого, а дома – нового» .

Хорошие хозяева всячески ублажали домового, подкладывали под печку нюхательный табак, горбушки хлеба, разноцветные ленточки, а переезжая в другой дом, забирали домового с собой : поскребут за порогом, соберут мусор в совок и высыпают в новой избе. А на новоселье нужно принести ему горшок каши и сказать : «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!» Как вы думаете, почему переселяясь в новый дом, русские люди первой запускали кошку? – Ответы детей. Домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.

Добрый сказочный герой, одет в смешной кафтанчик.

И колпачок одет на нем, кто назовет его,

Ведь он маленький, проворный… Гном

Мы по горам гуляем и клады охраняем.

Ребятам всем знакомы, мы сказочные… Гномы

Жили под горкой у речки, маленькие человечки.

Тихо жили без забот. Пили чай из круглой кружки,

Ели круглые ватрушки с круглых блюдец круглый год.

Дружно все они живут.

Кто узнал, как их зовут… Гномы  ; Р. Сеф

Живет в пещере маленький, забавный человечек,

Носит он жилеточку, красный колпачок.

По горам весь день гуляет, самоцветы добывает…Гном

«Веселый гномик »

Жил на свете гномик маленького роста ,

И смеялся гномик чрезвычайно просто :

«Ха-ха-ха, да хе-хе-хе, хи-хи-хи, да бух-бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе, динь – динь- динь, да трюх-трюх!»

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся :

«Хи-хи-хи, да ха-ха-ха, хо-хо-хо, да гуль - гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га, го-го-го, да буль-буль!»

А у видя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился :

«Гы-гы-гы, да гу-гу-гу, го-го-го, да бах-бах.

Ой, ребята не могу! Ой, ребята, ах-ах!»

«Гномик »

По дорожке гном  ; бежал,

И звонко песню напевал бок – бок – бок.

Мой волшебный колпачок, я надвину на бочок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно мне стоять, стоять.

Готовлюсь, не зеваю, мешок за спину бросаю.

И хлопаю в ладоши, танцую танец свой.

Мне весело сегодня, нашел я клад большой.

«Гномик » Галина Новицкая.

Живёт мой добрый гномик в таинственном лесу .

Он носит сто веснушек на крошечном носу!

Он на рассвете с солнцем идёт в страну чудес.

И ловит паутинкой его знакомый лес.

Лес угостит орехом и ягодой лесной.

И сказками наполнит ему карман большой.

Мой добрый гномик знает почти наверняка

Куда бежит тропинка, куда спешит река.

Он ходит на концерты, лишь солнышко взойдёт.

Он сам чуть-чуть играет и, кажется, поёт.

И если гномик встретит тебя в своем лесу.

От радости запляшут веснушки на носу!

И гномик сам поставит тебе карман большой.

Чтоб из него ты сказку достал своей рукой.

Песенка о гномике

На лесной, на просеке.

Под сосной, под сосенкой.

Жил смешной, курносенький гном .

На лесной проталинке

Он построил маленький,

Чуть побольше, валенка дом.

В лесу лет сто уже, он был сторожем,

Кладами заведовал он сто лет подряд.

Но ему бессменному, скучно стало бедному.

Он достал в лесу чурбан,

Сделал звонкий барабан,

Сидя на завалинке, как по наковаленке,

Бил как бьют ударники в барабан.

Игра инсценировка «Осенние хлопоты»

Гном .

Встал я утром, вышел в лес,

Весь лесной народ исчез.

Не играют, не поют, в гости Гнома не зовут .

Что случилось, почему?

Ничего я не пойму.

На пенек сейчас вскочу.

Пошепчу, побормочу.

Прокручусь сто тысяч раз.

Все узнаю я сейчас.

Вскакивает на пенек, «колдует» .

Выбегает Зайка.

Здравствуй, Зайка, как живешь?

И откуда ты идешь?

Почему в своем лесу никого я не найду?

Зайка. Осень, Гномик , к нам пришла.

Всех с собою увела

На поля, на огороды - нынче много там работы.

Норки нужно утеплять и продукты запасать.

Съешь морковку, угощаю, до свиданья, убегаю.

Гном . Зайка, верно, подсказал : осень наступила!

Разукрасила листву, всех дождем умыла.

Надо Ежика позвать, у него хочу узнать :

Чем он занят , как живет?

Пусть он к нам сейчас придет.

Входит Еж с корзиной яблок.

Еж. Здравствуй, Гном ! И гости тоже.

Всех поздравить Ежик рад :

И с хорошим урожаем, и с румяным караваем.

Угощенье принимайте, всех ребяток угощайте!

Гном . Молодец, мой старый друг!

Выходи скорее в круг.

Мы станцуем для гостей, бей в ладоши веселей!

Гном . Позову теперь Топтыжку, непоседу, шалунишку.

Пусть зайдет он в этот сад и посмотрит на ребят.

Опять «колдует» на пеньке.

Входит медведь с бочонком, а в нем конфеты.

Здравствуй, Миша!

Не робей! П

роходи вперед смелей.

Что в бочонке? Мед несешь?

Хорошо же ты живешь.

Медведь. Меда нет.

Грустить не надо, угощу всех шоколадом.

Принимай подарок мой, ну а я спешу домой.

Гном . Угощенья все для вас.

До свиданья, ухожу.

Вас зимою навешу.

Сказка «Гномы помощники » перевод, Екатерины Невиловой.

Каждый раз, когда на город опускалась ночь, пять маленьких гномов в разноцветных колпачках зажигали свои волшебные фонарики. Тихо шли они по сонным улицам города. Всю ночь маленькие гномы трудились , помогая живущим в городе людям. Они подметали улицы, мыли стекла окон. Возили тележки груженые кирпичами, мешали раствор и строили стены будущих домов. Тихо – тихо, чтобы не разбудить спящих людей, они входили в людские жилища. Помогая столяру, они пилили и строгали доски. Тихонько, но очень дружно стучали их маленькие молоточки, забивая по самые шапки блестящие металлические гвозди. Как быстро и слаженно спорилась у них любая даже самая сложная работа! От столяра они шли в дом к пекарю, уставшему за день. А ведь людям непременно захочется отведать мягких сдобных булочек с румяной хрустящей корочкой. И гномы разжигали печь , месили тесто, лепили из него булочки и пекли в печи, положив на огромную лопату. И никто из людей не видел, как усердно трудятся маленькие помощники. После пекаря гномы навещали колбасную лавку. Здесь они крутили тяжелую мясорубку, получая из мяса фарш. Делали из фарша колбасу и варили ее в большом чугунном чане. И снова не успевая отдохнуть – бежали в следующий дом. Помогая портному, гномы кроили кафтаны , аккуратно пришивали блестящие атласные отвороты, украшали платья изящными кружевами и золотыми пуговицами. Вот уж на все руки мастера были эти гномы !

Но вот как – то случилось так, что вставший среди ночи портной взглянул на сшитый гномами кафтан и рассердился.

Матильда! – закричал он, зовя свою домработницу.

Матильда, только посмотри, здесь, черные пуговицы. Я же хотел золотые!

Я знаю, кто виноват в этом, господин портной, - отвечала домработница.

Погодите же, я покажу этим разгильдяям, как путать цвет пуговиц!

С этими словами Матильда отправилась искать гномов . Словно буря, обрушилась она на маленьких помощников. И гномы , испуганные и удивленные, поспешили убежать из дома. А вскоре и вовсе покинули город, сговорившись больше не помогать глупым и неблагодарным людям. Жители городка очень расстроились, лишившись чудесных помощников. Они прогнали домработницу , но гномиков этим не вернуть . С тех пор пришлось людям все делать самостоятельно, не рассчитывая на помощь маленького народца.

Легенда «Гном »

Маленький гном любил гулять по цветущему лугу, и любоваться красивым разноцветьем трав и цветов. Как много их цвело кругом, и все они были такие красивые. Но маленький гном всех больше любил один цветок, это была ромашка. Ромашка была похожа на зонтик, и по легенде, в давние, давние времена она и была зонтиком у гнома . Начнется дождь, гномик укроется под ромашкой, или сорвет её, и шагает по лугу, поднимая цветок над головой. Дождик стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. Вот как ромашка помогала гномику во время дождя .

Игра «Жил в чернильнице Гном »

Педагог : В старой, заброшенной чернильнице жил гном . Гномы обычно живут в старых, заброшенных домах. Но наш гном был очень маленьким и поэтому выбрал себе для житья пустую чернильницу, ведь чернилами уже давно никто не пишет.

Задание : Представьте себе маленькими гномами , для которых чернильница, могла бы быть домом.

Опишите его?

Ответы детей.

Просыпаясь по утрам, маленький гном придумывал себе волшебные настроения. Каждый день новое. Иногда ему хотелось теплого настроения, и тогда он здоровался с солнцем и умывался его лучами. Когда он стремился почувствовать себя сильным и мощным, как дуб, он представлял себя высоким стройным деревом. А чтобы создать себе хорошее настроение и повеселиться, гном прыгал на одной ножке и говорил : "Как хорошо! Ай да я!"

Попробуем придумать себе настроение. Вы можете нафантазировать свое или взять то, что уже придумал гном . Можно выбрать волшебные слова, которые вам хочется сказать. Педагог показывает все три упражнения, дети выбирают и повторяют : «Приветствие солнцу» - подняв руки вверх, тянемся к солнцу, представляя себя в потоке солнечных лучей. «Дерево» - ноги вместе – ствол, руки над головой, пальцы в стороны, тянемся на носочках вверх. «Радость» - прыжки на правой, затем на левой ноге.

Знаете, что делал гном днем ? Днем он гулял. Но прогулки были не обычными , потому что гулял он по волшебному лесу, в котором было много разноцветных полянок, на каждой жили растения, животные и птицы, близкие по цвету. На желтой полянке жили одуванчики и лисы, и другие желтые и рыжие животные.

Кто может жить на желтой поляне? – зеленой, синей, белой.

Назовите птиц, растения и животных, гармонирующих с цветовой гаммой полянке?

Ответы детей.

Нагулявшись в волшебном лесу, гном отправлялся слушать морские сказки.

Как вы думаете, кто может рассказывать морские сказки?

Ответы детей.

Гном очень любил слушать шум моря. Ему казалось, что море поет волшебные песни или рассказывает сказки. Давайте и мы попробуем послушать шум моря и придумать свою сказку. Сядем тихо и послушаем музыку, а потом вы расскажете увиденное. Звучит любое произведение Моцарта «Моцарт и звуки океана» .

Дети слушают, затем рассказывают свои сказки.

Однажды нашему гномику стало очень грустно .

Как вы думаете, отчего?

Когда вам бывает грустно? -

Ответы детей.

А ему бывало грустно оттого, что не с кем было поговорить. Когда не с кем поговорить, думал маленький гном , - надо идти к горе.

Агукало, агаколо, аухало и плакало,

А рассмеялось смехом, и называлось… Эхом

В горах живет эхо. С эхом так приятно поболтать о том, о сем. Предлагаю вам поиграть в игру «Эхо»

На лесной опушке весело у нас.

Нам горное эхо вторит каждый раз.

Представьте, что стеною встают седые горы.

И где то подо мною, бескрайние просторы.

Один я на вершине, мне крикнуть захотелось.

А вы тут не скучайте, и громким, звонким эхом.

Мне тут же отвечайте. Эхо!

Вы должны повторять за мной последнее слово, как, будто я гном , а вы горы. Я говорю я – маленький, вы мне в ответ, маленький, маленький.

Ты кричал, оно молчало, ты молчал, оно кричало : Я - добрый. Я - сильный. Я - смелый. Я - умный. Я - красивый. Я - уверенный.

После прогулок маленький гном возвращался домой , садился на край чернильницы и зажигал свечу.

Педагог зажигает свечу. Маленький гном смотрел на огонь и вспоминал прошедший день.

Звучит музыка. «Какое хорошее, солнечное было утро» , - думал гном . «А днем я ходил гулять» , - вспоминал гном .

Вопросы?- Где гулял гном , что он видел и слышал, с кем беседовал?

А что было вечером?

Ответы детей.

Обобщение ответа педагогом : Наш гномик любовался огнем , вспо-минал хороший день, напевал любимую песню. Под звуки колыбельной гном засыпал и видел во сне красивые, добрые сказки.

Пальчиковая игра «Поздоровайтесь с гномом Кешей »

Пальцы, которые не работают, сжаты в кулак. При рукопожатии ребенок должен сказать вежливые, ласковые слова, что обычно говорят при встрече : «Доброе утро милый Кеша» , «Дорогой Кеша, как поживаешь» , «Здоров ли ты Кеша» , «Приятно встретится, Кеша» . Педагог : посмотрите : кто пришел? Показываю тряпичную куклу – гнома . Он хочет с вами поздороваться. Ручки у него маленькие, слабые. Кеша с каждым хочет поздороваться. Пожмите ему правую руку своим большим пальцем и мизинцем правой руки. Остальные пальцы : указательный, средний и безымянный – подушечками прижмите к ладони. А теперь большим пальцем и мизинцем левой руки пожмите гному левую руку , не забывайте сказать ему доброе, ласковое слово или поприветствовать его.

Физкультурные минутки

«Гномик »

Гномик по лесу гулял , - ходьба на месте.

Колпачок свой потерял - наклоны вперед, ищем пропажу.

Колпачок был не простым, со звоночком золотым - хлопки в ладоши.

Гному кто точней подскажет, - прыжки на месте.

Где искать ему пропажу? - ходьба на месте.

«Гномик в лесу »

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Гномик по тропинке шел , под кусточком гриб нашел.

Раз – грибок, два грибок, положил в свой кузовок.

Кузовочек загрузил и домой он поспешил.

«Гном »

Утром Гномик наш проснулся , позевал и потянулся.

Раз – нагнулся, два – нагнулся – выполнять движения в соответствие с текстом.

Руки в стороны развел, золото он не нашел – жест сожаление.

Чтоб драгоценности достать, надо много приседать – приседание.

Гномик наш совсем устал , клад он больше не искал – садятся на стульчики.

«Гном под грибком » Т. А. Ткаченко

Как-то на рассвете Гном  ; - встать, присесть.

Свой решил покинуть дом, - встать, руки сомкнуть над головой.

И с корзиной из избы гном помчался по грибы - бег на месте с высоким подниманием ног.

Гром гремит, гроза грохочет, - встать, хлопок над головой.

Гнома сильный дождик мочит, - махи поднятыми руками к лицу.

Но не страшен Гному гром ,

Гном укрылся под грибом - присесть, руки сомкнуть над головой.

Ход занятия

Педагог : Ребята, хотите совершить прогулку в зимний лес . Для этого нам не нужно одеваться, закутываться в теплые шубы, надевать меховые шапки. Эта прогулка будет в нашем воображении.

Закроем глазки, раз, два, три в зимний лес мы все пришли.

Тихо включается запись музыки П. И. Чайковского «Времена года»

Педагог : – Как тихо вокруг. Постаралась волшебница зима и укутала лес в снежные покрывала, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки деревьев, посеребрила ветки кустарников. Уснул лес крепким сном. Не слышно пения птиц, только иногда осыплется снег с еловой лапы – это белка хлопочет, достает свои осенние запасы, да лакомится ими. Светит неяркое солнце, но как красиво искриться и переливается снег, кажется, будто мы попали в сказочное королевство, где прямо перед ногами груды золота и серебра. Мы с вами в гостях у матушки зимы. Кажется, что зимний лес пуст, и в нем никого нет, а может мы попали с вами в гости к маленьким гномам .

Ребенок читает стихотворение

«Цветные огоньки»

Горят цветные огоньки, как звездочки сияют.

Их каждый вечер гномики повсюду зажигают ,

Лесной привет фонарики, шлют звездам и луне.

И звон хрустальный слышится в прозрачной тишине.

Горит фонарик золотой, и освещает лес.

Волшебный свет зовет с собой, в мир сказок и чудес.

Педагог : - Ребята, раз мы с вами в сказочном лесу, где происходят такие сказочные чудеса, поиграем в игру

«Гномики и белка »

Дети выполняют действия по тексту

Эй вы гномы собирайтесь , молоточки доставайте.

В мешочки их свои кладите, туго – туго завяжите.

И на спинку их взвалите.

К высокой ели мы пойдем злато – серебро искать - идут по кругу маленькими шажочками.

Маленькие ножки тихо семенят

Лесные дорожки убегают взад.

Шлеп – шлеп – шлеп, да топ – топ – топ.

С мешочком за спиной,

С утра пораньше гном бредет под ёлкой вековой.

Вдруг белка шапку сорвала, у гнома с головы

И быстро – быстро поднялась,

С той шапочкой на ель - руки поочередно поднимаем наверх, ножницами.

Надо шапочку достать и на елку залезать – сели смотрят вверх.

Вот - вот до шапки дотянемся, - тихо встают, - руки поочередно поднимаем наверх, ножницами

А белка проказница шапку схватила,

И снова под елку её опустила – встают на носочки и резко опускаются вниз.

Надо шапочку достать и под ёлку залезать

А белка вверх, а белка вниз

А белка вверх, а белка вниз

И мы вверх, и мы вниз, вверх – вниз, вверх – вниз – встают на носочки и резко опускаются вниз.

Ох, до шапки добрались – надевают шапочки.

Мы теперь почти у цели, мы пришли куда хотели.

Стали пробираться внутрь, все глубже мы копаем,

Сокровища добываем.

Педагог : Ребята посмотрите, да тут и впрямь сокровища несметные, находим коробку с сюрпризом.

Ой, это нам кто такое чудо оставил. ?

Да тут задания разные, карта пооперационная.

Кто на ней изображен?

Ответы детей.

Педагог : Правильно - гномик , и бумага разная, мне кажется, что кто-то хочет научить нас гномиков складывать .

Ребята а вы бы хотели научиться складывать гномиков ?

Ответы детей.

Педагог : Гномики живут много – много лет, они маленькие добрые и милые человечки, которые охраняют драгоценные камни и несметные подземные сокровища. Вот и у вас будут маленькие гномики , которые смогут осуществлять ваши маленькие мечты.

Садитесь все на свои стульчики, посмотрите последовательность изготовления гномика , который складывается из двух квадратов разного размера.

Костюмчик гномика надо складывать из большого квадрата, а колпачок с головой из квадрата поменьше.

Последовательность изготовления гномика :

Костюм гномика из одного квадрата :

1. Отгибаем у квадрата небольшие полоски бумаги на себя сверху и снизу, – верхний отворот воротник костюма, нижний отворот низ костюма, перевернем заготовку.

2. Сложить заготовку в базовую форму «Дверь» , отогнем к середине заготовки правую и левую стороны так чтобы они соприкасались в центре прямоугольника.

3. Верхние уголки заготовки отогнем вправо и влево на отворот, расправим у заготовки треугольники формируя воротник – костюм готов.

Голова и шапочка из другого квадрата :

1. Сложить заготовку в базовую форму «Воздушный змей» , согнем квадратный лист бумаги пополам соединяя вместе углы квадрата, наметим середину квадрата, развернем заготовку и загнем две стороны к центру, так чтобы он соприкасались в середине листа.

2. Еще раз загнем стороны к центру на получившуюся заготовку – получился длинный колпачок и личико, перевернем заготовку.

3. Острый уголок колпачка отогнем немного в сторону, перевернем заготовку нарисуем лицо, склеим детали вместе.

Педагог :

Чтоб гномов складывать начать ,

Маленькие пальчики мы должны размять.

Пальчиковая гимнастика «Гномики - прачки »

Жили – были в домике маленькие гномики : - дети сжимают и разжимают кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чуки, Микки – загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять – загибают пальчики, начиная с мизинцев.

Стали гномики стирать : - трут кулачки друг о друга.

Токи – рубашки, Пики - платочки, – загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Лики - штанишки, Чуки - носочки, – загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Микки – умница был, всем водичку носил.

Дети приступают к складыванию гномика , последовательно выполняя все операции за педагогом, когда детали костюма и шапочки

отовы – на лице гномика - рисуют глаза , нос и рот, с помощью клея карандаша соединяют обе детали вместе.

Педагог : Ваши фигурки готовы?

Ответы детей.

Педагог : - А где будут жить ваши гномики ?

Ответы детей.

Я предлагаю вам, сложить гномикам маленькие домики , в которых они будут жить.

Классическая модель «Дом» , возьмем квадратный лист бумаги :

Квадратный лист бумаги согнем по диагонали пополам, получилась фигура треугольник.

Отогнем у треугольника с двух противоположных сторон складку молнию, получится стена дома.

С лицевой стороны на треугольнике можно вырезать красивую фигурную крушу, а можно нарисовать оформление домика, крыши, трубу, ставни и крылечко.

А перевернув домик обратной стороной, вы можете нарисовать комнату гномика .

– Что может стоять в комнате гнома ?

Ответы детей.

Педагог : Вот и нарисуйте стол, стульчик, печку, можете повесить картину на стене. Когда все работы готовы, расставляем их на столе, около каждого домика стоит гномик .

Дети любуются своими работами.

Ребенок читает стихотворение «Гном » З. Я. Роот

Где сказочный волшебный, дремучий лес шумит.

На солнечной полянке наш старый дом стоит,

Волшебники лесные в том домике живут

И взрослые, и дети их гномами зовут ,

Мы маленькие гномы , живем мы сотни лет.

Про все на свете знаем и это не секрет.

Педагог посмотрите ребята, пока мы с вами трудились, у нас в группе появилась еще одна коробка с сюрпризом. Посмотрим, что в ней, да это нам гномики угощение прислали , за нашу хорошую работу.

Детям раздаются сладости, конфеты морские камушки, похожие на самоцветы.

Схема поэтапного складывания взята из пособия для воспитателей детского сада «Оригами в детском саду» . Мусиенко С., Бутылкина Г., - Обруч, - Москва 2010г.






Презентацию последовательности изготовления гномика можно посмотреть в файле.

Сказка про гнома, звёздочку и маленькую фею.

В лесу на полянке в уютном домике под красной крышей жил Гном. Это был обыкновенный лесной Гном. Он очень любил свой домик и каждую весну красил красной краской крышу и ставни на окнах, а также крылечко. Возле домика он сажал огород, на котором выращивал морковку, капусту, лук и чеснок. Около крылечка с одной стороны росла яблоня, на которой осенью созревали красные и сочные яблоки. А с другой стороны крылечка росла груша, которая очень радовала Гнома жёлтыми медовыми грушами.

На свой День рождения Гном пёк огромный шоколадный кекс и поливал его белой сладкой глазурью. Он ставил его на поднос и торжественно вносил кекс в комнату из кухни. И пыхтя от гордости и удовольствия ставил его на стол. Гном садился на свой любимый мягкий стульчик и, молча, в одиночестве съедал именинный кекс. Ведь угощать праздничным кексом ему было некого, так как никто не приходил поздравить Гнома с Днём рождения. Да он никого и не ждал, ведь у него совсем не было друзей. Впрочем это обстоятельство Гнома не огорчало.

Каждое утро Гном поливал морковку, капусту, лук и чеснок, потому что очень любил свой огород и ухаживал за ним. В это солнечное утро, Гном, как обычно, был занят поливoм огорода, когда заметил, что к его домику приближается Зайчонок. Гном тут же повернулся к нему спиной и постарался сделать вид, что его не замечает. Он терпеть не мог этих зайчат; вечно просят: «Дядя Гном, дай попробовать твоей морковки.»

Как будто своей у них нет. Тем временем Зайчонок прыгал то на правой лапке, то на левой, то на обеих сразу и напевал какую-то весёлую песенку; и всё ближе и ближе приближался к Гному, который продолжал поливать морковку и делать вид, что он очень, ну очень занят, и ему некогда обращать внимание на всяких зайчат. Зайчонок весело напевая допрыгал до Дядюшки Гнома и остановился. В восхищении посмотрел на яркую зелень морковки, которая дружно торчала из-под земли, и заканчивалась оранжевыми крупными кружочками, слегка выглядывающими из грядок.

Ух ты, - сказал Зайчонок.

Гном сделал вид, что не услышал восторженного возгласа зайчонка.

Судя по всему, у Вас, Дядюшка Гном, выросла прекрасная морковка? - спросил Зайчонок.

Продолжать молчать становилось просто не прилично.

Не жалуюсь, - буркнул в ответ Гном.

Не могли бы Вы, Дядюшка Гном, дать мне попробовать вашу удивительную морковку? - продолжал Зайчонок

«Ну вот, начинается», - с тоской подумал Гном и сделал вид, что не услышал просьбу Зайчика. Зайчонок постоял ещё немного в ожидании, но когда понял, что Дядюшка Гном не собирается угощать его морковкой, весело присвистнул и, напевая свою весёлую песню, поскакал дальше. Гном облегчённо вздохнул, закончил полив огорода и пошёл к себе в домик.
Днём, когда солнце было в зените и лучи его были самые яркие и жаркие, гном вышел на крылечко дома, сладко потянулся, спустился с крылечка, повернул за угол дома... и замер. Он увидел, что на высоком кедре, который рос в самом конце его огорода, на пушистой ветке сидит Белочка. «Что это ещё за гостья?»- подумал Гном и пошёл к кедру. Подойдя к дереву он увидел, что Белочка в лапках держит небольшую корзиночку.

Увидев Гнома, она радостно воскликнула: «Добрый день, Дядюшка Гном.»

Ну, добрый он или нет, ещё не известно, - пробурчал Гном.

Не будете ли Вы, так добры, дать мне кедровых орешков на ужин?

Не буду, - отрезал Гном. - Скачи в лес, там растёт много кедров, вот и насобираешь себе и на ужин, и на завтрак, и на обед.

Да, в лесу много кедров, но только на вашем такие большие и вкусные орешки, - сказала Белочка.

Некогда мне тут с тобой разговоры разговаривать, сказал скачи в лес за орешками.

Белочка вздохнула, перепрыгнула с кедра на ель и затерялась в еловых ветках. Гном побрёл к своему домику, что-то ворча себе под нос. Весь день он был занят и трудился не покладая рук. Но, когда стемнело и на небе зажглись первые звёздочки, Гном, освободившись от своих дневных дел, вышел на улицу и сел на скамеечку под яблонькой. Там, очень, очень далеко от него и высоко, в тёмном ночном небе сияли россыпи звёзд. И среди них была одна маленькая, но яркая звёздочка. Гном любил смотреть на эту звёздочку. Он ощущал, что она так же одинока как и он.

Гном замер, перестал жевать свою шоколадку и постарался как можно незаметнее сунуть её к себе в карман. Маленькая Фея улыбнулась Гному и спросила: «Ты любишь смотреть на звёзды?»

Да, - ответил Гном.

Я тоже очень люблю звёзды и часто к ним летаю, ведь им так холодно и одиноко.

Ты летаешь к звёздам?

Да, я подлетаю к звёздочке и начинаю с ней кружиться в весёлом танце. Мы кружимся всё быстрее, быстрее, быстрее и начинаем смеяться, нам делается так хорошо: веселье наполняет нас. Затем я перелетаю к другой звёздочке и всё начинается сначала. Так я летаю от звёздочки к звёздочке и дарю им смех, веселье, безумный круговорот танца. А иначе бы они замёрзли от одиночества.

Значит они в самом деле одиноки, - прошептал Гном.

Да, - ответила Фея. - Но когда я прилетаю к ним и мы веселимся, они забывают о своём одиночестве. Поэтому я стараюсь почаще летать к ним.

А вон той звёздочке, - Гном указал пальцем на свою звезду, - ей очень холодно и одиноко?

С тех пор, как ты стал смотреть на неё и думать о ней, ей уже не так одиноко и холодно.

На следующее утро Гном, как всегда, вышел на свой огород поливать морковку и капусту. Ещё издали он увидел Зайчонка, замахал ему рукой и закричал: «Иди сюда, Зайчонок, я дам тебе морковки». Когда счастливый Зайчонок с набитыми морковкой карманами поскакал дальше, Гном прокричал ему вслед: «Если встретишь в лесу Белочку, скажи ей, пусть приходит за орешками!»

С этого дня наш Гном очень изменился. Все лесные жители только и говорили о том, каким весёлым и щедрым стал Дядюшка Гном. Наступила осенняя пора. На яблоне краснели наливные яблочки, а на груше висели сочные груши. Сегодня был День рождения Дядюшки Гнома. Он, как всегда, нарвал поспевших ароматных яблок и груш и испёк свой любимый именинный шоколадный кекс, покрытый сладкой белой глазурью.

А когда стемнело и на небе зажглись звёздочки, все гости вышли на крылечко дома и стали смотреть на звёздное небо. Где-то там, очень, очень далеко и высоко сияла звёздочка Гнома. Гном посмотрел на Маленькую Фею, протянул ей сочное красное яблочко и сказал: «Передай ей от меня, пожалуйста». Фея взяла яблоко, весело засмеялась, взмахнула своими серебристыми крылышками и взмыла вверх. Вскоре она растворилась в ночной мгле. Гости разошлись по домам. А Гном ещё долго стоял на крылечке и смотрел в ночное небо, где сияла его звёздочка. Внезапно он увидел, как от его звёздочки протянулся тонкий, яркий лучик. Он становился всё длиннее и длиннее и тонкий как волосок лучик коснулся щеки Гнома. Он ощутил лёгкую прохладу и понял, что его звёздочка сказала ему: «Спасибо».

Гарячева Ирина / иллюстрации Иваненко Юлии

Жили-были в одном волшебном лесу братья-гномы.

И были они такие маленькие и хорошенькие, что издалека казались игрушечными.

Старшего гнома звали Гноша, и был он выше всех. Среднего гнома звали Гномушка, и был он самый упитанный. Очень уж Гномушка любил печенье и ватрушки. А Гномик был самый маленький и любил мастерить свистульки разные, фигурки животных.

Удивлялись братья-гномы: как такая красота у младшенького брата получается? А брат мастерит да приговаривает:

— Раз лукошко, два лукошко,

Вышла серенькая кошка.

Раз лукошко, два лукошко,

Получились две матрешки.

Каждое утро Гномик ставил свои поделки на подоконник, говорил: «Не скучайте без меня» — и уходил в лес за ягодами и грибами.

Как-то раз ушли братья в лес. Собрали много ягод, грибов. А когда вернулись, не узнали свою избушку. Кто-то убрал в избушке, пирогов испек, на стол вазу с цветами поставил.

Кто же это в их избушке хозяйничал?

Поели братья пирогов, цветами полюбовались и давай искать гостей незваных. Нет в доме никого чужого, только две матрешки не на подоконнике, а на столе стоят.

Удивились братья-гномы: кто же мог их на стол поставить?

Слышат гномы тихий смех. Это кто же смеется, кто от хозяев прячется?

А матрешки на пол спрыгнули, три раза вокруг себя покружились и стали выше и больше гномиков в несколько раз.

Испугались гномы. Старший гном под стол залез, средний гном на подоконник запрыгнул, а самый маленький стоит, дрожит, никуда не бежит.

А матрешки говорят гномам:

— Вы не бойтесь нас, хозяева, мы матрешки не простые, а волшебные! Нас из дерева Гномик вырезал.

Теперь будем вам помогать по хозяйству.

Вот только хотим мы попросить мастера Гномика нам еще подружек смастерить. Будем мы хороводы водить, песни петь, вас, братья-гномы, радовать! Да и вести хозяйство нам будет веселей.

Обрадовался Гномик такому предложению. Почему лее не смастерить? Старых деревьев в лесу много.

— А еще, — говорят матрешки, — сделай нам, мастер, каждой по свистульке. Уж очень нам играть с ними понравилось.

Сказано — сделано. Целую неделю трудился Гномик. Сухие ветки подбирал, матрешек вырезал, раскрашивал их яркими красками, ждал, пока краска высохнет. Вот, наконец, работа готова.

Обрадовались матрешки, давай мастера благодарить:

— Ай да мастер, молодец! Золотые руки!

Стали матрешки хоровод водить:

— Семь матрешек, семь лукошек, Сарафаны все в горошек. Будем песни петь, плясать, Песней гномов радовать!

С тех пор живут в мире и согласии в избушке в волшебном лесу три маленьких гнома и семь веселых матрешек.

Маленький Гномик так много поделок из дерева сделал, что уже и со счета сбился. Жителям леса он дарил своих деревянных птичек, собачек и слоников.

А секрет мастерства Гномика был простой: никогда Гномик не губил живые деревья и делал поделки из сухих веток. Любил и охранял лес и, конечно же, был очень трудолюбивый!