Мухаммед и евреи. Еврейские пророки и их пророчества Кто такой пророк

К главной святыне христианского мира всегда было уважительное отношение иудеев и мусульман. Потому что у всех мировых религий есть вечные общие ценности.

Иудаизм, христианство, ислам сформировались в Ближневосточном регионе, и потому нет ничего удивительного в том, что они отсылают читателя к одним и тем же историческим событиям древности, а в их Священных книгах встречаются схожие сюжетные линии и действующие лица, - рассказывает «АиФ» Екатерина Терюкова, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. - Все они проповедуют универсальные : не убий, не укради, не прелюбодействуй и др. Аналогичные нормы человеческого общежития признаются в качестве нравственного поведения и другими религиями, например, первой по времени появления мировой религией - буддизмом.

Герои

Авраам

Ибрахим

Во всех трёх религиях - первый единобожник, от которого берут своё начало еврейский и арабский народы, проявил высшую степень покорности Богу, решив без колебаний принести в жертву сына, в христианстве и иудаизме - Исаака, в исламе - Исмаила.

Иисус Христос

Иса

В христианстве Иисус из Назарета - Христос (др.-греч. - «Спаситель») проповедовал скорое наступление Царствия Божьего, исцелял больных, воскрешал мёртвых, умер мученической смертью на кресте, искупив грехи человеческие, а на третий день воскрес и вознёсся на небо. Иудаизм не признаёт Иисуса мессией, т. е. спасителем. В исламе Иса - один из почитаемых пророков Аллаха, через которого Бог послал Божественное Писание - Инджиль (Евангелие). Божественное происхождение Исы не признаётся.

Соломон

Шломо

Сулейман

В иудейской и христианской традициях почитается как сын Давида, мудрый правитель древности, строитель Иерусалим­ского храма. В исламе он - сын Дауда, пророк и мудрый царь, понимал язык зверей и птиц. Во всех трёх религиях есть упоминание о встрече Соломона с царицей Савской (Билкис в исламе).

Моисей

Моше

Муса

Описание жизни этого пророка во всех трёх религиях совпадает - подкидыш, воспитанный в семье египетского фараона, получил от Бога каменные скрижали с десятью заповедями. Согласно учению иудаизма, Моше на горе Синай была ниспослана Тора (Священное Писание иудеев), в исламе Муса - собеседник Аллаха, которому Бог ниспослал Таурат (Священное Писание мусульман).

Георгий Победоносец

Джирджис, Гиргис, Эль-Худи

Один из самых почитаемых святых. Согласно житию, когда вспыхнули гонения на христиан, отправился к императору Диоклетиану отстаивать свою веру. По преданию, Георгия заключили в темницу и после чудовищных пыток обезглавили. В мусульманской традиции он также мученик за веру, который жил в Палестине. Был замучен до смерти в Мосуле императором Даданом, но затем воскрес и совершил множество воскресений из мёртвых.

А также:

Дева Мария

Марйам

Архангел Гавриил

Гавриэль

Джабраил

и др.

Общие сюжеты

Потоп

Ной (в иудаизме и христианстве, Нух - в исламе) - праведник, был спасён во время Всемирного потопа. По указанию Бога сделал Ковчег, в котором укрыл свою семью и по паре животных каждого вида. Считается продолжателем рода человеческого. В Коране Нух - один из самых почитаемых пророков. Проповедовал единобожие, но безуспешно. Тогда Нух попросил о помощи, и Аллах приказал ему построить корабль, затем наполнил мир водой. Все неверующие погибли...

Судный день

Признаётся в качестве святыни последователями всех трёх авраамических религий. Для иудеев и христиан эта гора есть место, куда Авраам устремился, чтобы принести в жертву Богу своего сына Исаака, а царь Соломон на её вершине построил Храм единого Бога. Для мусульман это место вознесения Мухаммада к престолу Аллаха в так называемую ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). В наше время у подножия храмовой горы перед Западной стеной для молитвы собираются иудеи.

  • Пророк - это человек, говорящий от лица Б-га с людьми.
  • Он может быть женщиной или мужчиной, евреем или язычником.
  • В Танахе содержится упоминание о 48 пророках, 7 пророчицах и 1 язычнике.
  • Даниэль не был пророком, потому что он не говорил с народом.

Кто такой пророк?

Многие сегодня думают, что пророк - это человек, который предсказывает будущее. И так как дар пророчества включает в себя пророческое видение будущего, пророк - это не простой человек, обладающий такими способностями.

Пророк - это человек, говорящий от лица Б-га; человек, избранный Б-гом, для того чтобы обращаться к народу и передавать от Него весть или учение . Пророки были образцом для подражания в святости, просвещённости и близости к Б-гу. Они устанавливали духовные и моральные критерии для всего общества.

Еврейское слово «пророк» — נביא («нави» Нун-Бет-Йуд-Алеф ) - происходит от термина «нив сфатаим », означающего «плод уст», который подчёркивает роль пророка как оратора.

Талмуд учит нас, что было сотни тысяч пророков - в два раза больше, чем число покинувших Египет - 600 тысяч человек. Но большинство пророков передавали весть, которая предназначалась исключительно для ныне живущего (текущего) поколения и не упоминалась в Священных Писаниях. Писание называет только 55 пророков Израиля .

Пророк - не обязательно мужчина. Танах раскрывает образы семи пророчиц, о которых пойдет речь в дальнейшем. Талмуд сообщает, что пророческая способность Сарры превосходила видение Авраама.

Пророк не обязательно должен быть евреем. В Талмуде сказано, что среди язычников также были пророки (в первую очередь Билам, описанный в Бемидбар 22), хотя он не являлся столь возвышенным, как остальные пророки Израиля (как показывает история ). А некоторые из пророков, как, например, Йона, отправлялись Создателем в другие страны для возвещения язычникам слова Б-жьего.


Согласно некоторым точкам зрения, пророчество - это вовсе не дар, который повсеместно раздаётся людям. Скорее, это кульминация духовного и этического развития человека. Когда человек достигает высокого уровня духовного и этического развития, Шхина (Б-жественное присутствие) осеняет этого человека и покоится на нём или на ней.

Аналогично, дар пророчества оставляет человека, если он теряет своё духовное и этическое совершенство.

Величайшим из пророков был Моше рабейну . Говорят, что Моше видел всё, что видели остальные пророки и даже больше, чем они. Моше видел всю Тору, включая Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания), которые будут написаны через сотни лет. Все последующие пророчества были выражением того, что Моше уже видел. Таким образом, мы учим, что ничто из Невиим и Ктувим не может противоречить Писаниям Моше, потому что Моше предвидел их смысл заранее.

В Талмуде говорится, что писания пророков понадобятся в Грядущем мире, так как в эти дни люди станут умственно, духовно и этически совершенными и будут обладать даром пророчества.

Список пророков в Еврейских Писаниях


Ниже вы познакомитесь с именами пророков, о которых рассказывает Талмуд, и встречаемых в комментариях Раши к тем страницам Писания, где в Танахе появляется пророк.

Имя пророка Место в Танахе, где появляется пророк
Авраам Берешит 11:26 - 25:10
Ицхак Берешит 21:1 - 35:29
Яаков Берешит 25:21 - 49:33
Моше Шмот 2:1 - Дварим 34:5
Аарон Шмот 4:14 - Бемидбар 33:39
Йеѓошуа Шмот 17:19 - 14, 24:13, 32:17, 18, 33:11; Бемидбар 11:28, 29, 13:4 - 14:38, 27:18 - 27:23; Дварим 1:38, 3:28, 31:3, 31:7 - Йеѓошуа 24:29
Пинхас Шмот 6:25; Бемидбар 25:7 - 25:11; Бемидбар 31:6; Йеѓошуа 22:13 - Йеѓошуа 24:33; Шофтим 20:28
Элкана 1 Шмуэль 1:1 - 2:20
Эйли 1 Шмуэль 1:9 - 4:18
Шмуэль 1 Шмуэль 1:1 - 1 Шмуэль 25:1
Гад 1 Шмуэль 22:5; 2 Шмуэль 24:11-19; 1 Диврей ѓа-ямим 21:9 - 21:19; 29:29
Натан 2 Шмуэль 7:2 - 17, 21:1 - 25
Давид 2 Шмуэль 16:1 - 1 Млахим 2:11
Шломо 2 Шмуэль 12:24; 1 Млахим 1:10 - 11:43
Йеддо 2 Диврей ѓа-Ямим 9:29, 12:15, 13:22
Михайеу, сын Йимлы 1 Млахим 22:8-28; 2 Диврей ѓа-ямим 18:7 - 27
Овадья 1 Млахим 18; Овадья
Ахия Шилониянин 1 Млахим 11:29-30, 12:15, 14:2-18, 15:29
Йэйъу, сын Ханани 1 Млахим 16:1-7; 2 Диврей ѓа-ямим 19:2, 20:34
Азария, сын Одэйда 2 Диврей ѓа-ямим 15
Йахазиэль левит 2 Диврей ѓа-ямим 20:14
Элиезер, сын Додаваhу 2 Диврей ѓа-ямим 20:37
Ошеа Ошеа
Амос Амос
Миха из Морэйши Миха
Амоз (отец Йешаяѓу)
Элийяѓу 1 Млахим 17:1 - 21:29; 2 Млахим 1:10 - 2:15, 9:36-37, 10:10, 10:17
Элиша 1 Млахим 19:16-19; 2 Млахим 2:1 - 13:21
Йона, сын Амитайя Йона
Йешаяѓу Йешаяѓу
Йоэль Йоэль
Нахум Нахум
Хаввакук Хаввакук
Цфанья Цфанья
Урияhу Ирмеяѓу 26:20-23
Йирмия Ирмеяѓу
Йехезкель Йехезкель
Шемайя 1 Млахим 12:22 - 24; 2 Диврей ѓа-ямим 11:2 - 4, 12:5 - 15
Барух Ирмеяѓу 32, 36, 43, 45
Нэйрия (отец Баруха)
Серайя Ирмеяѓу 51:61 - 64
Махсэйя (отец Нэйрия)
Хаггай Хаггай
Захарья Зхарья
Малахи Малахи
Мордехай Свиток Эстер
Одэйд (отец Азарьи)
Ханани (отец Йэйъу)
Женщины - пророчицы
Сарра Берешит 11:29 - 23:20
Мирьям Шмот 15:20 - 21; Бемидбар 12:1 - 12:15, 20:1
Девора Шофтим 4: 1 - 5:31
Ханна 1 Шмуэль 1:1 - 2:21
Авигаиль 1 Шмуэль 25:1 - 25:42
Хулда 2 Млахим 22:14 - 20
Эстер Эстер

Почему Даниэль - не пророк?

Меня часто спрашивают, почему книга Даниэля в Танахе включена в Ктувим (Писания), а не в Невиим (Пророки)? Разве Даниэль не был пророком? Разве его видения о будущем не были истинными?

Согласно иудаизму, Даниэль не является одним из 55 пророков. Его писания включают в себя видения будущего, которые непременно исполнятся. Однако его миссия не заключалась в том, чтобы быть пророком. Его видения будущего никогда не объявлялись народу; они были записаны для будущих поколений . Таким образом, их классифицируют в Танахе как Ктувим (Писания), а не Невиим (Пророки).

Пророки в иудаизме всегда были особыми людьми. Их помыслами Бог имел возможность достучаться до верующих в него, их деяниями - показать миру пример праведной жизни, а их устами – явить свою волю всем живущим. Быть пророком суждено не каждому. В этом случае все решает Господь, а не человек. И зачастую многим пророкам приходилось взваливать на себя эту тяжкую ношу вопреки своей воле. В библии приводится история пророка Ионы, на которого Бог возложил эту величайшую миссию. Однако будущий пророк не пожелал служить Всевышнему и хотел скрыться от своей участи.

Возникновение пророческого дара имело место в древнем Египте. И пророки в иудаизме обязаны своим появлением непосредственно еврейскому народу, ведь именно они взывали к Моисею с просьбой предоставить им возможность такого общения с Богом. Люди не хотели более читать лишь священные рукописи, они жаждали «живого» общения с Богом, дабы слышать каждое его слово из уст пророка. Пожалуй, важнейшей целью, которая послужила возникновению пророчества, как дара, была неимоверная потребность в мудрейших откровениях всевышнего, ибо глас пророков вселял надежду и укреплял веру. Но чтобы Господь имел возможность послать через пророков свое откровение, последним нужно было контролировать свои мысли, дабы настроиться на особую духовную волну. Иногда, чтобы пророку удалось достигнуть такого состояния, ему приходилось по несколько часов наслаждаться звучанием мелодичных музыкальных инструментов.

Но пророки в иудаизме не ограничивали свои деяния только лишь тем, что ведали миру о божественных откровениях. Господь наградил своих подопечных разными дарами. Пророки имели возможность помогать людям, вылечивая их самые редкие заболевания. Также избранные, кого Бог наградил даром пророчества, имели возможность заглядывать в будущее, тем самым предсказывая различные события. Некоторые из пророков помимо своей божественной миссии, принимали активное и плодотворное участие в политической жизни государства Израильского и царства Иудейского. Одними из таких избранных был Елисей, который повлиял на события, связанные со сменой правящей династии. Можно вспомнить и Ахию, вдохновившего своими речами основателя Израильского государства. Даниил же и вовсе занял на некоторое время Вавилонский трон. Из числа наиболее известнейших пророков следует отметить Исайю, Елисея, Даниила, Иеремию и Илию.

Самые первые пророчества были описаны в книгах, которые повествовали об историческом начале еврейского народа. Пророчества более поздних времен озвучили впервые Амос и Исайяи были они представлены в виде отдельных трудов, которые писались доверенными писцами, а в некоторых случаях и самими пророками. Со временем труды всех пророков позднего периода были заключены в одной книге, которая получила название Книги пророков.

Все известные пророчества являются бесценными для еврейского народа и для всех верующих людей, так как на протяжении развития человечества, они несли в себе не только слово Божие, но моральные ценности для поколений будущего.

  1. Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора. Танах. Нормы Талмуда.
  2. Основные идеи учения иудаизма.
  3. Пророки и праведники в иудейской культуре.
  4. Храм в жизни иудеев. Обрядовая сторона иудаизма.
  1. Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора. Танах. Нормы Талмуда.

Иудаизм – религия евреев. Иудаизм является самым ранним образцом монотеизма в мировой традиции (VII в. до н.э.). Некоторые положения национальной религии иудаизма стали фундаментом двух мировых религий - христианства и ислама. Оформление иудаизма в качестве монотеистической религии проходило в несколько этапов:

· политеизм (пантеонов ваалов);

· выделение в рамках пантеона племенного божества (около XI в. до н.э.);

· реформа культа в 622 г. до н.э., закрепившая статус Яхве в качестве единственного бога.

В иудаизме Бог (Яхве, Иегова) предстает как всемогущий мира и создатель закона, Торы. Он признается не только единым по своей природе, в противовес дуалистическим концепциям Бога, но и единственным. Главный символ веры евреев, Шема («Слушай»), гласит: «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие 6:4). Деятельность Бога не ограничивается творением мира и Торы «в начале времен», декларируется его постоянное активное участие в делах мира (божественное провидение). Для обозначения его присутствия в истории еврейского народа возникает понятие Шехина (Присутствующий).

В рамках иудаизма находит оформление и концепция богоизбранного народа. Яхве заключает Завет (брит) с еврейским народом (Израилем), основанный на взаимных обязательствах: Израиль соблюдает послушание по отношению к Богу, в то время как Бог предоставляет покровительство своему народу. Цель этого Завета – создание народа святых и праведников, народа, который явился бы глашатаем для всего остального человечества, «светом для язычников», посредником между ними и Богом в деле установления божественного владычества на земле. Тесно связанным с данной концепцией оказывается и образ священной земли (Израиля, Палестины), которая выступает одновременно как условие и как символ выполнения завета.

Периодизация иудаизма:

1. Библейский (оформление системы верований и культовых практик, канонического текста Священного Писания).

2. Талмудический (разработка и оформление устного закона).

3. Раввинистический (формирование раввината в качестве религиозного института).

4. Реформационный (возникновение идеологии Гаскалы и движение за религиозную реформу).

Священное Писание иудаизма включает следующие части: Тора, Невиим (Пророки), Ктувим (Писания), в совокупности составляющие Танах (по первым буквам названий). В традиции иудаизма Танах оценивается как откровение; сама Тора была продиктована Моисею на горе Синай.

В древние времена богов в Иудее было несчетное количество. Всячески почитались идолы из драгоценных металлов, камня и дерева, которые стояли в домах и в общественных местах. Языческие обряды и жертвы стали повсеместной традицией. Рощи использ

Пасха изжила себя, хотя некогда была самым важным торжеством. Это прекрасное событие, посвященное памяти любви Бога к еврейскому народу и его спасения от плена египтян, это праздник из Ветхого Завета, который предвосхищал будущее, в том числе спасение Иисусом человечества от смерти и избавление от греха. Но традиции предков уже не соблюдались, и евреи перестали верить в Бога. Очаги веры еще кое-где сохранились, но потихоньку затухали, отдаляя народ от спасения и хороня его в языческой тьме.

Но и в это трудное время Бог не оставил людей и продолжал заботиться о погибающих. В частности, он послал пророка Иеремию, чтобы напомнить людям об истинной вере. Пророк иудеев убеждал всех в том, что главное - хранить свою веру. Однако слова пророка не были восприняты должным образом, и это вынудило Господа пойти на крайние меры. Чтобы прояснить разум людей, он послал иноземных захватчиков в Иудею. Через Иеремию он сказал, что в наказание за свое поведение иудейский народ будет пленен на семьдесят лет. Именно такой срок потребуется для того, чтобы люди осознали всю тяжесть своего греха.

В качестве инструмента в борьбе за мораль иудеев Бог выбрал вавилонян. Вавилон расположился на руинах Ассирии и наращивал свою военную мощь, наводя страх на всех соседей. Они мечтали о захвате новых территорий, и на их пути встала Иудея. Ее жители хотели сражаться за свою независимость, однако пророк иудеев убеждал их сложить оружие и помолиться Господу о своем прощении.

Иудеи не понимали, что Вавилон польстился на их земли не просто так: прежде всего, это наказание от Господа за греховные поступки всего народа и его правителей, за то, что люди отступили от своей веры и позабыли ее. Об этом говорил сам Бог. Однако никто не послушал Иеремию, сочтя его слова глупыми. И в 586 году до н.э. легендарный царь Вавилона Навуходоносор после длительной осады завоевал Иерусалим и разграбил его. Разрушения не избежал и иерусалимский храм, возведенный мудрым Соломоном в годы расцвета своего правления. Храм, олицетворявший присутствие Бога в Иудее и его величие, был сожжен до основания.

Все жители были пленены. Только самым бедным людям захватчики позволили остаться на своей родине, чтобы возделывать поля и обрабатывать виноградники. Итак, оказалось, что пророк иудеев был прав, и все несчастья, предсказанные им, сбылись. Иеремия стал очевидцем того, как исполнилась воля Бога. Пророк Иеремия не покинул Иерусалима. Он горько оплакивал незавидную участь города и людей, которые отреклись от Божьей помощи. Однако Бог не отвергнул иудеев и не послал беды на все человечество. Семьдесят лет предстоит провести иудеям в плену, и только после этого они смогут возвратиться. Но их ждет великая радость - Рождение Божественного Спасителя.