Лексическая тема: «Город, в котором я живу. Лексическая тема: «Мой город Бердск Лексическая тема мой город для дошкольников

Задачи:

I. Коррекционно-развивающие:

1. Развитие логического мышления: умение отгадывать загадки, ребусы, зашифрованные слова;

2. Совершенствовать слуховое восприятие;

3. Совершенствовать зрительное восприятие;

4. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза: разбирать и составлять слово из звуков;

5. Развивать координацию речи с движением, тонкую моторику;

6. Развивать коммуникативные навыки, умения.

II. Коррекционное - образовательные:

1.Активизация словаря по теме, улицы, река Нева, проспекты;

Существительные: город, горожане, Санкт-Петербург;

Прилагательные: городской, нужный, петербургский, петербурженки, петербуржцы, петербургские (улицы) широкий, прямой, узкий;

Глаголы: жить, ездить, смотреть, расти.

2. Грамматический строй речи:

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;

3. Связная речь:

Развивать умение составлять предложения с предложенными словами;

Закрепить понятие «город».

III. Корекционно - воспитательная доброжелательность, навыки сотрудничества, активность.

Предварительная работа:

Достопримечательностями Санкт-Петербурга, Васильевского острова;

Беседы, ознакомление с литературой по теме;

Чтение и разучивание стихотворений по тем;

Прогулки с родителями по городу;

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия, развитие зрительно-пространственных функций, умения ориентироваться в схеме собственного тела, пространстве группы;
- Музыкальный досуг «Путешествие по весеннему Петербургу»;

Рисование, аппликация на тему «Наш город»;

Организация выставки творческих работ по лексической теме.

Оборудование:

Слайды с изображением достопримечательностей город.

Ход НОД

1. Орг. Момент. Коммуникативная игра « Доброе утро!»
(Дети входят в группу. Встают около своих мест. Здороваются.)
Логопед: У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся и скажем друг другу и гостям добрые слова……

Доброе утро, мне!
Доброе утро, тебе!
Доброе утро, нам
И нашим друзьям, и нашим гостям!
М.Ю. Картушина.

(Сели за столы.)

2. Логическое мышление. Диалогическую речь. + слайд

Упр. «Отгадай загадку».

(Дети садятся за столы. Слайд с отгадкой.)
Логопед: У нас должен появиться еще один гость или гостья. А вот кто? Вы узнаете, если отгадаете загадку. Загадку загадает Соня. Слушайте. Слушайте внимательно, кто догадался, поднимает руку и красиво отвечает.

Птица серая кружится,

Кар-кар! - кричит и веселится.

Всем известная персона

А зовут её ….. (Ворона.)
Кто же это? (Ответы детей.) Проверяем? Все смотрим на экран.

3. Фонетика. Анализ и синтез.
Логопед: И так у нас необычная гостья. Она любопытная, непоседливая. А зовут её…. Хотите узнать, как её зовут? Разгадайте зашифрованное слово первым буквам. Как зовут нашу гостью? (Ответы детей.) Проверяем?

4. Связная речь. Диалогическая речь.

Упр. «Составь предложение из слов.
(На столах у детей лежат «камушки» со словами.)
Логопед: Луша очень любит собирать камушки, а она знает, что камушки можно найти на берегу реки. Она полетела и опустилась на берег полноводной реки. Вода была сине-серого цвета, и волны бились о берег. И тут Ворона увидела, то, что искала. Но таких камушков Луша ещё не видела. Посмотрите. (Слайд.) На камушках написаны слова. (Прочитайте их). Помогите Луше, составьте из этих слов предложение. У вас на тарелочках тоже есть «камушки» с написанными словами, составьте предложение из этих слов.

На берегу реки заложен город.

Логопед: Назовите первое слово, второе, третье, четвертое, пятое. Сколько слов в предложении?
Логопед: Хотите узнать на берегу какой реки оказалась Луша?

5. Синтез слова + слайд.

Логопед: Но вдруг огромная волна накатилась на берег и обрызгала Ворону. Капельки попали на голову, клюв, спинку, лапы. Капельки заблестели в лучах солнца и Луша увидела, что в капельках - буквы. (слайд с капельками)

Попробуйте составить из букв название главной реки нашего города. (Нева.) Назовите главную реку города? (Ответы.)

Герман прочитает нам стихотворение о Неве.

Тихий вечер над Невой
Залил город синевой.
Сколько хочешь синевы
Он добудет из Невы.

6. Пальчиковая игра.

(Дети встают около своих мест.)

Логопед: Пока Луша вышагивает по берегу реки Невы мы немножко разомнемся. Вставайте около своих мест. Приготовили ручки. (М.б. Аня.)

Мы по городу шагаем, (колечки)
Много видим, называем (кулачки)
Светофоры и машины, (колечки)
Зоопарк и магазины, (колечки)
Скверы, улицы, мосты, (большой палец пр. руки с большим пальцем лев. руки и т.д.)
И деревья, и кусты.

7. Связная речь. Беседа о городе.

Пока мы играли Луша взлетела над городом. Посмотрите, что увидала ворона. (Показ слайда.) Вы узнали? (Стрелка Васильевского острова. Петропавловская крепость.)

Тогда подскажите Луше, как называется город? (Это Санкт-Петербург.) Кто основал Санкт-Петербург? (Император Петр I.)

Да, город был построен по велению царя Петра. Именно 27.мая Санкт-Петербург отмечает свое очередное 311 день рождение.

Наш город удивителен, поэтому в нем и живут талантливые писатели и поэты. Послушайте стихи о нашем городе.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,
Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате свой
Сижу, читаю без лампады.

А.С. Пушкин

Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живем.
И он растет, и мы растем

М. Борисова.

Логопед: Санкт-Петербург – один из самых больших городов России и мира. В нашем городе живут удивительные, прекрасные люди. Мы с вами живем в Санкт-Петербурге. Кто подскажет, как называются жителей Санкт-Петербурга? Как называют жительницу Санкт-Петербурга? Как называют жителя Санкт-Петербурга?

Логопед: Петербуржцы очень воспитанные, начитанные.Многие любят разгадывать ребусы. Луша нашла ребус. Только разгадать его сложно. Помогите ей.

Действительно в нашем городе много улиц, улочек, переулков, проспектов. Какие улицы, проспекты, площади в Санкт-Петербурге? (Петербургские.) Назовите главный проспект Санкт-Петербурга? (Невский проспект.) Кто знает, почему проспект так назвали?

Своё название Невский проспект получил не от реки Невы. Невский проспект был назван в честь князя Александра Невского

Возможно, что название Невского проспекта пошло от Александро-Невского монастыря. (Александро-Невская лавра.)

Логопед: На каком острове мы с вами живем? (Мы с вами живем на Васильевском острове.)

Назовите главный проспект Васильевского острова? (Большой проспект.) Расскажите о Большом проспекте.

Большой проспект один из самых старых проспектов города. Во времена Петра I это была дорога к берегу Финского залива. Во времена Екатерины II Большая улица была названа Большим проспектом. (Дима.)
Логопед: Назовите улицы нашего района.? (Ответы.) Назовите улицы на которых вы живете? Луша узнала много интересного об улицах Санкт-Петербурга.

8. Игра «Море волнуется раз….»
Санкт-Петербург удивительный город его называют северной Венецией, но Санкт-Петербург и морской город, потому что он стоит не только на берегу Финского залива. Давайте поиграем игру «Море волнуется…..». Вы покажите на морские фигуры, а городские и назовете их..

Сегодня водить будет Даша

Море волнуется раз,

Море волнуется два,
Море волнуется три,
Городская фигура на месте замри….
Назови фигуру.

10. Итоги
Назовите гостя, который сегодня у нас побывал?

Источники:

  1. Картушина М.Ю. Логопедические занятия в детском саду. Москва 2003г.
  2. А.С. Пушкин «Медный всадник».

Конспект коррекционного занятия в старшей группе
с детьми нарушением зрения
Тема: «Путешествие в мир природы»
Части занятия:
Гимнастика для глаз.
Дидактическое упражнение «Живой лес».
Игра «Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?».
Беседа о птицах с музыкальной загадкой.
Пальчиковая гимнастика «Паучок».
Конструирование «Гнезда для птиц».
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».
Релаксация «Очарование».
Беседа о лесе и его обитателях.

Дидактическая игра «Найди на ощупь».
Логоритмика «Лесные звери».
Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Игра «Правила поведения в лесу».
Пение песни «Добрый лес».
Материал, используемый на занятии:

«Бивизотренер» для выработки бинокулярного зрения.
Аудиокассета «Голоса птиц».
Музыка Ф. Маршетти «Очарование».
Карта путешествия, волшебная палочка, колпачки.
Цветные карандаши.
Песок, камни, ракушки, счётные палочки.
Мешочки с плодами (каштан, орехи, шишки, жёлуди).
Мешочки с лекарственными травами (валериана, мята, лаванда).
Знаки с изображением правил поведения в лесу.
Задачи:
1.Формировать у детей экологически грамотное отношение к природе, закреплять понятие о взаимосвязи животного и растительного мира с человеком.
2.Закрепить знания детей о деревьях: название, внешний вид, плод, лист. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения деревьев.
3.Расширять представления о перелетных и зимующих птицах: внешний вид, гнездование, пение, помощь человека.
4.Развивать мелкую моторику пальцев рук и ног. Учить использовать различные анализаторы в разных видах деятельности.
5.Развивать зрительно-двигательную координацию, тактильные ощущения, стимулировать и активизировать способность к воспроизведению предмета по точкам, силуэтному изображению.
6.Научить детей слышать звуки природы, прислушиваться, эмоционально на них реагировать.
7.Воспитывать умение беречь и охранять природу.
Ход занятия:
Дети, сегодня у нас необычное занятие: мы отправимся с вами в путешествие в мир природы. Все у нас будет необычно. - Я буду не педагог, а «лесная фея», а вы будете моими помощниками «лесными гномами».
Я - волшебница и пришла к вам не с пустыми руками. У меня есть волшебная палочка.
Я взмахну ею, и вы превратитесь в гномов (одевают колпачки).
Еще у меня есть карта, на которой схематично изображены наши помощники.
Назовите их (глаза, ухо, рука, нога, туловище, нос, рот). Они будут нам помогать. Итак, в путь.
Как вы думаете, что означает первый указатель на карте?(Глаза). Давайте подготовим наши глаза к путешествию. Снять очки (проводится гимнастика для глаз).
В небе солнышко сияет (глаза вверх),
В речке рыбок веселит (посмотреть вниз),
Ветер листьями играет (следить за движениями рук над головой),
А сова спокойно спит (глаза закрыть).
Ей приснился сладкий сон (широко открыть глаза) Вот бы не кончался он (часто поморгать).
-Ребята, а теперь оденьте очки. Послушайте, какие задания должны выполнить наши глаза.
Соединив точки, надо посмотреть, что же получится? Какое это животное?
Обвести трафареты, и назвать с какого дерева лист.
Нарисовать через стекло изображение. Пройдите к столам и выберите, что будете делать. Назовите, что у вас получилось на рисунках. Где все это можно встретить?
(Дети называют: листья деревьев, грибы, ягоды, животных).
-А сейчас мы поиграем в словесную игру «Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?»
Любит подберезовик лес, какой? (березовый). Дуб налево, дуб направо. Это что у нас? (дубрава). Сосны вышли на бугор. Лес, какой? (сосновый бор). Любит подосиновик лес, какой? (осиновый).
-Дети, скажите, кому нужен лес?Ответы:
В лесу чистый свежий воздух.
Это дом для животных, птиц, насекомых.
Из древесины делают бумагу, мебель, дом.
От леса человек получает грибы, ягоды, орехи.
Продолжаем путешествие.
-О чем говорит следующий указатель? (ухо). Нам предстоит что-то послушать. Присядьте на коврик и послушайте звуки природы. Какие звуки вы услышали?
(Ответы: пение птиц).
Голоса, каких птиц вы услышали? (воробья, синицы, голубя, соловья, вороны, журавля, утки).
Молодцы, вы внимательно слушали и узнали птиц по голосам. Какие птицы возвращаются к нам весной? (Жаворонки, скворцы, грачи, журавли, ласточки, стрижи, дикие утки).
Чем занимаются птицы весной?
Ответы:
Птицы приводят в порядок свое жилье.
Строят новые гнезда.
-Из чего птицы строят гнезда?(Ответы:
Грачи строят гнезда из длинных прутьев на высоких деревьях.

·Жаворонок вьет гнездо в траве.
Скворцы занимают скворечники, которые для них построили люди.
Ласточки вьют гнезда из глины и травы, соединяя их собственной слюной).
-Ваше новое задание подскажет новый указатель. Что это?(Рука). Чтобы руки хорошо трудились надо их потренировать.
«Паучина» (пальчиковая гимнастика)
Пау-паучина паутину шил,
Вдруг закапал дождик, паутину смыл.
Выглянуло солнце, Стало подсыхать.
Пау-паучина трудится опять.
-А сейчас подойдите к столам и постройте домики для птиц из разных материалов. Кто из чего хочет выложить гнездышко?
(Дети по желанию выкладывают скворечник, ласточкино гнездо, гнездо жаворонка. Выкладывают под песню «Здравствуйте, птицы»).
-Готовы скворечники, можно селиться. Готовы дома-терема.
Давайте снова подойдем к карте. Какой следующий знак?(нога). Что же интересное задание ждет нас впереди? Посмотрите на полянку, сколько на ней грибов, но собирать их нежноне руками, а пальцами ног. Снимите носочки, и, захватывая грибы пальцами ног, соберите их в свое ведерко.
- Вы хорошо потрудились, собрали все грибы, а теперь ложитесь солнышком на полянку, с вами поиграет солнечный зайчик.
- Снимите очки, положите на животики, следите за лучиком.
-А теперь закройте глазки, пусть они отдохнут.(Релаксация под музыку).
-Оденьте очки. Наше путешествие продолжается. Что подскажет следующий указатель на карте? (Человек). Что бы это могло быть?
(Выходит царь Берендей с корзиной).
Царь: Здравствуйте, гномы! Царь лесной я - Берендей.
Друг всех птиц и всех зверей.
В чаще я лесной живу,
К людям редко выхожу.
Мое царство всех чудесней.
Шум листвы и птичьи песни,
Мягкие перины мха
И журчанье ручейка.
Скачут белочки-резвушки,
Еж бежит, шурша травой,
И медведи всем семейством
Топают на водопой.
По лесу весь день брожу,
Охраняю тишину,
И со всем лесным народом
Разговаривать могут.
-Вот я сейчас и проверю, что вы знаете о лесе, о зверях и птицах.
Кого называют лесным доктором? (Дятел).
Кто является санитаром леса? (Муравьи, волки).
Какой зверь всю жизнь проводит под землей? (Крот).
Белка живет в дупле, а лиса? (В норе).
У зайца хвост короткий, а уши? (Длинные).
Кто полгода живет без обеда? (Медведь).
-На вопросы вы ответили, а вот задание потруднее (раздает мешочки с плодами). Садитесь на стульчики. Я буду показывать листок, а вы должны будете найти плод этого дерева и показать мне (подводится итог).
- А сейчас подвигаемся, как звери (физкультминутка «Лесные звери» в кругу).
У нас славная осанка - мы свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках:
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко,
Вот свернулся еж в клубок, потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Царь: Вы знаете, что многие животные и люди лечатся травами. Я тоже их собираю, сушу, раскладываю по мешочкам, но забываю их подписать. Вот и сейчас все мешочки у меня перепутались. Помогите мне (раскладывают траву на три стола: мята, валерьяна, лаванда).
Царь: Спасибо вам, гномы! Теперь я буду внимательнее и все буду подписывать. Да, ребята, лес для всех нас - родной дом и кормилец. И наша главная задача - сохранить и уберечь этот дом. А вы знаете как вести себя в лесу? Да. Сейчас проверим.
(«Правила поведения в лесу». Одни дети читают правила, другие находят картинки).
Царь: Молодцы! Знаете правила поведения в лесу.
Воспитатель: А ребята еще хотят спеть тебе песню «Добрый лес». Тем более, что последний указатель на карте указывает на рот.
Ребенок: Говорим тебе «Спасибо»
За прекрасный воздух твой,
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой с лесом дорожить!
Царь: Мои маленькие друзья, лес тоже благодарит вас за бережное отношение к нему и ваши знания и преподносит вам свои дары. (Орехи, грибы). А мне пора. До свидания!
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз? А теперь я взмахну волшебной палочкой и вы снова - дети, а я - Надежда Михайловна. Занятие окончено. Наши дети подготовили подарки гостям.
(Дарят рисунки).

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Город, в котором я живу»

Существительные : город, село, столица, область, адрес, река, залив, площадь, улица, переулок, проспект, набережная, бульвар, переулок, перекрёсток, дом, больница, театр, музей, памятник, вокзал, мост; магазин, школа, детский сад, театр, балкон, витрина , библиотека, киоск, поликлиника, аптека , достопримечательности, школа искусств, фонтан, сад, фабрика, завод, сквер, парк, стадион, шоссе, тротуар, район, храм, купол, музей, благоустройство, кинотеатр, дворец культуры, газон, подъезд, вокзал, новостройка.

Прилагательные: городской, сельский, амурский, российский, красивый, прекрасный, широкие, длинные, узкий, просторный, прямой, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, промышленный, культурный, жилой, парковый.

Глаголы: строить, перестраивать, любить, беречь, убирать, ремонтировать, украшать, охранять, гордиться, жить, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.

    Знают ли дети, как называется город, в котором они живут? Научите их чётко произносить название родного города. Организуйте с детьми прогулки (экскурсии) по улицам, где находится ДС, покажите интересные здания, расскажите об учреждениях, которые есть на них. Отработайте чёткое произношение предложения: Я живу на улице. Расскажите, на какой улице находится детский сад, который посещает ребёнок. Помогите ему произнести предложение: Наш детский сад – на улице. Помогите детям составить рассказ: Я живу в Благовещенске на улице… Мой детский сад – на улице Комсомольской. Пусть ребёнок ответит на вопросы:

В каком городе ты живёшь? На какой улице? На какой улице твой детский сад?

    Посетите с ребёнком некоторые интересные места вашего города, с тем чтобы он мог рассказать о них друзьям в детском саду. Подберите картинку, фотографию или нарисуйте вместе с ребёнком одно из замечательных мест нашего города.

Грамматический строй

    «В нашем городе» (составление предложений со словом «много»)

В н ашем городе много...улиц .
(дома , деревья, люди, дороги, цветы, здания, фонари)

    «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Один дом , два дома , пять домов .
(мост, тропинка, автобус, улица, площадь, рынок,
магазин, аптека, школа, парк, стадион, пруд, здание)

    «Распутай предложение» (работа с деформированным предложением)


Дом, около, кинотеатр, есть.
Детский сад, угол, стоит, за.
Возле, парикмахерская, дом, построили.
Рядом, рынок, с, дом.
Улица, на, дома, стоят.

    «Что у вас, а что у нас?» (усвоение сравнительной степени прилагательных)

В вашем городе деревья высокие, ... а в нашем городе еще выше .
(деревья зеленые, старые, большие, роскошные; улицы длинные, шумные, короткие, нарядные, чистые, благоустроенные; дома большие, прекрасные, прочные; люди добрые, веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые)

    «Четвертый лишний» (найти лишний предмет, объяснить свой выбор)

Площадь , пруд, озеро, речка.
Школа, детский сад, аптека , Школа искусств.
Дорога, улица, тропинка, светофор .
Улица, перекресток, машина , площадь.
г. Благовещенск, ул. Калинина , г. Владивосток, г. Москва
Библиотека , магазин, рынок, супермаркет.

Связная речь

    Составление рассказа по плану:

1). Как называется твой любимый город?
2). Назови свой домашний адрес
3). Какие учреждения расположены рядом с твоим домом?
4). Как называется главная улица в твоем городе?
5). Главные достопримечательности твоего города.
6). Что ты делаешь для того, чтобы твой город оставался всегда чистым и красивым?
7). Твое отношение к этому городу.

Лексико - грамматические игры и упражнения.

    «Продолжи предложение»

В нашем городе много улиц (домов, площадей, людей…)

Дома бывают одноэтажные, (многоэтажные, кирпичные, блочные, деревянные, большие, старые…)

Улицы бывают ровные, (большие, новые, старинные, узкие, прямые, широкие…)

В нашем городе много деревьев. (Каких?) В нашем городе много зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных деревьев.

В нашем городе много людей. (Каких?) В нашем городе много хороших, трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных людей.

    «Сосчитай до десяти»

Один большой город…

Одна старая деревня..

Одна мраморная статуя…

    В Благовещенске много фонарей. Как назвать фонарь, который стоит:

На улице – уличный фонарь;

В театре - …

На бульваре - …

На вокзале - …

В парке - …

    Составь небольшой рассказ по следующему плану:

А)назови адрес, по которому ты живешь.

Б)почему нужно знать свой адрес?

В)кому нужно говорить свой адрес, а кому – нет?

    Что общего и чем отличаются:

ГОРОД и ДЕРЕВНЯ

    «Подбери нужное слово»

Городской – сквер…

Городская – улица…

Городское - шоссе,…

Городские - …

    «Исправь предложение»

Дома стоят над улицей.

Мы живем на домах.

    Ответь на вопросы и ВЫУЧИ:

Как называется наша страна?

Как называется наша республика?

Как называется столица России? Амурской области ?

Как называется твой родной город?

Назови главную площадь, улицу нашего города.

Назови свою улицу.

    Игра «Кто больше знает улиц в нашем городе»

Выигрывает тот, кто назовет улицу последним.

    Составь рассказ по картинкам. Составь рассказ на тему «Моя улица» по плану:

1) Как называется улица?

2) Какая она, эта улица (тихая, шумная, узкая, широкая, зеленая…)?

3) Что расположено на этой улице (магазины, другие учреждения)?

4) Где проходит эта улица?

5) Твое отношение к этой улице.

    «Распутай предложение»

Находится, дом, площадь, перед.

Дом, возле, кинотеатр, есть.

Детский сад, угол, стоит, за.

Около, парикмахерская, дом, построили.

Рядом, рынок, с, дом.

    «Что у нас, а что у вас?»

В нашем городе деревья высокие (зеленые, старые, большие, роскошные),… а в нашем городе еще выше (зеленее, старее, больше…)

В нашем городе улицы длинные (шумные, короткие, нарядные, чистые, благоустроенные), …а в нашем городе еще длиннее.

В нашем городе дома большие (белые, прекраснее, прочные), …а в нашем городе еще больше.

В нашем городе люди добрые (веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые),…а в нашем городе еще добрее. И т. д.

    «Путешествие по городу»

Педагог подбирает каждому ребенку по комплекту картинок и раскладывает их в разных местах помещения: представители разных профессий, бабушка с ребенком, виды транспорта, цветы, площади, фонтаны и т. д. Дети «путешествуют» по городу, находят картинки и рассказывают об увиденном.

    Составление рассказа-описания «Городок» по опорным предметным картинкам.

Строители построили городок. В центре его – многоэтажные дома. Возле них – продуктовый магазин и библиотека. На окраине городка строители построили одноэтажные домики. Справа от них – больницу. Недалеко от больницы – школу. За городом строители соорудили гаражи для автомобилей. Городок получился красивый.

    «Скажи наоборот»

Моя улица новая,…а моя улица старая.

Моя улица длинная, …а моя улица короткая.

Моя улица светля,…а моя улица темная. И т. д.

    Художественная литература - чтение, заучивание
    Загадки

Вот стоит одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный

Сотни человек отважных их построили однажды,

Чтобы жили в них с тобою мы все дружною семьей. (Дом)

Начинается на «О» и кончается на «О».

Я хвораю, не гуляю – целый день гляжу в него. (Окно)

В доме комната гуляет, никого не удивляет.

На двенадцатый этаж вас доставит в тот же час. (Лифт)

Я из дома на порог лишь один шагнул шажок

Дверь закрылась за спиной нет пути передо мной.

Я и дома_ и не дома, между небом и землей.

Где же я тогда, позволь? (Балкон)

Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти.

    «Что спрятано на картинке?» (Наложенные картинки) «Найди отличия» «Как машине проехать к дому?» (Лабиринты) «Какое слово отличается от других?»

Проспект, проект , проспект, проспект.

    «Какое слово не подходит?»

Дом, домашний, дым, домовой.

Город, городской, горох , горожанка.

Улица, переулок, улочка, улитка .

Река, речка, рука , речной, речник.

    «Что лишнее и почему?»

Парк, сквер, лес .

Машина, улица, проспект.

Развитие общей моторики

    Речевая подвижная игра «Мы по городу шагаем»

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

Развитие мелкой моторики

    Пальчиковое упражнение под считалку «Дом» по типу «пальчики здороваются»:

Чтобы дом построить новый,

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

    Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.

I. Рассказать ребёнку, как называется наш город .

Почему так назван? Чем наш город знаменит ?

Какие музеи, заводы, фабрики есть в нашем городе ?

II. Обратите внимание, какие дома в городе :

высокие, многоэтажные, кирпичные, бетонные, благоустроенные, одноэтажные, двухэтажные,. , девятиэтажные.

III. Сравните, чем отличается город от деревни ?

IV. Во время прогулки по городу , обратите внимание на различные строения, здания (почта, аптека, детский сад, школа, поликлиника, библиотека, магазин, музей, театр, завод, памятники,.)

V. Выучить стихотворение.

Мы по городу шагаем ,

Много видим, называем :

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

VI. Объясните ребёнку понятие "улица".

Каждая улица имеет своё название, а каждый дом - свой номер. Покажите свою улицу (бульвар, проспект) ; номер на доме, номер на двери квартиры.

VII. Выполнить лексико -грамматические упражнения :

1. "Один - много": город - города , улица - улицы, проспект - проспекты, дом - дома, вокзал - вокзалы, театр - театры,

завод - заводы, аптека - аптеки, школа - школы,

библиотека -библиотеки, площадь - площади.

2. "Чей? Чья? Чьи?": двор, город , улица, дома.

Это мой двор. Это мой город . Это моя улица. Это мои дома.

3. "Сосчитай до пяти слова": улица, город , дом, мост.

Одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц. И т. д.

4. "Скажи, какой? (какая) ".

Город Ульяновск (какой) - большой, красивый, известный, чистый.

Улица (какая) - длинная, широкая, узкая, красивая,.

VIII. Выучить с ребёнком подробный адрес :

"Я живу в городе ., на проспекте (улице, бульваре) . , в доме номер., на. этаже, в квартире номер.. Рядом с моим домом магазин и школа".

елена четверикова
Логоритмика по лексической теме «Мой город, моя улица» для средней, старшей и подготовительной группы с ОНР.

Предлагаю вашему вниманию логоритмики. В нашем детском саду мы проводим их с детьми ОНР не как занятие, а как динамические паузы между занятиями каждый день.

ЛОГОРИТМИКА «МОЙ ГОРОД, МОЯ УЛИЦА» (подготовительная групп а)

Выполняют поскоки по кругу.

Я про город расскажу.

Магазин, библиотека.

И деревьев, и цветов.

Город нужен для людей. Хлопки

Он так громко говорит.

Шу-шу-шу – они шуршат.

Та-та-та – вперед спешат.

ВОСП-ЛЬ: Заводим мотор

ДЕТИ: Др-р-р-р-р….

Вам игра знакома эта.

6. ХОРОВОД «В СЫРОМ БОРУ ТРОПИНА»

ЛОГОРИТМИКА «МОЙ ГОРОД, МОЯ УЛИЦА» (старшая груп па)

Выполняют поскоки по кругу.

ВОСП-ЛЬ: Приглашаю вас на экскурсию по городу Кирову.

1 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Я ПО ГОРОДУ ХОЖУ»

ДЕТИ: Я по городу хожу, Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлинника, аптека, Сгибают пальцы на обеих руках

Магазин, библиотека.

Много здесь жилых домов Разжимать по очереди пальцы

И деревьев, и цветов.

Школа, детский сад, музей, Стучать пальчиком о пальчик

Город нужен для людей. Хлопки

ВОСП-ЛЬ: Постройте улицу. (встают в 2колонны по краю ковра) Как она называется? Прокатимся по ней на машине.

2. РИТМИЧЕСКОЕ УПР-ИЕ «МАШИНА»

ДЕТИ: Би-би-би – гудит машина. Пальцы в кулак кроме большого – сигналят

Тук-тук-тук – мотор стучит. Стучат кулаком по ладони

Едем, едем, едем, едем - Ритмично топаем ногами

Он так громко говорит.

О дорогу шины трутся, Трут ладони друг о друга

Шу-шу-шу – они шуршат.

Быстро крутятся колеса, Вертушка руками

Та-та-та – вперед спешат.

ВОСП-ЛЬ: Заводим мотор

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАВЕДЕМ МОТОР»

ДЕТИ: Др-р-р-р-р….

ВОСП-ЛЬ: Машина ускоряет ход, если музыка быстрая и замедляет на медленную.

4. ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПР-ИЕ «МАШИНА ЕДЕТ»

ВОСП-ЛЬ: Через дорогу нам поможет перейти светофор.

5. УПР-ИЕ НА ВНИМАНИЕ «СВЕТОФОР»

ВОСП-ЛЬ: Вот круги 3 разных цвета,

Вам игра знакома эта.

Если красный покажу – всех похлопать попрошу.

Если желтый покажу – всех потопать попрошу.

Ну, а если зеленый цвет – всем УРА кричать в ответ.

ВОСП-ЛЬ: Мы пришли на театральную площадь. Какой там есть театр? Назовите другие театры, которые есть в нашем городе. Давайте и мы превратимся в артистов и исполним хоровод.

6. ХОРОВОД "ВЕСНЯНКА"

ЛОГОРИТМИКА «МОЙ ГОРОД, МОЯ УЛИЦА» (средняя груп па)

Дети проходят в зал и по кругу выполняют поскоки.

ВОСП-ЛЬ: Приглашаю вас на экскурсию по городу Кирову.

1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Я ПО ГОРОДУ ХОЖУ»

ДЕТИ: Я по городу хожу, Двигают пальчиками в воздухе

Я про город расскажу.

Много здесь жилых домов По очереди задевать большим пальцем

И деревьев, и цветов. Остальные

ВОСП-ЛЬ: Прокатимся по городу на машине, но сначала проверим, готова ли она.

2. РИТМИЧЕСКОЕ УПР-ИЕ «МАШИНА»

ДЕТИ: Би-би-би – гудит машина. Сигналят

Тук-тук-тук – мотор стучит. Стучат пальчик о пальчик

Едем, едем, едем, едем, Топают ногами

Он так громко говорит.

ВОСП-ЛИ: Взяли в кабину пассажира (встают парами). Поехали.

3. ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПР-ИЕ «ЕДЕМ НА МАШИНЕ» (бег парами по кругу)

ВОСП-ЛЬ: Автомобиль привез нас на стройку, где строят новый дом.

4. УПР-ИЕ НА СООТНЕСЕНИЕ СЛОВ И ДВИЖЕНИЙ «СТРОИМ ДОМ»

ДЕТИ: Целый день тук да тук. Стучат кулачками медленно

Раздается звонкий стук.

Строим дом, дом большой Стучат быстро

И с крылечком и с трубой.

Разукрасим мы дом, Качают руками внизу

Наверху флажок прибьем. Поднять руки вверх

Будут жить в доме том Хлопают

Зайка с мишкой и слоном.

ВОСП-ЛЬ: А рядом с новым домом в парке растет березка. Возьмем платочки и

потанцуем.

5. ХОРОВОД С ПЛАТОЧКАМИ «АЙ ДА, БЕРЕЗКА»

1. Мы вокруг березки встанем в хоровод. Идут по кругу

Радостно и звонко каждый запоет.

Ай да, березка, белый ствол. Пружинка

Зеленей, зеленей, ты листвой. Качают платочком

2. Яркие платочки в руки мы возьмем. Подходят к березке платочек вверх

У березки стройной пляску заведем. Отходят назад платочек опускают

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение, детский сад «Ёлочка» Конспект Непосредственной образовательной деятельности.

Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексической теме «Зимующие птицы» для старшей группы Рекомендации для родителей, учителя - логопеда по лексическим темам для старшей группы компенсирующей направленности Лексическая тема: «Зимующие.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: -развивать внимание, мышление. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; - учить образовывать.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы «Овощи» Цель: закрепить знания учащихся об овощах. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово. - Какое сейчас время года? - В.

План индивидуальной работы с детьми с ЗПР подготовительной группы по лексической теме «Грибы» Программное содержание: Обобщить понятия «грибы» (растут в лесу, на земле, летом и в начале осени). Научить определять части гриба: ножка,.

Подготовительным этапом нашей работы было изготовление маленьких складных куколок,так как на формировании целостной картины мира по лексической.