Бухучет в управляющих компаниях жкх. Бухгалтерский учет для ТСЖ и ЖКХ. Формирование проводок. Учет в ТСЖ

Для совместного управления общим имуществом многоквартирного дома собственники помещений могут объединяться в товарищества собственников жилья - ТСЖ (ст. 135 ЖК РФ). Как вести бухучет и платить налоги ТСЖ при УСН, расскажем в нашей статье.

Бухучет в ТСЖ на упрощенке в 2019 году: проводки

ТСЖ является некоммерческой организацией (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Средства ТСЖ состоят из следующих (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):

  • обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ;
  • платежи от собственников жилья, которые не являются участниками ТСЖ;
  • доходы от предпринимательской деятельности ТСЖ, направленной на выполнение целей, задач и обязанностей ТСЖ (ст. 152 ЖК РФ);
  • субсидии на эксплуатацию общего имущества, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иные субсидии;
  • прочие поступления.

Учет целевых средств ТСЖ ведет на счете 86 «Целевое финансирование». К счету 86 необходимо открыть субсчета в разрезе источников поступления средств. Рассмотрим бухгалтерский учет взносов ТСЖ, кроме платежей за жилищно-коммунальные услуги, учет которых будет рассмотрен ниже.

Операция Дебет счета Кредит счета
Начисление причитающихся к получению с членов ТСЖ взносов, включая взносы на капительный ремонт 86 «Целевое финансирование»
Поступление взносов (кроме взносов на капремонт, которые аккумулируются на специальном счете) 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Поступление взносов на капитальный ремонт 55 «Специальные счета в банках» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Отражение текущих расходов по управлению общим имуществом 20 «Основное производство»,
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Списание затрат по управлению общим имуществом за счет средств целевого финансирования 86 «Целевое финансирование» 20 «Основное производство»,
26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Учет предпринимательской деятельности ТСЖ ведется в обычном порядке с использованием счета 90 «Продажи».

Налогообложение ТСЖ при УСН в 2019 году

При определении доходов при УСН не учитываются, в частности, доходы, полученные в рамках целевого финансирования (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 , пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) и целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). К ним ТСЖ может, в частности, отнести:

  • вступительные и членские взносы участников ТСЖ;
  • пожертвования;
  • бюджетные средства на финансирование капремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ и ЖК РФ;
  • средства собственников жилья, поступающие в ТСЖ на проведение ремонта.

Доходы эти не учитываются только в том случае, если ТСЖ ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Если раздельный учет отсутствует, то целевые поступления учитываются в доходах упрощенца на общих условиях.

Порядок ведения раздельного учета ТСЖ разрабатывает самостоятельно и закрепляет его в своей . В качестве примеров для разработки регистров учета поступления и использования целевых средств можно использовать образцы регистров, приведенные в Рекомендациях МНС РФ .

При этом в КУДиР ТСЖ на упрощенке не отражает доходы и расходы, которые не учитываются при расчете налога при УСН.

Коммунальные платежи ТСЖ: учет и налогообложение

А каков порядок учета сумм, поступивших товариществу в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг? Суммы, полученные от собственников (пользователей) жилья в счет оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями, не включаются в доходы при УСН (пп.4 п.1.1 ст.346.15 НК РФ , Определение ВС от 11.05.2018 № 305-КГ17-22109 по делу № А41-86032/2016). Это при условии, что полученная за коммунальные услуги плата перечисляется в дальнейшем (Письмо Минфина от 14.06.2018 № 03-11-06/2/40525):

Ресурсоснабжающей организации - за поставку ресурсов;
- региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами - за оказанные услуги.

Если между ТСЖ и собственником жилых помещений заключен посреднический договор, то доходом ТСЖ будет только соответствующее вознаграждение (Письма Минфина от 18.08.2017 № 03-11-11/53260 , от 27.01.2017 № 03-11-11/4260).

Таки образом, если ТСЖ выступает лишь в качестве посредника между собственниками жилья и ресурсоснабжающей организацией (оператором), то бухучет будет такой:

Если же ТСЖ самостоятельно оказывает услуги собственникам (пользователям) жилья, то плата за эти услуги включается в доходы ТСЖ. И бухучет коммунальных платежей будет выглядеть следующим образом:

Аналитический учет плательщиков коммунальных платежей на счетах 62,76 организуется в разрезе собственников жилья, чтобы получать информацию о состоянии расчетов с каждым собственником на отчетную дату.

Бухучет в управляющей компании на УСН

Управление многоквартирным домом может также осуществляться специализированной организацией на основании лицензии - управляющей компанией (п. 1.3 , пп. 3 п. 2 ст. 161 ЖК РФ). Бухгалтерский учет управляющей компании и ее налогообложение на УСН будут аналогичны рассмотренному выше порядку учета и налогообложения ТСЖ.

В бухгалтерском учете в управляющей компании ЖКХ проводки при УСН если учитываются, то 3 и 7 в учете не будет. Что касается льгот по НДС для управляющих компаний, находящихся на ОСНО, они отражаются в учете следующим образом (проводок 3 и 7 при этом также не будет): Д20 К19 – НДС по приобретенным ресурсам отражен в составе их себестоимости. Так будет проводится бухгалтерский учет в управляющей компании жкх, проводки при ОСНО написаны выше. Перечисленные выше проводки наиболее часто встречаются в учете управляющих компаний, однако, конечно же, только ими бухгалтерский учет в управляющих компаниях не ограничивается. При возникновении вопросов по другим объектам учета, бухгалтер может обратиться к Инструкции к плану счетов, являющейся частью упомянутого выше Приказа Минфина РФ №94н.

Особенности учета в управляющих компаниях

В прошлой статье мы рассмотрели деятельность и бухгалтерский учет в ТСЖ, в этой статье обратим внимание на следующие вопросы: какова основная деятельность Управляющей компании (УК) и каковы особенности бухучета в Управляющей компании? УК покупает жилищно-коммунальные услуги у поставщиков и продает их населению. Рассмотрим, как организован бухгалтерский учет в Управляющей компании. Бухгалтерские проводки в УК. Д-т 20 К-т 60 – поступили счета от поставщиков ЖКХ.
Д-т 19 К-т 60 – входящий НДС со счетов поставщиков ЖКХ. Д-т 26 К-т 60 – поступили счета от ЕРЦ за услуги населению. Д-т 19 К-т 60 – входящий НДС от ЕРЦ. Д-т 76 «ЕРЦ» К-т 90.1 – начислены ЖКУ по справке ЕРЦ за текущий месяц.
Аналитический учет отдельно по каждому плательщику (оплата и начисление) ведется именно в ЕРЦ.

Правила ведения бухучета в жкх (нюансы)

Хотите узнать, какая управляющая обслуживает дом? Перейдя по ссылке, сможете это сделать! У нас есть статьи о том, как отказаться от УК и сменить ее, отказ от обслуживания дома, регистрация в ГИС после передачи от застройщика, а также о предоставлении и раскрытии информации. Наверняка полезно для вас будет и: Управляющая компания ЖКХ: ОКВДЭ

  • При регистрации управляющей компании есть еще один важный вопрос – выбор кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Код ОКВЭД предназначен для того, чтобы регулирующие органы были осведомлены, чем занимается организация.

В случае управляющей компании наиболее приемлемый код деятельности – 70.32.1
  • Управление деятельностью жилого фонда.
  • Проводки управляющей компании при предоставлении коммунальных услуг

    Внимание

    Если дом введен в эксплуатацию, но по передаточному акту квартира не передана, обязанности оплачивать коммунальные услуги у гражданина нет (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 марта 2013 г. № А33-15279/2012). Есть несколько вариантов внесения коммунальных платежей потребителем:

    • непосредственно управляющей организации или указанному ей платежному агенту (банковскому платежному агенту);
    • напрямую ресурсоснабжающей организации (за исключением платы за коммунальные ресурсы по общедомовым нуждам).

    Чтобы применять второй вариант, собственники должны принять решение об этом на общем собрании. Такой порядок установлен в пункте 63 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г.


    № 354, и части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

    Принципы бухгалтерского учета в жкх

    Д-т 76 К-т 90.1 – начислена задолженность граждан по ЖКУ.Д-т 90.3 К-т 68 «НДС» — начислен НДС по услугам.Д-т 90.2 К-т 20, 26 – списание затрат.Д-т сч. 90.9 К-т сч. 99 (или Д-т сч. 99 К-т сч. 90.9) – рассчитан финансовый результат от деятельности УК. На основании п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров, работ, услуг по регулируемым государственным ценам, для налогообложения принимаются государственные цены. Если организации реализуют налоги гражданам по льготным ценам, то выручку за услуги они обязаны отразить по государственным ценам без применения льгот, которые устанавливаются для определенных категорий граждан. Т.е. льготные суммы включаются в реализацию и с них начисляется НДС. При этом делается запись: Д-т 76 «Задолженность бюджета по льготам» К-т 90.1Д-т 90.3 К-т 68 — начислен НДС в бюджет.

    Prednalog.ru

    Управляющие компании получают из бюджетов При получении Управляющей компанией из бюджета целевых денежных средств, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то для их учета используется счет 86Счет 86 — Целевое финансирование (Пассивные) «Целевое финансирование» и составляются следующие проводки:

    • Дебет 51Счет 51 — Расчетные счета (Активные) Кредит 86Счет 86 — Целевое финансирование (Пассивные) - получены целевые денежные средства из бюджета.
    • Дебет 20 Кредит 10Счет 10 — Материалы (Активные) (60) - списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
    • Дебет 86Счет 86 — Целевое финансирование (Пассивные) Кредит 20 - фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

    Управляющие компании часть своих обязанностей могут передать единым рассчетно-кассовым центрам (ЕРКЦ).

    Форум бурмистр.ру — форум о жкх (управление многоквартирными домами)

    • 1 Расчет платы за коммунальные ресурсы
    • 2 Уведомление потребителей об изменении тарифов и нормативов
    • 3 Бухучет

    Чтобы предоставить жильцам коммунальные услуги, управляющая компания заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов (п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354). Расчет платы за коммунальные ресурсы Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, газ и тепло, а также за водоотведение. Плату следует рассчитывать по формулам, приведенным в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г.
    № 354: Плата за потребленные коммунальные услуги = Объем потребленных услуг × Тариф Тарифы устанавливает ресурсоснабжающая организация (п. 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г.

    Бухгалтерская проводка на пени за жкх

    Для целей правильного формирования отчетности по НДС УК должна выписать счет-фактуру на ЕРЦ, который будет перевыставляться жильцу. Прямых расчетов с жильцами УК не имеет. Оформляем документ «Реализация» следующим образом: Оформим документ «Отчет комитенту». На вкладке «Главное» укажем контрагента — РСО, договор, на вкладке «Товары и услуги» — оказываемые услуги, сумму, НДС и покупателя — ЕРЦ, дату реализации: Документ «Отчет комитенту» не должен формировать проводки, он необходим для ввода на основании «Счет-фактуры полученный» от РСО.
    Дт 76 (ЕРЦ) / Кт 90 (УК) – Начислены услуги УК В уже созданном документе «Реализации», в котором заполнена вкладка «Агентские услуги», заполняем вкладку «Услуги»: Проводки документа: Для целей правильного учета НДС проводка должна быть Дт 76 (ЕРЦ) Кт 90 (Дт 90.03 Кт 68.02).

    Ситуация: как управляющей компании уведомить потребителей об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг? Составьте каждому потребителю уведомление в произвольной форме. Информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющая компания должна донести до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Это правило действует, если договор о предоставлении коммунальных услуг не регламентирует иной порядок.

    Об этом сказано в пункте 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. О необходимости направить письменное уведомление каждому жильцу и каждому собственнику нежилых помещений в многоквартирном доме в законодательстве прямо не сказано.
    РСО), а также организация работы УК и отражение ее работы с ЕРЦ и РСО. В таблице представлены операции и проводки, которыми оформленные операции будут отражены в Бухгалтерском учете: Проводки в БУ (Дт Кт) Отраженные операции Сумма, руб Дт 76 (Жилец) / Кт 76 (УК) Начисление услуг 2 100,00 Дт 51 / Кт 76 (Жилец) Поступление оплаты на расчетный счет 1 000,00 Дт 76 (УК) / Кт 51 Перечисление оплаты УК (за услугу УК) с расчетного счета 200,00 Дт 76 (РСО) / Кт 51 Перечисление оплаты РСО (за услуги РСО) с расчетного счета 800,00 Дт 76 (УК) / Кт 76 (РСО) Взаимозачет между РСО и УК 800,00 Конечное сальдо по счетам Дт Кт 51 0,00 0,00 76 (Жилец) 1 100,00 0,00 76 (УК) 0,00 1 100,00 76 (РСО) 0,00 0,00 Дт 76 (Жилец) / Кт 76 (УК) — Начисление услуг Данная операция отражает начисление услуг УК и РСО Единым расчетным центром жильцу, при этом ЕРЦ является агентом УК и с РСО не связан напрямую.

    Учет прямых расчетов в управляющей компании проводки

    Бухгалтер в сфере ЖКХ – отдельная специализация бухгалтера. Сотруднику важно знать свои права, обязанности и полномочия. Управлением организации утверждается должностная инструкция. Локальный нормативный акт оформляют, опираясь на законодательство, принимая во внимание особенности работы бухгалтера в этой организации.

    Права

    Список прав должен в обязательном порядке быть внесен в должностную инструкцию. Возможный список прав бухгалтера в организации:

    • Бухгалтер ЖКХ имеет право предлагать на обсуждение управления организации предложения по оптимизации бухгалтерии или других отделов компании.
    • Получать необходимые для выполнения обязанностей данные от других сотрудников, в том числе выше по должности.
    • Представлять бухгалтерию и ее интересы при взаимодействии с другими отделами компании.

    Обязанности

    Прорабатывать этот список необходимо наиболее тщательно. Сотрудник в праве не выполнять те обязанности, которые не зафиксированы в должностной инструкции.

    Пример списка обязанностей бухгалтера ЖКХ:

    • Проведение и разработка мероприятий, организованных для улучшения финансового благополучия компании.
    • Осуществление контроля над расходом различных ресурсов и организация бухгалтерского учета в рамках фирмы.
    • Ведение и разработка документации, в которой отражена хозяйственная и финансовая деятельность организации.
    • Расчет себестоимости различных услуг, которые оказывает организация.
    • Оптимизация учета и формирование учетной политики фирмы.
    • Разработка и внедрение мер по улучшению и оптимизации финансовой деятельности компании.
    • Выполнение профессиональных указаний и поручений от руководителя организации.

    Список может включать в себя несколько десятков пунктов, в зависимости от объема предполагаемых работ.

    Требования

    К основным компетенциям сотрудника бухгалтерии в ЖКХ обычно относят:

    • Владение ПК хотя бы на пользовательском уровне.
    • Владение иностранным языком хотя бы на базовом уровне.
    • Профессиональная подготовка бухгалтера.
    • Навыки коммуникации в коллективе.
    • В крупной организации – управленческие навыки.
    • Находчивость.

    Частично эти навыки сотрудник получает или развивает уже в процессе работы, обладать ими в полной мере может лишь идеальный работник.

    Расчет квартплаты

    Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ автоматически осуществляются в 1С. Это современное программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать расчет по коммунальным услугам, по квартплате, а также налоговому учету.

    «1С: Расчет квартплаты и бухгалтерии ЖКХ» – отвечает всем основным требованиям различных предприятий сферы ЖКХ, таких как:

    • Рассчетно-кассовых центров.
    • Жилищно-эксплуатационных управлений.
    • Абонентских отделов поставщиков услуг.

    ПО разработано на базе 1С, наиболее популярного бухгалтерского инструмента в России. Это сводит к минимуму затраты на настройку, внедрение и поддержку программы.

    Проводки, используемые управляющей компанией, при УСН

    Для организаций, которые ввели у себя упрощенную систему налогообложения, используются лишь три счета:

    • Расчетный счет №51.
    • Прибыль/Убыток предприятия №99.
    • Налоговые платежи, сборы, отчисления и расчеты №68.

    Проводок всего две:

    1. Начисление налога №99.
    2. Отображение выплаты налога №68.

    Общие правила и особенности ведения учетных документов в Жилкомхозе

    Управляющая компания является коммерческой организацией, созданной для управления многоквартирным домом и его содержания в надлежащем состоянии. Чаще всего УК также осуществляет посредничество между собственниками жилья и организациями, снабжающими ресурсами.

    Собственники жилья сами выбирают форму управления УК или ТСЖ. Бухгалтерский учет в организациях ЖКХ не имеет специальной законодательной базы. Организации сами составляют локальный нормативный документ – учетную политику компании на основе норм ПБУ, рекомендаций и разъясняющих писем Министерства Финансов.

    МПЗ

    Учет МПЗ производят в соответствии с нормами ПБУ 5/01 и осуществляют с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание - Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

    Затраты

    Учет расходов производят на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Затраты на ремонт и обслуживание домового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). Если подразделений в УК несколько, то расходы учитывают для каждого подразделения и каждого дома.

    Затраты, которые относятся к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр. Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

    По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

    Взаиморасчеты

    Поскольку видов взаиморасчетов несколько: с владельцами жилья, с фирмами, снабжающими различными ресурсами, их бухгалтерский учет различается. Самый часто встречающийся из них закреплен в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ , когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В таком случае все средства, поступающие от владельцев квартир, относят к выручке организации, а выплаты за услуги и ресурсы сторонних фирм – к затратам .

    Если компания получает целевые денежные средства из бюджета, например, на капитальный ремонт, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

    Проводки:

    • Дт 50 (51) Кт 86 - получены целевые ДС из бюджета.
    • Дт 20 Кт 10 (60) - списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
    • Дт 86 Кт 20 - фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

    Отчетность

    Если управляющая компания использует упрощенный порядок ведения бухучета (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ), то сдавать бухгалтерскую отчетность нужно по упрощенным формам.

    Бухгалтерия для начинающих от А до Я

    Разрабатывая учетную политику УК ЖКХ, ориентируются на ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ . Учетные политики бухгалтерского и налогового учета не совпадают, однако имеют общий подход:


    В учетную политику могут быть включены иные организационные аспекты: применяемые для учета программные продукты, инструкция о порядке хранения и защиты учетных данных.

    При учете имущества и обязательств ЖКХ нужно вести раздельный учет расходов и доходов по видам. Доходы предприятия ЖКХ получают в виде оплаты за квартиру и коммунальные услуги. Эти поступления учитываются на отдельных аналитических счетах и начисляются на владельцев квартир проводкой Дт 76 Кт29.

    Затраты по ЖКХ надо учитывать не как общехозяйственные, а как основные. Собирательно-распределительный счет №26 применяется в УК как счет для учета расходов по иной деятельности.

    Затраты на управление домом следует отразить на счете №20, это позволяет сэкономить на НДС. Для этого в учетной политике фирмы прописывают пункт о том, что управление домом – обособленная услуга.

    Расходы предприятия группируются:


    Организации в сфере ЖКХ могут работать как по общей, так и по упрощенной системе налогообложения. Наиболее проста в применении ОСНО, однако, применение такой системы учета повлечет за собой довольно высокое налоговое бремя. Фирма выплачивает налог на прибыль и НДС.

    Основной массе фирм больше подходит УСН. При такой системе учета компания не платит налог на прибыль и НДС, но облагается налогом, предусмотренным УСН и составляющем 15% при обложении доходов и расходов, либо 6% при обложении только доходов.

    Этот вариант предпочтителен если:

    • Сотрудников в организации не более 100.
    • В отчетном периоде доходы не более 60 млн. рублей.
    • Стоимость фондов на балансе организации не более 100 млн. рублей.

    Финансовый учет для ЖКХ не регламентирован специальными законами. Организация, особенно начинающая свою деятельность, должна сама разработать порядок бухучета, основываясь на общих принципах ПБУ, поясняющих письмах Минфина и ФНС.

    А. С. Бельский, Аудитор ЗАО "Иркутскаудит"

    Бухгалтерский учёт в организациях, оказывающих услуги по обслуживанию жилищного фонда (далее - предприятия ЖКХ), имеет ряд особенностей, в том числе спорных моментов в налогообложении. В статье наиболее полно собраны и рассмотрены все нюансы бухгалтерского учёта и налогообложения (в части налога на прибыль и НДС), которые могут возникнуть в процессе хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ.

    В бухгалтерском учёте предприятий ЖКХ можно выделить следующие потоки поступающих денежных средств:

    • выручка;
    • целевое финансирование, в том числе:
    • поступления на счета предприятия ЖКХ средств, предназначенных для перечисления организациям коммунального хозяйства;
    • средства (в том числе в виде материалов и основных средств), выделяемые органами государственной власти на проведения целевых программ в сфере ЖКХ;
    • средств, выделяемых из бюджетов различных уровней в форме субсидий и субвенций на финансирование определенных расходов (доли расходов) и т. д.;
    • средства, выделяемые собственником (ами) предприятий ЖКХ;
    • разница между экономически обоснованными ценами и тарифом, утверждённым для населения (до 2005 года).

    1. На сегодняшний день большинство предприятий, обслуживающих жилищный фонд, являются муниципальными унитарными предприятиями (коммерческие организации), на балансе которых находятся жилые дома, поэтому их деятельность и будет рассмотрена в настоящей статье. На счетах предприятия ЖКХ аккумулируются средства жильцов, часть из которых является выручкой для предприятий ЖКХ, а часть – нет. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 граждане и юридические лица обязаны своевременно производить оплату жилья и коммунальных услуг. Согласно ст. 15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» оплата жилья включает в себя:

    • плату за содержание жилья;
    • плату за ремонт жилья;
    • плату за наем жилого помещения для нанимателя жилого помещения.

    Плата за содержание жилья включает в себя услуги по содержанию общего имущества жилого дома (в том числе подвала, чердака, подъезда, крыши) и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома. Плата за ремонт жилья включает в себя плату за текущий ремонт общего имущества жилого дома в соответствии с установленным Правительством РФ перечнем связанных с таким ремонтом работ. В соответствии с п. 3 Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» № 392 от 30 июля 2004 г. органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления на основе перечней, указанных в настоящем пункте, с учетом состояния и конструктивных особенностей жилых домов, географических, природно-климатических, социально-экономических, градостроительных и других особенностей поселения вправе утверждать региональные и местные перечни услуг по содержанию жилья и работ по ремонту жилья. Плата за содержание и ремонт жилья в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждённым Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н, для предприятий ЖКХ является выручкой от реализации продукции, работ, услуг.

    Сложнее дело обстоит с платой за наём жилого помещения. В соответствии с п. 3 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 взимаемая собственником по договору социального найма жилого помещения с нанимателя плата является доходом собственника жилья от предоставления жилого помещения в наем. Плата за наем не является доходом предприятия ЖКХ, так как не увеличивает его экономические выгоды в денежной или натуральной форме (ст. 41 Налогового кодекса РФ). В подтверждение можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 августа 2002 г. №А33-4083/02-С3-Ф02-2316/02-С1. Суд указал, что плата за наём жилого помещения не является выручкой организации ЖКХ, даже если полученные суммы не перечисляются собственнику жилья. Единственным исключением, когда плата за наём жилья становиться доходом предприятия ЖКХ, является истечение срока исковой давности, в течение которого предприятие ЖКХ не перечисляло плату за наём собственнику. Собственник жилого помещения должен уполномочить предприятие ЖКХ собирать плату за наём.

    Бухгалтерский учёт оплаты жилья на предприятиях ЖКХ ведётся в соответствии с Письмом Минфина РФ «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» № 118 от 29 октября 1993 г. Кроме того, бухгалтерский учёт оплаты жилья разъяснён письмом Минфина РФ № 04-05-11/4 от 10 февраля 2003 г.

    В соответствии с рекомендациями Минфина РФ плата за содержание и ремонт жилищного фонда, при её начислении учитывается по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов расчетов. Платежи населения за наем жилья учитываются обособленно от доходов и расходов по эксплуатационной деятельности на счете 86 «Целевое финансирование» .

    В части налогообложения оплаты жилья налогом на добавленную стоимость, следует отметить, что плата за наём жилого помещения не подлежит обложению НДС в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 149 НК РФ, на что указывают многочисленные письма Минфина и МНС РФ, а также арбитражная практика. По остальным составляющим платы за жильё имеется противоречивая арбитражная практика. Письма Минфина и МНС РФ в этом случае указывают на то, что обязан уплачивать НДС. Споры между налогоплательщиками и налоговиками возникают из-за трактовки пп. 10 п. 1 ст. 149 НК РФ в редакции как до, так и после 01.01.2004 г. По этому поводу стороны приводят аргументы как в одну, так и в другую сторону. Минфин и ФНС РФ указывают на то, что в соответствие с пп. 10 п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация «услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности». В статье 671 Гражданского кодекса говорится о том, что предоставление жилого помещения во владение и пользование осуществляется на основании договора найма жилого помещения. Значит, освобождается от налогообложения только наем жилого помещения. Налогоплательщики же своё мнение основывают на том, что понятие «услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности» в НК РФ отсутствует, соответственно, применяется п. 1 ст. 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Согласно ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

    По договору найма жилого помещения на основании ст. 671 ГК РФ одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» оплата жилья включает внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения. Учитывая изложенное, освобождение от НДС, согласно пп.10 п.2 ст.149 НК РФ, предоставляется по услугам, включённым в оплату жилья.

    Можно привести наиболее интересные судебные решения:

    в пользу налогоплательщика:

    Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 апреля 2004 г. № А29-6156/2003А;

    Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2003 г. № А21-4818/02-С1;

    Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 февраля 2003 г. № А68-АП-193/10-213/13-02.

    в пользу налоговой инспекции:

    Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2004 г. № Ф09-4536/04АК;

    Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2004 г. №А19-2700/04-50-Ф02-2667/04-С1;

    Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2004 г. № А56-35308/03.

    2. Средства, предназначенные для перечисления предприятиям коммунального хозяйства, собираемые предприятием ЖКХ, учитываются на счетах бухгалтерского учёта аналогично платы за наём жилья (письмо Минфина РФ № 04-05-11/4 от 10 февраля 2003 г.). Данные средства не являются доходом предприятия ЖКХ, так как не увеличивают экономические выгоды предприятия в денежной или натуральной форме (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2004 г. № А05-10661/03-10).

    Достаточно сложным моментом при учёте платы за коммунальные услуги является положительная разница в тарифах, то есть, например, производитель тепла отпускает тепло по тарифам, утверждённым Региональной энергетической комиссией, а предприятие ЖКХ взимает с населения плату по тарифам, утверждённым местной администрацией. В данном случае разницу в тарифах следует рассматривать как выручку от посреднической деятельности и исчислять с неё НДС и . Доводом в пользу данного вывода является увеличение экономической выгоды для предприятия ЖКХ.

    3. При участии предприятия ЖКХ в различного рода целевых программах, поступление активов оформляется следующими проводками:

    Дт Кт – принято решение о целевом финансировании;

    Дт , , , Кт – поступление актива;

    Дт Кт – актив в виде основного средства поставлен на баланс;

    Дт Кт – отражен доход будущих периодов;

    Дт Кт – начислена амортизация по активу, полученному в виде основного средства;

    Дт Кт – признан доход в бухгалтерском учёте по мере начисления амортизации по активу, полученному в виде основного средства, или по мере получения (списания) актива по остальным видам активов.

    В налоговом учёте активы, полученные в рамках целевого финансирования, если они получены из бюджета, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ. Поступление активов в рамках целевого финансирования не облагается НДС, так как отсутствует объект налогообложения.

    Если в качестве целевого финансирования поступили денежные средства, то возникает вопрос, уменьшают ли налоговую базу по налогу на прибыль МПЗ, купленные за счёт целевого финансирования, подлежит ли вычету НДС по приобретенным МПЗ?

    Точка зрения налоговиков по вопросу НДС отражена в п. 32.1. Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость, утверждённых Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000г. № БГ-3-03/447. Согласно ей НДС по приобретённым активам покрывается за счёт источников целевого финансирования и к вычету не принимается. Однако следует отметить, что главой 21 Налогового кодекса РФ не предусматривается зависимость права на вычет НДС от источника поступления денежных средств. В подтверждение данной точки зрения можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2003 г. № КА-А41/10296-03.

    По поводу налогу на прибыль можно отметить следующее:

    имущество приобретённое, созданное за счёт средств целевого финансирования не подлежит амортизации на основании п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ;

    премии, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 22 ст. 270 НК РФ).

    Другие ограничения по включение имущества, купленного за счёт целевого финансирования, в базу, уменьшающую налог на прибыль, в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Однако для признания расходов следует учитывать общие принципы, предусмотренные ст. 252 НК РФ и мнение Минфина РФ, отраженного в письме от 5 декабря 2002 г. № 04-02-06/3/86, согласно которому в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ заложен принцип зеркальности отражения доходов и расходов налогоплательщика. Следовательно, расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (согласно мнению Минфина РФ).

    4. Бухгалтерский учёт и налогообложение средств, выделяемых из бюджетов различных уровней в форме субсидий и субвенций на финансирование определенных расходов, аналогичен учёту и налогообложению целевых программ. В части НДС можно отметить, что поступление субсидий и субвенций не образует в соответствии с главой 21 НК РФ (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. № А52/613/04/2). В части налога на прибыль отсутствуют какие-либо ограничения по включение имущества, купленного за счёт субсидий и субвенций, в базу, уменьшающую налог на прибыль, при выполнении прочих равных условий, предусмотренных главой 25 НК РФ. По мнению Минфина РФ, отраженному в письме от 5 декабря 2002 г. № 04-02-06/3/86, имущество, приобретённое за счёт субсидий и субвенций, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

    5. Учет средств, выделяемых собственником предприятия ЖКХ сверх уставного капитала, в соответствии с письмом > Минфина РФ от 5 августа 2003 г. № 16-00-14/247 производится в следующем порядке:

    Дт Кт – поступила сумма разницы;

    Дт Кт – разница признана в качестве внереализационного дохода (если все затраты на данный момент произведены и предприятие получило убыток (иначе через 98 счёт)).

    В соответствии с п.13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Соответственно, разница, поступающая из бюджета, не является доходом от реализации продукции, работ, услуг (Письмо Минфина РФ от 5 декабря 2002 г. № 04-02-06/3/86).

    Получаемая предприятием ЖКХ разница не является объектом налогообложения по НДС в силу п. 2 ст. 154 НК РФ, что подтверждено многочисленной арбитражной практикой, например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. № А52/613/04/2 и Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2003 г. № КА-А41/2841-03.

    По поводу обоснованных и документально подтвержденных затрат, произведённых за счёт разницы, мнение Минфина изложено в письме от 5 декабря 2002 г. № 04-02-06/3/86. Согласно ему данные затраты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Ещё раз отметим, что мнение Минфина РФ не основано на законе.

    Аудитор ЗАО «Иркутскаудит»
    Артём Станиславович Бельский

    В бухгалтерских программах Бухсофт: Упрощенная система и Бухсофт: Предприятие автоматизирована возможность ведения бухгалтерского и налогового учета для ТСЖ, ЖКХ, СНТ и других некоммерческих организаций работающих с населением.

    В бухгалтерских программах Бухсофт: Упрощенная система и Бухсофт: Предприятие автоматизирована возможность ведения бухгалтерского и налогового учета для ТСЖ, ЖКХ, СНТ и других некоммерческих организаций работающих с населением. Предусмотрено формирование всей налоговой отчетности (в том числе зарплатной). В последних релизах добавлена возможность формирования проводок по начислению коммунальных платежей для населения и перечисление их ресурсоснабжающим организациям.

    Если требуется не только ведение бухгалтерского учета, но и детальный учет по каждому квартиросъемщику, можно воспользоваться программой Бухсофт Коммунальные платежи . До конца года в программе будет открыта возможность обмена данными с системой ГИС ЖКХ. Из программы Коммунальные платежи предусмотрен импорт данных в бухгалтерские программы Бухсофт.

    Типовая структура доходов и расходов ТСЖ представлена на схеме. На каждом этапе формируются собственные проводки.


    В Программе по умолчанию для расчетов с населением используются следующие счета:

    76.7 – Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (счет используется в форме НКО для начисления коммунальных платежей и взносов населению);

    76.94 – Расчеты по коммунальным платежам;

    86.3 – Учет целевых поступлений;

    20.1 (26.9) – Расходы ТСЖ по некоммерческой деятельности;

    20.2 – Расходы ТСЖ по коммерческой деятельности.

    При необходимости счета могут быть изменены. Автоматические проводки представлены в таблице.

    Дебет Кредит Содержание Программная форма
    76.7 76.94 Начислены коммунальные платежи населению НКО/ Начисление
    76.7 86.3 Начислены взносы на кап.ремонт (и прочие целевые взносы) НКО/ Начисление
    76.7 91.1 Начислены пени за несвоевременную уплату задолженности. Сумма попадет в Книгу Доходов и Расходов для организаций на УСН и в Декларацию по налогу на прибыль для организаций на ОСН. НКО/ Начисление
    51.1 76.7 Поступление средств от населения НКО/ Поступление
    76.94 60.2 Начислена задолженность перед ресурсоснабжающими организациями Учет покупок/ Оприходование – указываем счет 76.94
    60.2 51 Погашена задолженность перед ресурсоснабжающими организациями Учет покупок/ Оплата
    20.1 (26) 60.2 (71) Текущие расходы ТСЖ на целевую деятельность (начисление и оплата расходов на услуги сторонних организаций, покупка канц.товаров и т.д.- в том числе при оплате подотчетными лицами) Учет покупок/ Оприходование
    60.2 (71) 51 Оплата текущих расходов ТСЖ Учет покупок/ Оплата
    26 51 Комиссия банка Банк/ Расходы/ Услуги банка (при включенной настройке Сведения об организации/ Некоммерческие организации)
    20.1 (26) 70.1 (69) Начисление заработной платы сотрудникам ТСЖ, в том числе работающим по договорам ГПХ. Проводки по начислению сумм взносов формируются автоматически. Расчет зарплаты
    70.1 51 Выплата заработной платы. Проводки по удержанию НДФЛ формируются автоматически. Выплата зарплаты
    69 51 Перечисление взносов Форма Платежи
    86.3 20.1 (26) Отнесены текущие расходы ТСЖ на счета целевых расходов (при необходимости программа автоматически распределит сумму расходов между направлениями целевого финансирования) Закрытие счетов НКО
    62.2 (76) 90.1 Начислена арендная плата арендаторам (если были доходы от коммерческой деятельности) Учет продаж/ Отгрузка
    51 62.2 (76) Получены денежные средства от арендаторов Учет продаж/ Оплата

    Для добавления операции по начислению коммунальных платежей в форме НКО в справочнике нужно указать счет 76.94 и ресурсоснабжающую организацию.