Смотреть что такое "НТР" в других словарях. Научно-техническая революция как определяющий фактор развития промышленности в мировой экономике Направления научно технической революции в развитых странах

Здравствуйте дорогие читатели! В данной статье хотелось бы поговорить о том, как происходило развитие науки и техники на Земле. Какие бывают пути развития для этого...

Развитие цивилизации связано с научно-техническим прогрессом. Выделяют отдельные периоды глубокого и быстрого изменения продуктивных сил. Этот процесс основан на превращении науки в непосредственную продуктивную силу общества. Такие периоды имеют название – научно-техническая революция (НТР) .

К средине XX века относится начало современной НТР, в которой, как правило, выделяют 4 главные черты.

Во-первых – это универсальность. Эта революция касается всех сфер человеческой деятельности и охватывает практически все отрасли народного хозяйства. С современной НТР ассоциируются такие понятия как, телевизор, АЭС, космический корабль, реактивный самолет, компьютер и т. д.

Во-вторых – это бурное развитие техники и науки. Резко сократилась дистанция от фундаментального открытия до применения его на практике. 102 года прошло с момента открытия принципа фотографирования до первого фотоснимка, а например, для лазера этот период сократился всего к 5 годам.

В-третьих – это изменение человеческой роли в процессе производства. Требования к уровню квалификации трудовых ресурсов повышается в процессе НТР. Часть умственного труда, конечно же, увеличивается в этих условиях.

В-четвертых – это то, что современная НТР зародилась в годы второй мировой, как военно-техническая, и много в чем продолжала оставаться такой на протяжении всего периода после войны.

Сегодня, современная научно-техническая революция является сложной системой, которая состоит из четырех взаимодействующих частей: 1) наука; 2) технология и техника; 3) производство; 4) управление.

В эпоху НТР, наука является очень сложным компонентом знаний. Это большая сфера человеческой деятельности, в которой занято множество людей по всему миру. Особенно увеличилась связь производства и науки. Производство стало более научным, то есть на научное исследование в производстве продукции повышается уровень затрат.

Затраты на науку в развитых странах становят 2 – 3% ВВП. А в развивающихся странах эти затраты составляют всего лишь доли процента.

Развитие технологии и техники в условиях НТР происходит по двум путям – революционному и эволюционному.

Революционный путь – основной в развитии технологии и техники в эпоху НТР. Суть этого пути в переходе к принципиально новой технологии и технике. Вторую волну НТР, начавшуюся в 70-е годы, не случайно часто называют «микроэлектронной революцией».

Переход к новейшим технологиям также имеет большое значение. На уровне с традиционными путями усовершенствования производства, интенсивно развиваются новейшие направления производства, из которых можно выделить 6 главных направлений.

1. Электронизация. Это насыщение электронно-вычислительной техникой всех сфер деятельности.

2. Комплексная автоматизация или применение робототехники, и создание новых гибких производственных систем, заводов-автоматов.

3. Перестройка энергетического хозяйства. Она основана на сохранении энергии, использовании новых источников энергии, усовершенствовании структуры топливно-энергетического баланса.

4. Производство принципиально новых материалов, например, титан, литий, оптическое волокно, бериллий, композиционные, керамические материалы, полупроводниковые.

5. Ускоренное развитие биотехнологии.

6. Космизация и возникновение аэрокосмической промышленности, что способствовало появлению новых сплавов, машин, приборов.

Эволюционный путь проявляется в увеличении грузоподъемности транспортных средств, в увеличении мощности продуктивности оборудования и машин, а также в постоянном усовершенствовании технологии и техники.

Например, самый большой морской танкер, в начале 50-х, вмещал 50 тыс. тонн нефти, а в 70-е годы, уже начали строить супер танкеры которые вмещали 500 тыс. тонн и более.

Новыми требованиями к управлению характеризуется современный этап НТР. Современное человечество переживает период информационной революции, который начался с перехода от обычной (бумажной) к электронной (компьютерной) информации.

Одной из новейших наукоемких отраслей промышленности стал выпуск различной информационной техники. Информатика, в этой ситуации, имеет большое значение. Информатика – это наука про сбор, обработку и использование информации.

Таким образом, научно-техническая революция не зря носит такое название. Она как любая другая революция несет всякого рода перемены: в производство, науку и технику, очень помогает современному человечеству в развитии, и уже является неотъемлемой частью повседневной жизни.

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР ) - коренное качественное преобразование производительных сил , качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Научно-техническая революция в узком смысле - коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в. , на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное .

До НТР исследования учёных были на уровне вещества, далее они смогли проводить исследования на уровне атома. И когда открыли структуру атома, учёные открыли мир квантовой физики, они перешли к более глубоким знаниям в области элементарных частиц. Главное в развитии науки - это то, что развитие физики в жизни общества значительно расширило способности человека. Открытие учёных помогло человечеству по-другому взглянуть на окружающий мир, что привело к НТР .

Современная эпоха НТР наступила в -1950-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства , контроль и управление им на базе электроники ; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Характеристика научно-технической революции

    ✪ Общество и человек: Научно-техническая революция и глобализация. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

    ✪ Вы готовы к переменам? Четвертая промышленная революция

    Субтитры

Классификации

  1. появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка;
  2. изобретение письменности;
  3. изобретение книгопечатания;
  4. изобретение телеграфа и телефона;
  5. изобретение компьютеров и появление Интернета.

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

  1. изобретение паровой машины в XVIII веке
  2. научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке
  3. создание компьютеров в XX веке

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство , повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления , так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

«Порох, компас, книгопечатание, - отмечает К. Маркс , - три великих изобретения, предваряющие буржуазное общество. Порох взрывает на воздух рыцарство, компас открывает мировой рынок и основывает колонии, а книгопечатание становится орудием протестантизма и вообще средством возрождения науки, самым мощным рычагом для создания необходимых предпосылок духовного развития». Доктор философских наук профессор Г. Н. Волков в НТР выделяет единство революции в технике - с переходом от механизации к автоматизации производственных процессов, и революции в науке - с её переориентацией на практику, целью на приложение результатов исследований к нуждам производства, в отличие от средневековой (см. Схоластика#Схоластическое воззрение на науку) .

По модели, используемой экономистом из Northwestern University (США) профессором Робертом Гордоном, первая НТР, начало которой относится к 1750 году с изобретением парового двигателя и строительством первых железных дорог, продлилась примерно до конца первой трети XIX века. Вторая НТР (1870-1900 годы), когда электричество и двигатель внутреннего сгорания были изобретены с разницей в три месяца в 1897 году. Третья НТР началась в 1960-е годы с появлением первых ЭВМ и промышленной робототехники, глобально значимой она стала в середине 90-х, когда простые пользователи массово получили доступ в интернет , её завершение относится к 2004 году .


Урок географии в 10 классе

на тему:

Подготовил учитель географии МБОУ Муслюмовский лицей

Иванов Алмаз Викторович

с. Муслюмово

2014 учебный год.

Тема: Характеристика научно-технической революции

Учебно-воспитательные задачи:

    дать понятие о НТР.

    рассказать о характерных чертах НТР.

    показать, что НТР – эта единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные ч а с т и: а) наука; б) техника и технология; в)производство; г) управление.

    создать условия для формирования представления о НТР

    продолжить развитие и становление интеллектуальных умений;

    практических умений и навыков работы с картой, справочниками, статистическим материалом;

    расширить социальный опыт учащихся; обучать элементам творческой деятельности

Оборудование: видеопроектор, экран, системный блок компьютера, учебники, атласы, политическая карта мира.

Тип урока: урок – лекция

План урока

Виды и формы работы

1. Организационный момент

Приветствие, рапорт дежурного по классу

2. Поиск и формирование новой темы

Использование интерактивного материала Хроника развития техники и технологии (Кирилл и Мифодий - электронная энциклопедия) .

3. Актуализация базовых знаний

4. Сообщение базовой темы.

Научно-технический прогресс

Научно-техническая революция

5. Изучение нового материала

Изложение лекционного материала

6. Закрепление изученного материала и контроль

Составление опорного конспекта. Работа с текстами слайдов, опросно-рецензионных листов

7. Поведение итогов

Релаксация

8. Домашнее задание

Дифференциация

Логико - понятийная структура основного содержания лекции

«Характеристика научно-технической революции»

НТР

Характерные

черты

технология

Производ-

Управле -ние

    Электронизация

    Комплексная автоматизация

    Перестройка энергетического хозяйства

    Производство новых материалов

    Космизация

    Ускоренное развитие биотехнологии

Составные части

Всеохватность

Ускорение

Интеллектуализация

Ход урока

    Организационный момент. Доклад дежурного по классу

Учитель: Я желаю тебе сегодня добра!

Ты желаешь мне сегодня добра!

Если тебе будет трудно, я помогу!

    Поиск и формирование новой темы.

Все развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно техническим прогрессом .Чтобы увидеть все это воочию, мы с вами совершим путешествие во времени и переместимся на 5 млн.лет назад.(запускается видеофрагмент Слайд 2 .) Самым первым достижением для человека и человечества в целом стало умение самостоятельно добывать огонь и выживать в самых трудных условиях. (Использование интерактивного материала «Хроника развития техники и технологии» (Кирилл и Мифодий - электронная энциклопедия) .

    Актуализация базовых знаний.

В режиме медленной прокрутки учащимся предоставляется возможность самостоятельно наблюдать развитие техники и технологии с глубокой древности до наших дней и прийти к выводу о научно- техническом прогрессе. Научно- технический прогресс обеспечивает поступательное развитие производительных сил общества …..(Слайд3.)

Но на фоне этого прогресса бывают «бури», и «натиски» в изменении производительных сил. Таким был период промышленных переворотов в ряде стран Европы начавшийся в 18-19 в.в. (Слайд 4, ) И тем более таковым стал период современной НТР, начавшийся в середине ХХ в.

    Сообщение базовой темы. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Вызревала она исподволь, чтобы затем дать начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека. Термин «Научно- техническая революция» возник в середине ХХ века , когда человек создал атомную бомбу, и стало ясно, что наука может уничтожить нашу планету.

Научно- техническая революция характеризуется двумя критериями:

    Произошло срастание науки с технологией в единую систему(этим определяется сочетание научно- техническая), в результате чего наука стала непосредственной производительной силой.

    Небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы.

Достижения научно- технической революции впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии- атомную, принципиально новые вещества и технические средства массовой коммуникации и информации и.т.д.(Слайд 5)

Характерные черты НТР (Слайд 6)

Во-первых (Слайды 7,8.)

Во-вторых (Слайды9,10)


В частности, оно выражается в сокращении «инкубационного» периода между научным открытием и его внедрением в производство. Например, за 15-20 последних лет человечество прошло путь от запуска первого искусственного спутника Земли до высадки человека на Луну. Мобильность, постоянное обновление продукции стали непременным условием развития большинства отраслей производства. Однако это требует больших средств.

В- третьих (Слайд 11)

НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, что непосредственно касается и каждого из вас, она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла, как говорят, его интеллектуализация

В-четвертых (Слайды 12-19)

Важная особенность современной НТР, в ее тесной связи с военным производством, о чем громче всего возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме(демонстрация видеофрагмента ядерного взрыва (Слайд13)и (слайдов14,15)с изображением ядерного взрыва. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях(Слайды 16-19)

Но после ввода первой АЭС и запуска первого спутника Земли многие страны делают все для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

Составные части НТР (Слайд 21)

Слайд 23

В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей к ним резко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 году президенту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.

Современная наука - «дорогое» удовольствие. Строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует миллиарды долларов. А космические исследования? В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3 % валового национального продукта. Но без этого невозможны ни достаточная обороноспособность страны, ни ее производственное могущество

Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том числе мировой научной информации в ХХ веке, удваивается каждые 10-15 лет. Растет число ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас -5000 000 (один из тысячи человек, живущих на Земле). 90% всех ученых, когда-либо живших на планете – наши современники. Процесс дифференциации научного знания привел тому, что сейчас насчитывается более 15 000 научных дисциплин. Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» (по Пепперу) мир – мир наших знаний и навыков. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится более наукоемкими.

(На выполнение задания 3-4 минуты)

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.Основная цель использования новой техники и технологии- повышение эффективности производства, производительности труда.. В последнее время наряду с главной- трудосберегающей функцией техники и технологии все большую роль начинают приобретать ее ресурсосберегающая и природоохранительная функции

Пути развития техники и технологии (Слайд28, 29,30.)

Сегодняшний век – век «микроэлектроники», его часто называют микроэлектронной революцией или микропроцессорной революцией, т.к. изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить с изобретением колеса, паровой машины или электричества. Огромное значение имеет прорыв к новым технологиям. В машиностроении - это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим и.т.д. (Привести примеры)

Слайд 32

Производство в эпоху НТР развивается по шести главным направлениям. (Слайд 33)

Первое направление э л е к т р о н и з а ц и я (Слайд 34)

Использовать ДТ 4 стр. 104

Второе направление – к о м п л е к с н а я а в т о м а т и з а ц и я (Слайд 36)

(Слайд 37) (Слайд 38)

Третье направление- п е р е с т р о й к а э н е р г е т и ч е с к о г о х о з я й с т в а

Однако в последнее время, опасаясь возможных экологических последствий, многие страны сокращают свои программы сооружения АЭС (Пример: авария на Чернобыльской АЭС).

Четвертое направление п р о и з в о д с т в о н о в ы х м а т е р и а л о в (Слайд 41)

Современное производство предъявляет гораздо более высокие требования к старым конструкционным материалам- черным и цветным металлам, синтетическим полимерам, доля которых возросла. Но оно вызвало к жизни и принципиально новые композиционные, полупроводниковые, керамические материалы, оптическое волокно.

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Управлять по-старому, на «глазок», теперь уже нельзя. Мы живем в эпоху «информационного взрыва», когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Вот почему так важен начавшийся переход от обычной (бумажной) к машинной информации (Слайд 55)


В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большую роль в его создании играет Интернет (Слайд 57)

Ныне ею пользуются уже сотни миллионов человек во всем мире. Все более широко система Интернет начинает применяться и в образовательных целях.

Всеобщая информатизация не обошла стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление- географическая информатика, или геоинформатика

Опережающее задание на дом : Подготовить сообщение о пяти интегрированных экономических группировках по плану: дата образования, сколько стран входит,с какой целью образован, органы исполнительной власти, штаб-квартира.

    ЕС- Европейский союз

    АСЕАН- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

    НАФТА – Североамериканская ассоциация свободной торговли

    АТЭС – Азиатско - Тихоокеанское экономическое сотрудничество

    ЛАИ – Латиноамериканская ассоциация интеграции

(При подготовке использовать дополнительные главы к учебнику стр. 137-149; 157-160.)

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ НТР.

Современная НТР характеризуется четырьмя главными чертами.

Во-первых, универсальностью, всеохватностью . Она преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Если символом промышленных переворотов прошлого обычно считают паровую машину, то для современной НТР такими символами могут служить и ЭВМ, и космический корабль, и атомная электростанция, и реактивный самолет, и телевизор. Всеохватность современной НТР можно трактовать и географически, поскольку в той или иной степени она затронула все страны мира и все географические оболочки Земли, а также космическое пространство.

Во-вторых, чрезвычайным ускорением научно-технических преобразований . Оно выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство, в более быстром, как говорят, моральном износе и, следовательно, в постоянном обновлении продукции.

В-третьих, НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов , что непосредственно касается и каждого из вас. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла, как говорят, его интеллектуализация.

В-четвертых, важная особенность НТР заключается в том, что она зародилась еще в годы второй мировой войны как военно-техническая революция: громче всего о ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 г. На протяжении всего периода "холодной войны" НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.

Экономисты, философы и социологи считают, что современная НТР - это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные части: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление.

Наука: рост наукоемкости. Наука в эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. Наряду с этим она образует обширную сферу человеческой деятельности; научных работников в мире - 5-6 млн. человек, т. е. 9/10 научных работников, когда-либо живших на Земле,- наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится более наукоемким . Однако различия в этом между экономически развитыми и развивающимися странами очень велики.

Первое место в мире по абсолютному числу ученых и инженеров занимают США, за ними следуют Япония и страны Западной Европы, где расходы на науку составляют 2-3% ВВП. Несмотря на значительное снижение числа научных работников за последние годы, в эту группу лидеров входит и Россия. А в развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5%.
Техника и технология: два пути развития. Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии - повышение эффективности производства, производительности труда.

В последнее время наряду с главной - трудосберегающей - функцией техники и технологии все большую роль начинают приобретать ее ресурсосберегающая и природоохранительная функции. В Великобритании, Италии 2/3 стали получают из металлолома, в Великобритании и Японии более 1/2 бумаги-из макулатуры, в США, Японии большую часть алюминия - как вторичный алюминий. По производству природоохранной техники и внедрению природоохранной технологии особенно выделяются ФРГ и США, а по экспорту такой техники на первом месте стоит ФРГ.

В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями.

Эволюционный путь заключается в дальнейшем совершенствовании уже известной техники и технологии - в увеличении мощности (производительности) машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств. Еще в начале 50-х гг. самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 60-х гг. появились супертанкеры грузоподъемностью 100, 200, 300, а в 70-х гг.-400, 500, 550 тыс. т. Крупнейшие из них построены в Японии и Франции.

Революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Пожалуй, наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Действительно, раньше говорили о "веке текстиля", "веке стали", "веке автомобиля", а теперь - о "веке микроэлектроники". Не случайно ту "вторую волну" НТР, которая началась в 70-х гг., часто именуют микроэлектронной революцией. Ее называют также микропроцессорной революцией, так как изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить разве что с изобретением колеса, печатного станка, паровой машины или электричества.

Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям .

В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим - электрохимическим, плазменным, лазерным, радиационным, ультразвуковым, вакуумным и др. В металлургии это применение самых прогрессивных способов получения чугуна, стали и проката, в сельском хозяйстве - бесплужное земледелие, так называемая нулевая обработка почвы, в сфере коммуникаций - радиорелейная, оптиковолоконная связь, телефаксы, электронная почта, пейджинговая и сотовая связь и др.

В конце 90-х гг. в главных странах Запада практически вся сталь производится в кислородных конвертерах и электропечах; половина всех стальных заготовок, а в Японии, ФРГ, Франции, Республике Корея даже 95%, получается способом непрерывной разливки. С помощью прямого восстановления железа из металлизированных окатышей в мире производят уже 40 млн. т стали.

Революционный путь - главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР.

Задачи и тесты по теме "Характерные черты и составные части НТР."

  • Материки, части света и океаны

    Уроков: 3 Заданий: 11 Тестов: 1

  • Исследования внутренних частей материков - Развитие географических знаний о Земле 5 класс

    Уроков: 4 Заданий: 7 Тестов: 1

  • Географическое положение и особенности природы Северной Америки - Северная Америка 7 класс

    Уроков: 5 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Океаны. Обобщение знаний - Океаны 7 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Воды суши - Общая характеристика природы Земли 7 класс

    Уроков: 6 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: современный этап развития мирового хозяйства и международных экономических отношений складывается под влиянием НТР, которая за последнее время стала носить перманентный хараектер; основные тенденции в развитие мирового хозяйства характеризуется дальнейшим углублением международной специализации стран, усложнением международных экономических связей, усилением неравномерности развития отдельных стран и территорий.

Основные понятия: мировое хозяйство (МХ), международные экономические отношения (МЭО); отрасль международной специализации, международное разделение труда (МРТ), международная торговля, торговый баланс, экспорт, импорт; научно-техническая революция (НТР), характерные черты и составные части НТР, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР); торгово-экономические блоки (ГАТТ - ВТО), международная специализация производства (МСП), международное кооперирование производства (МПК), транснациональные корпорации (ТНК); открытая экономика, свободные экономические зоны (СЭЗ); географическая "модель" мирового хозяйства, "Север и Юг", "центр" и "перифирия", интеграция; отраслевая структура хозяйства, наукоемкость, новые, старые и новейшие отрасли, "авангардная" тройка, аграрная, индустриальная и постиндустриальная структура хозяйства; территориальная структура хозяйства; старопромышленные и депрессивные районы, районы нового освоения, региональная политика развитых и развивающихся стран, "полюса роста", "линии проникновения".

Навыки и умения: уметь давать характеристики НТР, МХ, МЭО, МГРТ, сопровождая их четкими определениями; давать сравнительную характеристику отраслям международной специализации, отраслевой и территориальной структурам хозяйства развитых и развивающихся стран, объяснять различия, определять тенденции, используя статистический, графический и картографический материал.