Использование приема антиципации на уроках литературного чтения в начальной школе. Антиципация — один из приёмов работы с текстом до чтения Механизм антиципации

Антиципация — предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события.

В задании вместо точек нужно вставить слово, которое Вы как бы предугадываете.

С правильностью Вашего выбора свериться можно ниже.

Брайн Трейси

Закон...................... информации разъясняет важный фактор успеха, который поможет вам добиться намного................., чем достигает среднестатистический человек. Этот.............. гласит: „В любом коллективе........................., усваивающий, обрабатывающий и применяющий наибольшее количество важнейшей.................................., со временем будет доминировать над всеми остальными".

Иначе говоря, закон усложнения..................................... утверждает, что чем больше знаний и опыта вы имеете в отношении конкретных потребностей вашей............................., тем больше вы......................... помочь своему коллективу............................ поставленных целей и преуспеть. Власть, положение, влияние и престиж сами притягиваются к................................, который приобретает, а потом наиболее эффективно ………………........ знания на всеобщее благо.

Знания и опыт дают вам.............................. распознавать знакомые черты в новых ситуациях. Чем больше повторяющихся сюжетов и тенденций вы в.............................. увидеть, тем быстрее вы можете ……………….......... решения и действовать в заданных условиях. Человек с такими............................. всегда высоко ценится в любой............................. и быстро поднимается по карьерной.............................. Его суждения и вклад ставятся очень высоко и оказывают огромное..........................на других людей и результаты работы всей.........................

Текст № 2. Будущее принадлежит людям знающим.

Если вы хотите добиться........................., .......................... помните, что будущее принадлежит людям знающим и компетентным. Оно принадлежит не тем, кто исполнен благих намерений, кто честен или............................ амбициозен, а тем, кто ……………....... хорошо делает то, что умеет........................ Будущее принадлежит....................., которые знают, как достигать результатов, и которые изо..................... в день пополняют и обновляют свои..................

Есть старая........................о том, что богатые богатеют, а бедные........................ Сегодня, однако, это не спор между теми, кто имеет...................., и теми, кто......................... меньше. Это состязание между теми, кто........................ больше, и теми, кто знает..................... В Америке наиболее значительная............................ в доходах наблюдается между теми, кто постоянно............................ свои знания и навыки, и теми, кто этого не делает.

Чтобы двигаться................................ быстрее, особенно в финансовой сфере, вы должны помнить: чтобы............................ зарабатывать, нужно больше учитъся. На своем нынешнем уровне знаний и умении вы далеко не уедете. Вас изнутри сдерживает некий стеклянный потолок. Если вы хотите........................ свои доходы и усилить способность зарабатывать, вы должны узнавать.............................информацию, новые идеи, ............................... новые навыки, которые вы сможете применять на работе, создавать прибавочную стоимость для своей компании и потребителей.

Ответы на задания:

Брайн Трейси

Текст № 1. Закон усложнения информации.

Закон усложнения информации разъясняет важный фактор успеха, который поможет вам добиться намного больше , чем достигает среднестатистический человек. Этот закон гласит: „В любом коллективе человек , усваивающий, обрабатывающий и применяющий наибольшее количество важнейшей информации , со временем будет доминировать над всеми остальными".

Иначе говоря, закон усложнения информации утверждает, что чем больше знаний и опыта вы имеете в отношении конкретных потребностей вашей организации , тем больше вы способны помочь своему коллективу достичь поставленных целей и преуспеть. Власть, положение, влияние и престиж сами притягиваются к человеку , который приобретает, а потом наиболее эффективно использует знания на всеобщее благо.

Знания и опыт дают вам возможность распознавать знакомые черты в новых ситуациях. Чем больше повторяющихся сюжетов и тенденций вы в состоянии увидеть, тем быстрее вы можете принимать решения и действовать в заданных условиях. Человек с такими способностями всегда высоко ценится в любой организации и быстро поднимается по карьерной лестнице . Его суждения и вклад ставятся очень высоко и оказывают огромное влияние на других людей и результаты работы всей компании .

Текст № 2. Будущее принадлежит людям знающим .

Если вы хотите добиться успеха , всегда помните, что будущее принадлежит людям знающим и компетентным. Оно принадлежит не тем, кто исполнен благих намерений, кто честен или просто амбициозен, а тем, кто очень хорошо делает то, что умеет делать . Будущее принадлежит людям, которые знают, как достигать результатов, и которые изо дня в день пополняют и обновляют свои знания .

Есть старая присказка о том, что богатые богатеют, а бедные беднеют . Сегодня, однако, это не спор между теми, кто имеет больше , и теми, кто имеет меньше. Это состязание между теми, кто знает больше , и теми, кто знает меньше . В Америке наиболее значительная разница в доходах наблюдается между теми, кто постоянно наращивает свои знания и навыки, и теми, кто этого не делает.

Чтобы двигаться вперед быстрее, особенно в финансовой сфере, вы должны помнить: чтобы больше зарабатывать, нужно больше учитъся. На своем нынешнем уровне знаний и умении вы далеко не уедете. Вас изнутри сдерживает некий стеклянный потолок. Если вы хотите увеличить свои доходы и усилить способность зарабатывать, вы должны узнавать новую информацию, новые идеи, осваивать новые навыки, которые вы сможете применять на работе, создавать прибавочную стоимость для своей компании и потребителей.

ОТЗЫВЫ

В 2012 г. программа «Скорочтение. Развитие памяти и внимания» дала устойчивый положительный эффект в скорости и качестве обработки информации (скорость опережает иногда меня:))

Светлана Фоминских о курсе «Скорочтение. Развитие памяти и внимания»

  • Стоимость в мини-группе: 7000 р. за 8 занятий
    Стоимость индивидуального занятия - 1300 р.
  • Прохождение курса помогает:
  • В несколько раз увеличивают объем скорость запоминаемой информации!
  • Темп чтения увеличивают минимум в 5, максимум – в 10 раз!
  • Умеют оперативно переключаться с одного вида умственной деятельности на другой!
  • В результате они экономят время при работе с документами, учебной и профессиональной литературой, развивают гибкость и нестандартность мышления, получают возможность быстро принимать точные своевременные решения.
Еще один феномен, требующий освещения в настоящем подразделе, это феномен антиципации. Под антиципацией понимают более раннее и/или тяжелое проявление симптомов наследственного заболевания у детей по сравнению с больным родителем. Хотя существование антиципации предполагалось в генетике достаточно давно, тем не менее многие известные генетики человека считали, что это статистический артефакт, обусловленный особенностями сбора семей для анализа (семьи, в которых родители были поражены тяжело, не имели детей и не включались в анализ).

Только относительно недавно был найден и проанализирован генетический механизм антиципации. Оказалось, что антиципация наблюдается достаточно часто при наследственных заболеваниях, обусловленных особым новым типом мутаций, связанных с расширением зоны тринуклеотидных повторов. Этот тип мутаций называют еще динамическими мутациями. Тринуклеотидные повторы встречаются в генах нередко. Они найдены в экзонах, интронах, в 5- и 3-нетранслируемых областях генов.
Как следует из названия, тринуклеотидные повторы представляют собой повторяющиеся последовательности из трех нуклеотидов (например, CGG). Во многих случаях эти повторы не имеют каких либо специфических проявлений, т.е. бессимптомны. Однако в некоторых генах данные повторы во время мейоза и в результате кроссинговера могут расширяться, т.е. число повторов увеличивается, что приводит к появлению наследственного заболевания.

При этом число тринуклеотидных повторов должно превысить некий численный порог, разный для разных генов и соответственно заболеваний. Так, в гене миотонической дистрофии в норме содержится от 5 до 30 CTG повторов в 3-нетранслируемой области гена DMPK. Если число повторов увеличивается до 50, то могут появиться отдельные симптомы заболевания. При числе повторов, превышающем 100, миотоническая дистрофия начинает проявляться раньше, но все же у взрослых. При числе повторов 400 и более заболевание начинает проявляться в детстве. Механизм, обусловливающий увеличение числа повторов в мейозе, остается неясным.
В настоящее время феномен антиципации - хорошо установленный факт для целого ряда неврологических заболеваний, таких как хорея Гентингтона, миотоническая дистрофия, некоторые формы спиноцеребеллярных атаксий (все наследуются аутосомно-доминантно), синдром ломкой Х-хромосомы (наследуется Х-сцепленно), атаксия Фридрейха (наследуется аутосомно-рецессивно). Если тринуклеотидные повторы располагаются в белоккодирующей части гена, то в результате их расширения образуется мутантный белок с приобретенной функцией.

Это характерно, например, для хореи Гентингтона, когда расширение зоны тринуклеотидных повторов CAG приводит к удлинению полиглутаминового тракта в белке, который называют гентингтином, о чем уже упоминалось в настоящей главе. Если повтор присутствует в нетранслируемой области гена, то его расширение может повлиять на экспрессию гена, как это происходит при синдроме ломкой Х-хромосомы. Кроме тринуклеотидных повторов, расширение которых ведет к наследственной патологии, известны также наследственные болезни, обусловленные расширением зоны тетрануклеотидных повторов (CCTG при миотонической дистрофии 2-го типа) и пентануклеотидных повторов (АТТСТ при спиноцеребеллярной атаксии 10-го типа).

Как отмечалось выше, проявление генов структурных белков обычно наблюдается в тех тканях и органах, где они активны.
Однако это не характерно для генов наследственных болезней обмена веществ. Обмен веществ у человека представляет собой строго скоординированное взаимодействие большого числа метаболических путей. Различают обмен углеводов, липидов, аминокислот, мукополисахаридов и т.д., которые состоят из цепей последовательных реакций превращения определенного субстрата, где каждая реакция осуществляется специальным ферментом. В метаболизме играют важную роль внутриклеточные органеллы, такие, например, как митохондрии, лизосомы или пероксисомы, белки, обеспечивающие транспорт внутри клеток, рецепторы, расположенные на поверхности клеток, и другие белки.

Наследственные болезни обмена веществ насчитывают сотни нозологических единиц, что в определенной степени отражает сложность генетического контроля метаболизма. Как уже отмечалось, большинство наследственных болезней обмена наследуется аутосомно-рецессивно либо Х-сцепленно рецессивно, а мутации в генах, которые их обусловливают, относятся к мутациям, приводящим к утрате функции.
При наследственных дефектах ферментов, многие из которых синтезируются в клетках печени, иногда невозможно предсказать, какая ткань или орган будут поражены. В качестве примера можно привести фенилкетонурию, при которой в большей степени страдают мозг и нервная система, чем остальные органы. До сих пор обсуждается вопрос, является ли причиной этого накопление в крови фенилаланина и промежуточных продуктов его метаболизма.

Сходным образом трудно объяснить симптомы такого наследственного заболевания, как «болезнь, при которой моча имеет запах кленового сиропа». Это рецессивное заболевание связано с дефектом мультимерного ферментативного комплекса, известного как декарбоксилаза α-кетокислот с разветвленной цепью. Комплекс кодируется по крайней мере четырьмя генами и участвует в метаболизме таких аминокислот, как валин, лейцин и изолейцин. В случае мутации в любом из генов в крови и моче повышается уровень этих аминокислот и моча начинает пахнуть кленовым сиропом. У младенцев с этим заболеванием наблюдаются дегидратация, анорексия и апатия, затем развиваются судороги и спастика. При отсутствии лечения нарастает коматозное состояние и наступает смерть.

При наследственных болезнях обмена веществ, когда возникает ферментативный блок на пути превращения того или иного субстрата, патогенетически значимыми оказываются накапливающиеся метаболиты и продукты их альтернативных превращений. Именно поэтому трудно предсказать, для каких тканей и органов эти накапливающиеся метаболиты будут токсичными, но чаще всего ими поражается головной мозг и нервная система.

Наверное, каждый хотя бы однажды ловил себя на мысли: то, что происходит, уже когда-то было или нечто, очень похожее, уже случалось. Бывало, что возникало такое чувство, будто знаешь, что произойдет в следующую минуту. Странно, но довольно часто мы знаем, что скажет или сделает собеседник, правда не всегда осознанно. Все это в житейской психологии называется интуицией, а в научном мире - антиципацией , оба определения сводятся к тому, что люди неким образом могут получать информацию, недоступную органам чувств, тем не менее, информация воспринимается с помощью бессознательного восприятия, такая способность была признана шестым чувством.

Феномен антиципации мало изучен, он интересен тем, что его описывают восточные религии как метод самопознания, в науке же антиципация - психофизиологический феномен, которым обладает и пользуется каждый, даже не догадываясь об этом.

Это явление изучается с незапамятных времен, шаманы, духовные наставники, провидцы - «интуиты», следуя определению К.Г. Юнга, до сих пор существуют.

Итак, первая попытка научного объяснения интуиции пришло благодаря К.Г. Юнгу, именно он выдвинул теорию о коллективном бессознательном, как о вместилище бесформенных идей. К. Г. Юнг говорит о существовании универсального мышления, которое происходит повсеместно, и которое получило название коллективное бессознательное. Из этого следует, что каждый человек располагает громадным потенциалом знаний и опыта. Интуиция обеспечивает прямую связь между сознанием и коллективным бессознательным, что позволяет осмысленно интерпретировать опыт и в нужный момент безошибочно направлять духовную активность (предугадывать будущее). Позже похожую идею выдвинул Вернадский в своей концепции ноосферы.

Основой для подобных предположений является то, что интуитивные озарения всегда приходят внезапно - в интуитивных процессах отсутствует процесс принятия решений, это - вопрос-ответ, человек даже не задумывается, почему. Так было совершено множество великих открытий, например, открытие Ньютоном закона всемирного тяготения. Антиципация включена практически во все жизненные события.

Проблема изучения антиципации заключается в сложности выделить нормы развитости интуиции. Понятно лишь то, что это связанно с особым типом восприятия, которое воспринимает ту информацию, которая недоступна другим каналам восприятия.

Доктор Уинслоу Холл выделяет три пути (вида) познания окружающего мира:

  • путь Красоты - человек находит нечто близкое, необычное и красивое в обыденных вещах. Это эмоциональный путь, необычное видение реальности.
  • путь Интеллекта - интенсивное фокусирование на происходящем, проблеме, чтобы понять причины ее возникновения (формальный аспект).
  • путь Души - этот путь включает себя и вышеперечисленные, но он руководствуется еще и внутренними побуждениями, вызванными созерцанием действительности и ее восприятием.

Личные чувства и желания отходят на второй план, интуиция является объективным взглядом на действительность, всякое чувство и эмоция будут ее сбивать. Позже данное предположение было подтверждено в различных исследованиях.

Интуиция является вектором для мысли, подобно ощущению, которое провоцирует чувство. Интуиция «интересуется исключительно неосязаемым, и, будучи независима от времени, она независима также от чувства». Это во многом объясняет, почему ответы могут приходить совершенно неожиданно и инстинктивно.

Интуиция, хотя и не осознаваема, но все же направляет активность человека. По мнению доктора Диббли из Восточного Колледжа Оксфорда, существует два типа мышления:

  • таламус, как область локализации инстинктивных реакций;
  • кора головного мозга - местонахождение связанных между собой способностей интеллекта и интуиции. Эта позиция хорошо согласовывается с восточным учением, которое связывает функционирующий и координирующий центр всей низшей природы с областью гипофиза, а точку контакта высшего «Я» и интуиции - с областью шишковидной железы.

Таким образом, получается, что человек осознает информацию от неких каналов восприятия (души), и, как правило, это восприятие верно. Когда человек может не только воспринимать и осознавать интуитивные знания, но и руководствоваться ими, он достигает более высоких уровней развития. Когда такое восприятие слишком высоко развито, эти переживания захватывают сознание и человек теряет контроль над ситуацией, так как начинает видеть знаки там, где их не может быть.

Интуиция, как правило, спонтанно возникает и так же исчезает, обычно проявляясь особо сильно в экстремальных ситуациях и при проблемах. Интересно, что она действительно мгновенно решает многие проблемы, но только когда человек отпускает ситуацию, не пытается руководствоваться стереотипами и принимает происходящее.

Удивительно, насколько схожими оказались духовные представления с результатами современных исследований антиципации.

«У сердца свои доводы, которых не знает разум»,- писал французский физик Блез Паскаль. Три столетия спустя, ученые доказали, что Паскаль был прав. Часть человеческих мыслей - мысли контролируемые (хорошо обдуманные и сознательные), а какая-то, гораздо большая, мысли машинальные (пассивные и бессознательные). Автоматическое мышление работает «за кадром», оно незаметно логике. Каждую секунду организм воспринимает как минимум 10 миллионов битов (80% - визуально, как зрительное восприятие цветов и форм) информации. Мозг не в состоянии обработать всю эту информацию и лишь от 20 до 30 ощущений становятся осознаваемыми, то есть примерно одна трехсоттысячная (0,00003). Ощущения всегда, даже неосознанно, воспринимаются в бессознательных сравнениях с тем, что уже было ранее.

Избирательность восприятия есть и в бессознательном, так человек привыкает и не замечает (сознательно) бой часов или звонок чужого телефона, а услышав свою мелодию, реагирует не задумываясь. Исследования показывают, что абсолютно все, что происходит с человеком - его телом, зрением, слухом и т.д., воспринимается и сохраняется в кратковременной памяти. Бессознательное слышит все, даже если сознание отключено. Например, американский психолог Дэниел Шактер зачитывал пациентам, лежавшим под наркозом, перечни слов, а потом, когда они возвращались к действительности, предлагал им на выбор несколько списков слов. Как правило, люди выбирали слова из «знакомого списка» - из того, что был зачитан им в час операции. На бессознательном уровне мозг не только накапливает информацию, но и взвешивает, оценивает и сортирует ее.

Мозг интуитивно выуживает из огромных массивов сведений нужные, важнейшие для себя. Важная информация переходит в интуитивный опыт. С точки зрения физиогномики, у человека возникает напряжение, когда мимика не соответствует сказанному собеседником, - все так или иначе в разной степени способны читать друг друга. Пока наше сознание анализирует сказанное, подсознание впитывает увиденное. Метод НЛП основан от части, на бессознательных ассоциациях мало кто поймет, что собеседник ему приятен отчасти потому, что в его речи присутствуют фразы или жесты любимого человека, однако ассоциативно, он ему быстрее доверится.

Успехи многих мошенников, будь то экстрасенсы или карточные шулера, тоже заключаются в прекрасном знании физиогномики, позволяющем им выведывать многие секреты сидящих рядом людей.

Живя обычной повседневной жизнью, человек обладает набором стандартных реакций, но в нестандартных ситуациях личность нуждается во внешнем толчке, им может быть случайно произошедшее событие, оно является катализатором бессознательных (интуитивных) идей.

Откуда же берется бессознательное знание? И почему некоторые люди хвалятся своей феноменальной интуицией, а другие все время наступают на одни и те же грабли.

Определение интуиции как механизма интуитивного опыта, дает достаточно полное объяснение данному феномену. Интуитивный опыт, обладает своеобразными свойствами, он бессознателен по двум причинам:

  • во-первых, он образуется помимо воли человека и вне поля его внимания;
  • во-вторых, он не может быть произвольно актуализирован личностью и проявляется только в определенной ситуации.

Ничего не исчезает в никуда и не берется из неоткуда - все, что не попадает в поле человеческого внимания, не исчезает совсем, но и не доступно сознательному контролю. Интуитивный опыт накапливается вне сознательного желания человека, проявляется только в его действиях или в ситуациях, похожих на ранее случавшиеся, чаще всего когда все остальные логические варианты решения проблем закачиваются. В бессознательном постоянно происходит процесс сравнения того, что происходит с тем, что было ранее.

Это иллюстрируется в следующем эксперименте: испытуемому давалась задача, где сознательно стремясь к некоторой цели, он попутно должен был совершить ряд предметных преобразований, непосредственно на достижение этой цели, не направленных. Таким образом, в этой задаче формируется как прямой, так и побочный продукт действия.

Например, различения прямого и побочного продукта (Пономарев Я.А.). Ветер из открытого окна сдувает находящиеся на столе бумаги. Чтобы они не улетали, работающий за столом пользуется каким-либо тяжелым предметом. При этом ему безразлично, был ли это камень, пепельница или что-либо еще, и какое место занял предмет на листе бумаги.

Прямой продукт действия здесь связан лишь с некоторыми свойствами предмета (объем, масса), существенными с точки зрения цели действия. Другие же свойства предмета (цвет, текстура, некоторые особенности формы) и его положение на листе, образуют побочный продукт, не связанный непосредственно с успехом действия.

Таким образом, все, что происходит с человеком, происходит как бы в двух измерениях:

  • реальность деятельность - непосредственное достижение цели, сознательный процесс, настоящее;
  • интуитивный - личность воспринимает абсолютно все происходящее, но в силу слишком большого объема информации, не осознает большую ее часть.

Необходимым условием для активной работы интуиции является полный отказ от интеллектуализирования и попыток осознать интуитивное чувство, как оказалось, логика полностью блокирует интуицию. При столкновении с проблемной ситуацией, человек вначале использует готовые логические способы решения. Однако, если проблема является для личности творческой, нестандартной, этих способов оказывается недостаточно. Личность обращается к интуитивному опыту, фиксируясь на тех свойствах и отношениях, которые не доходят до уровня логического осознания.

Так, в эксперименте, проводимом Пономаренко Я.А. явно прослеживается разнонаправленность интуиции и логики: политипная панель, где от испытуемых требовалось надеть по определенным правилам серию планок на панель. Форма итогового расположения планок на панели была побочным продуктом действия. После того как испытуемые относительно легко выполняли задание, им давалась следующая задача, состоявшая в нахождении пути в лабиринте. Идея эксперимента заключалась в том, что оптимальный путь в лабиринте повторял по форме итоговое расположение планок в задаче «Панель». Результат оказался следующим: если в обычных условиях, проходя лабиринт, испытуемый совершал 70-80 ошибок, то после решения задачи «Панель» - не более 8-10. Самое удивительное, однако, состояло в том, что стоило только потребовать от испытуемого объяснять причину выбора пути в лабиринте, как число ошибок резко возрастало. Когда испытуемым задавали этот вопрос на середине пути, совершившим до того 2-3 ошибки в начале, во второй половине пути они совершали 25-30 ошибок (Я.А.Пономарев, 1976). Следовательно, человек может функционировать в различных режимах. В хорошо осознанном логическом режиме, человек не имеет доступа к своему интуитивному опыту. Если же он опираются на интуитивный опыт, тогда сознательный контроль и рефлексия действий невозможны. Как только человек прислушивается к тому что слышит, тут же включается анализ, а значит и сомнения в правильности действий.

Практический жизненный опыт, основа интуитивного опыта - то что однажды случилось, останется в навсегда в дальних уголках психики. Интуитивный опыт ригиден, и может задавать стереотипы, так как это как бы воспоминание и сравнение новое не может быть объективно воспринято. Так например, может не нравится определенный тип людей, в таком случае интуиция подскажет опасность от общения, но может и ошибиться поскольку нет абсолютно одинаковых людей, даже в чем-то очень похожих между собой.

Как часто человека, который всегда прав, называют мудрым, умным, сообразительным, кто-то скажет это - везение, а кто-то опять же скажет, что дело в феноменальной интуиции. На самом же деле, умение быстро понять суть проблемы, увидеть ситуацию в целом и решить ее молниеносно возможно только с помощью интуитивного опыта.

  • логическое мышление - это цепочка, от деталей формируется образ целого;
  • интуитивное мышление - это целостный образ, в котором детали далеко не всегда важны, они отходят на второй план, они учитываются, но бессознательно;

Герберт Саймон приводил аналогию с шахматистами: люди, умеющие играть в шахматы, не очень различаются размером кратковременной памяти, которая необходима для этой игры, но все же одни побеждают, а другие нет. Саймон предположил, что они обладают большим количеством паттернов, описывающих типичные пешечные и фигурные структуры на шахматной доске. Столкнувшись с новой позицией, хороший шахматист видит не 20-30 разрозненных фигур, а несколько знакомых конфигураций. Возможно, природа интуиции заключается в способности мгновенно ухватить ситуацию благодаря наличию соответствующим образом структурированного прошлого опыта. Паттерны в долговременной памяти способствуют формированию репрезентации проблемной ситуации и путей ее решения (Саймон).

Любой опыт индивидуален, процессы формирования и применения интуитивного опыта различны. Это может касаться: а) скорости образования этого опыта, его обширности и стойкости; б) способности к его применению.

Видов интуиции бесчисленное количество, у композитора одна у художника не такая как у поэта. Каждый обладает индивидуальным архивом неосознанного опыта, а мышление каждого включает в себя разнообразные образы/сценарии:

  • теоретический - если человек отдает предпочтение логике и мыслит понятиями, образы интуиции соединяются с теоретическими знаниями и человечество получает новое открытие;
  • практический - практик всегда стремится оптимизировать свою деятельность и естественно, что интуитивный опыт направлен на решение такой задачи. Особенно часто его применяют в технике и маркетинге.
  • эмоциональный (эмпатия) - человек эмоционально чувствительный, мыслящий таким образом, развивает психологическую интуицию. Быстро понимает и оценивает собеседника, чувствует его потребности. Объективные логические знания не могут позволить психологу почувствовать клиента. Примером профессиональной интуиции являются проективные методики: вроде бы все понятно и есть общие стандарты интерпретации, но разные люди с разной интуицией (опытом), все же могут их трактовать по разному. Человек, создающий художественный образ - будь то художник, композитор, архитектор или писатель, черпает материал для своих произведений из богатства собственных переживаний. Они находятся в распоряжении творческой личности, если человек намеренно, с постоянной настойчивостью поддерживает в себе установку на поиск. Эти интуиции так же могут переплетаться между собой в зависимости от того, какой вид мышления необходим для конкретного вида деятельности, возникают разные интуиции.
  • непосредственное предвидение - интуитивное восприятие ситуации, происходящей с другими людьми и т.п. Связанно с тонкими сферами - это наиболее сложный тип, так как, люди обладающие такой интуицией воспринимают огромный поток информации, но в сознание проникает больший объем информации по сравнению с другими людьми, и не всегда может с ней справится. Так например, современные ученые объясняют феномен немецкого ясновидца Вольфа Мессинга. Он мог найти кошелек спрятанный в зрительном зале, лишь держа за руку его обладателя. Данный феномен, объясняется очень развитым восприятием и чувствительностью, так как этот номер осуществлялся путем измерения пульса, (он ходил по залу и в какой то момент выбирал сектор, затем сокращал пространство) и в итоге находил кошелек, для усиления эмоциональный реакции он говорил «а найдем ли мы эти денежки».

Поскольку, интуиция всегда бессознательна, все люди обладают различной чувствительностью и модальностями, соответственно и способы проявления интуиции различаются:

  • Интуиция как инстинктивная реакция - это базовый уровень, все люди, так или иначе сталкивались с такими ситуациями, чувство опасности или дискомфорта во внешне нормальной ситуации. Можно назвать ее инстинктом самосохранения, это защитные механизмы.
  • Диспозиционная интуиция - существуют различны причины предрасположенности человека к определенным действиям. Такие паттерны поведения нередко ведут к неосознаваемому выбору решения, которое, как кажется человеку возникло непонятно как, но на самом деле обусловлено имеющимися у него позициями - начиная от устойчивых черт характера и кончая моментальными психическими состояниями.
  • Перцептивная (чувственная) интуиция - она связанна с бессознательным восприятием и обратной информации в сознания (субсенсорное восприятие). Повышенная внимательность, сознательная и неосознаваемая к деталям ситуации. Эту интуицию можно назвать социальной, так как она сопровождает все грани общения. Хороший коммуникатор, обладает развитой чувственной интуицией.
  • Ассоциативная (имажинативная) интуиция - наглядно-образное мышления, в процессе, которого выстраиваются длинные ассоциативные цепочка образов. Ассоциации проходят бессознательно, а на уровень сознания всплывают лишь «интуитивно» полученные итоги комбинирования, анализа и синтеза.
  • Логическая интуиция - хотя интуиция не работает при активности сознательной логики, А.С. Кармин полагает, что в некоторых случаях, логические операции, происходят настолько стремительно, что окончательный результат является человеку «сам собой», как не опосредованная, внезапная догадка
  • Эвристическая интуиция - связана с бессознательными механизмами взаимодействия между чувственно-наглядными образами и понятиями. Переход от понятия к образу и наоборот.

Психофизиологически, это вполне объяснимо, любая эмоция вызывает физиологическую реакцию выражающуюся в изменении пульса и т.д..

Легко объяснить, но как много людей, смогут повторить этот трюк, почувствовать мельчайшие изменения пульса? Сам Мессинг утверждал, что он не знает, как это работает и возможно он говорил правду, его способности обусловлены чрезвычайно развитым опосредованным восприятием и вниманием к мельчайшим изменениям, а значит богатым интуитивным опытом.

Бессознательное воспринимает все происходящее, и только некоторая информация выходит на уровень сознания и еще меньше действительно осознается, поэтому великих шахматистов, художников и иллюзионистов так мало. На самом же деле каждый обладает такой сверхчувствительностью, мозг действительно знает правильный ответ намного раньше, чем человек осознает некую закономерность. Исследователь из университета Айовы (США) Антонио Дамасио, вполне валидно доказывает это, результатом следующего опыта.

Перед испытуемым лежали четыре колоды карт: две - голубого цвета, две - зеленого. На каждой карте была указана сумма, которую игрок должен был получить или отдать в банк. Перед началом игры никто не догадывался, что в голубых колодах были крупнее и выигрыши, и суммы, которые предстояло потерять, а в зеленых - выигрыши были скромнее, зато выпадали чаще. Переворачивая карты наугад, игроки примерно через полсотни попыток соображали, что к чему, и теперь брались лишь за зеленые карты, не желая терять деньги. Однако датчики температуры и влажности, закрепленные у них на руках, свидетельствовали, что интуитивно они «знали все» уже через десяток попыток. С этого момента их организм испытывал стресс всякий раз, когда они брались за карту голубого цвета. Но им потребовалось еще сорок «проб и ошибок», чтобы «дойти умом »до нужного решения. К этому времени их организм уже «бил в набат»: их руки начали потеть от напряжения. По-прежнему не в силах обосновать свой выбор, они все-таки делали его. Таким образом «человек не знает того, что он уже знает»

Взаимосвязь социального и интуитивного опыта

Любой психологический феномен находит свое отражение в социальных отношениях. Естественно, что антиципация является чрезвычайно важной во всех сферах социальных отношений. Незаметно, зато очень эффективно, в бессознательном присутствуют следующие элементы:

  • схемы - шаблоны мышления - автоматически, интуитивно, избирательно руководят восприятием и интерпретацией опыта. Неважно, что было сказано, важно, что было услышано, часто это разные вещи все зависит, от того, как личность автоматически интерпретирует звуки, а это обусловлено личным опытом и соответствующими установками;
  • эмоциональные реакции - мгновенные реакции, нет времени на обдумывание. Один-единственный мельчайший нейрон передает информацию от глаз или ушей к сенсорному распределительному центру мозга (таламусу) и обратно к центру эмоционального контроля (амигдале) еще до того, как мыслительный процесс понимает, что-то произошло (Ledoux, 1994, 1996);
  • компетентность (антиципационная) - человек может интуитивно знать ответ на вопрос. Ситуация сама подскажет, какая информация хранится в памяти накопленной из опыта и как ей воспользоваться. Так, мастера игры в шахматы интуитивно распознают стандартные комбинации, которых новички не замечают. Люди выбирают, с кем из незнакомцев заговорить в новой компании.

Одни вещи - факты, имена, события прошлого - запоминаются эксплицитно (сознательно); другие - навыки и привычки - имплицитно (косвенно), без явного осознания того, что человеку это известно.

Еще одно доказательство интуитивного видения - случаи слепоты. Люди, потерявшие из-за хирургического вмешательства или инсульта часть коры головного мозга, могут обладать функционально ограниченным полем зрения. Глядя на ряд нарисованных палочек, попадающих в эту «слепую область», такие люди утверждают, что ничего не видят. Правильно угадав, какие палочки перед ними - вертикальные или горизонтальные, они искренне удивляются, что все было верно. Это свидетельствует о наличии скрытого знания: люди на самом деле знают больше, чем им кажется. Ученые предполагают, существование микроэлементов сознания - единицы параллельной обработки информации, действующие незаметно (Д. Майерс).

Пациенты, больные прозопагнозией, страдают из-за нарушения в области мозга, ответственной за распознавание лиц. Они могут смотреть на родные лица, не узнавая в них своих близких. Но интуитивно они их узнают и эмоционально реагируют - сердце бьется сильнее, и это физиологический признак неосознанного узнавания.

Хотя подсознательные стимулы не превышают порога сознательного восприятия, они все же фиксируются. Если человеку показывать геометрические фигуры, затрачивая менее 0,01 секунды на каждую, он скажет, что видел не более чем вспышку света. Однако впоследствии отдаст предпочтение тем формам, которые видел. Они интуитивно видят то, чего не рассмотрели сознательно. Такое распределение снимает часть нагрузки с сознание и переводит многие действия в автоматизмы.

В социуме существуют некие правила и модели поведения: с друзьями, подчиненными, любимыми, начальством, новыми знакомыми и т.д., но никто и нигде не изучает эти модели, при этом все их соблюдают в той или иной степени. Психологи могут трактовать символику невербального поведения, однако люди других профессий так же, хотя и неосознанно, могут подстроится к собеседнику, почувствовать какую именно модель поведения следует избрать в данный момент.

Как человек составляет знание о собеседнике? Разве люди говорят друг о друге? Как правило, на первых этапах знакомства люди говорят на общие темы о чем-то, при этом состояние собеседника улавливается периферией сознания. При этом жесты и мимика не интерпретируются сознанием, а переходят непосредственно в интуитивный опыт. При общении и восприятии собеседника правое полушарие принимает активное участие, так как составляет образ собеседника. Такие особенности сознания объясняют, почему многие интеллектуально одаренные люди не могут адаптироваться в обществе, и в целом имеют меньше социальных контактов, они пытаются использовать интеллект и найти логические связи в ситуациях, где нужно накапливать интуитивный опыт и идти за чувствами, а не за готовыми моделями (стереотипами поведения).

Слишком частое обращение к интуиции также препятствует установлению благоприятных социальных контактов. Люди искусства часто сами указывают на свою интуитивность. Творческий человек испытывает сложности в общении, так как его ощущения - его реальность, поэтому произведения поэтов и художников передают энергию автора, но сам автор не следует общим стереотипам поведения. Интуиция, возможно, связана со способностью передавать «смысл» произведением Дух, этот очень трудно сформулировать, но его можно передать. Понимание «духа» самых тонких граней общения, ситуации, профессии может быть связано с интуитивным опытом.

Можно предположить, что способность к сверхчувствительному восприятию, если только она существует, также связано с интуитивным опытом. Говоря об интуиции, трудно не вспоминать эзотерику и прочие ненаучные, но такие загадочные и старинные верования, человека всегда тянет к чему-то мистическому. Эта притягательность интуитивна, и с помощью духовных практик, можно построить свой бизнес. Дело в том, что интуицию может услышать только «свободный разум» и уверенность в себе. Если человек уравновешен и находится в расслабленном состоянии, он может накапливать интуитивный опыт, а затем, услышав интуитивные сигналы, следовать им. Есть народное поверье «своим предсказывать нельзя», дело в том, что интуиция безоценочна, это объективность - в случае же с близкими людьми включаются чувства, желания, страхи - естественно, отношение к полученной информации будет субъективным. Оценка ситуации и чрезмерная заинтересованность в ее решении уводят человека по ложному пути.

Антиципация непосредственно связана с личностными свойствами. Взаимосвязь прогностической компетентности со свойствами личности, обеспечивающими успешность адаптации (уравновешенность, общительность) являются прямыми, а со свойствами личности, обуславливающими нестабильность психической сферы (невротичность, депрессивность, реактивная агрессивность, эмоциональная лабильность) являются обратными. Таким образом, неразвитая интуиция указывает на возможные нарушения в системе психической адаптации личности (Н.П. Ничипоренко, 2006). У невротизированных или психически больных личностей эти механизмы нарушены, более подробно об этом будет сказано позже.

Механизм возникновения интуиции

Часто люди не могут адекватно оценить силу воздействия того или иного фактора, а вот бессознательное с удовольствием воспользуется этой информацией. Случается так, что факторы, оказывающие наиболее сильное влияние, воспринимаются как безобидные, а незначительные факторы - напротив, как очень важные. Так, Ричард Нисбетт и Тимоти Уилсон (Richard Nisbett & Timothy Wilson, 1977) попросили студентов Мичиганского университета высказать свое мнение о документальном фильме. Пока часть из них просматривали фильм, снаружи ревела мощная электропила. Многие из студентов решили, что этот душераздирающий вой повлиял на их оценку фильма. Однако это не так: их оценка почти полностью совпала с реакцией тех, кто смотрел фильм, не отвлекаясь на шум. Не познав себя, другого не увидишь: многие не могут точно описать свое поведение в той или иной ситуации, если подобных, в их жизни еще не случалось, не все способны прогнозировать свое поведение (без прошлого не узнаешь будущего).

Основой интуиции является опыт, на нем базируются последующие сравнения, соответственно, если у человека по какой-то причине его недостаточно, то и сильной интуиции в данной области у него быть не может. Опытные врачи гораздо чаще ставят диагноз интуитивно, чем осознанно. Медицинские тесты, которые еще необходимо правильно расшифровывать, часто служат лишь еще одним рациональным подтверждением интуитивных знаний.

В интуитивном процессе участвуют три типа мышления:

  • Интеллектуальное - сознательное восприятие ситуации, ее анализ и т.п.;
  • Дивергентное - средний блок восприятия, который трансформирует информацию и выделяет важные детали. Так человек пересказывает не всю ситуацию или диалог, а суть и свое ее восприятие;
  • Бессознательное - образное восприятие ситуации и информации, собственно именно в нем остается интуитивный опыт;

Взаимодействие этих типов биполярно: логически человек проживает ситуацию, дивергентное мышление пропускает (трансформирует) информацию и важные ее детали переходят в бессознательное. На оборот, в определенной ситуации, бессознательное актуализирует опыт и в данном случае дивергентное мышление, является интуицией, так как сознание включается в последний момент, часто постфактум.

Как уже было сказано, расслабленность и готовность воспринимать информацию, помогает слышать интуитивные ответы. М. Люшер выделяет четыре нормальных чувства себя для гармоничного самоощущения и развития интуиции:

  • самоуважение - принятие себя и своих чувств (самопознание);
  • уверенность в себе - важно не только слышать, но и довеять услышанному. Все так или иначе идут за лидером, но далеко не у каждого хватит смелости пойти за собой.
  • внутренние удовлетворение - внутренне уравновешенный человек, это умение совмещать интуитивный опыт и мышление для его понимания, а не рационализирования;
  • внутренняя свобода - открытость перед собой, умение чувствовать свой организм и духовные потребности. Творческие люди, как правило, свободны, однако немногие знают, что делать с этой свободой.

Нормальные чувства себя находятся в постоянном динамическом процессе. Они превращаются в негативные «атрибуции», если вместо уверенности в себе появляется «приобретенная беспомощность» или депрессия, если вместо самоуважения закрепляется приобретенное чувство неполноценности. Творчество спасает от этих невротических чувств, потому что во время творческого процесса, невротические чувства остаются выключенными. Поэтому арт-терапия так эффективна .

Иногда неосознаваемые образы совпадают с представлениями мышления Момент конгруэнтности переживания-гештальта и представления-гештальта (по терминологии М. Люшера) можно назвать «внезапной мыслью» или «озарением», потому что этот момент вспыхивает и сверкает, как молния. Это и есть - интуиция.

Суеверия, откуда они берутся и куда пропадают, почему сны имеют значения, сонники и гороскопы работают? Интуицию всегда старались приписать чему-то мистическому, поэтому суеверия тесно с ней связаны. Не у всех и не всегда сбываются предсказания, но если бы закономерности не было совсем, их попросту не существовало бы. Например, сонник: во-первых, не всем людям снятся сны, во-вторых, не все их помнят и, наконец-то далеко не каждый пойдет их толковать. Но если все же пойдет, то пойдет искать книжку дома на полке. Исходя из вышеприведенных теорий, человек к тому времени как увидит трактовку, интересующего сна, уже будет знать на него ответ, исходя из его интуиции. А если предположить, что где-то раньше он уже слышал эту трактовку, можно прийти к выводу, что этот сон был посланием бессознательного, а интуитивный опыт сконструировал образ и передал именно через понятный сознанию образ.

Уже говорилось о том, что только психически здоровая личность обладает адекватной антиципацией (антиципационной состоятельностью). Клинические исследования под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимают способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением (В.Д. Менделевич, 1996), таким образом, у человека с психическим заболеванием будут наблюдаться отклонения и в эффективности его антиципации. Так, при шизофрении нарушена опора на вероятностную структуру прошлого опыта, поэтому больные с большей легкостью извлекают из прошлого опыта маловероятные ассоциации и редко делают успешные высоковероятные прогнозы (И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников, 1978). У пациентов с невротическими расстройствами прогностическая некомпетентность имеет статус преморбидного фактора. Haблюдается снижение антиципационных способностей по всем параметрам (временному, пространственному, личностно-ситуативному), они не доверяют и не чувствуют себя, пытаются все предусмотреть и учесть, таким образом все, что им мог бы сказать их опыт блокирутся сомнениями. Присутствует склонность к моновариантному типу прогнозирования, предпочтение благоприятных исходов; как следствие такие люди подвержены обидам, разочарованиям, кризисам, обладают низкой стрессоустойчивостью (В.Д. Менделевич, 1996). Исследования неврологов показывают, что нарушения способности преднастройки, готовности прогнозировать и просчитывать вероятность предстоящих событий, является одной из причин возникновения неврозов. Неумение преднастраиваться к собеседнику изолирует личность

При эпилепсии прогнозирование строится по моновариантному типу, снижены временная и личностно-ситуативная прогностическая компетентность; испытуемые с психастеническим и тревожно-фобическим синдромами склонны к поливариантному прогнозу, т.е. планируют большое количество возможных исходов события, но делают это некачественно, мало учитывая их вероятность, плохо прогнозируют социальные ситуации и поведение других людей (В.Д. Менделевич, 1988). Истерические личности не способны структурировать время, не запоминают ошибочные прогнозы, предпочитают прогнозировать только радостные события и благоприятные исходы; личности с шизоидными расстройствами отличаются моторной неловкостью и испытывают трудности экстраполяции конкретного жизненного опыта в силу высокой концентрации на внутреннем мире; эмоционально-неустойчивые ригидны и малоуспешны в предвидении коммуникативных ситуаций; при параноидных расстройствах подозрительность и эгоцентризм обусловливают склонность к негативным прогнозам и нечувствительность к иным вариантам исхода, кроме собственного (А.Э.Узелевская, 2002).

Таким образом, согласно этим исследованиям, антиципационная компетентность - это одно из свойств здоровой личности. В контексте защиты личности и приобретения нового опыта, бессознательное не только сохраняет его, но и конструирует воспоминания. Многие воспоминания - это «откорректированные данные», хранящиеся в банке памяти. Психика конструирует воспоминания, переосмысливая информацию по-новому. Это представление о том, как все должно было быть в прошлом, с теперешних позиций личности. Таким образом (на подсознательном уровне), пересматриваются и корректируются воспоминания, подгоняя их под нынешние знания и ценности (нет ни хорошего, ни плохого: все зависит от того с какой стороны на это посмотреть). Люди стремятся к стабильности, кроме того, существует миф о принципиальности - люди, чьи установки изменились, часто настаивают на том, что они всегда думали так, как сейчас.

Кроме того, существует тенденция видеть прошлое более утрированным, часто людям свойственно видеть свое прошлое в «розовом свете»: в воспоминаниях приятное кажется еще более приятным (Теренс Митчелл, Ли Томпсон). Если же итог события негативен, то и воспоминания будут утрированно мрачными. Диана Холмберг и Джон Холмс (Diane Holmberg & John Holmes, 1994) обнаружили тот же самый феномен среди 373 молодых супружеских пар. Большинство новобрачных говорили, что они очень счастливы. Когда два года спустя опрос повторили, те, чей брак оказался неудачным, вспоминали, что все у них было плохо с самого начала. Полученные результаты, говорят Холмберг и Холмс, настораживают: «Такие предубеждения могут привести к опасной нисходящей спирали. Чем хуже человек думает о своем партнере сегодня, тем хуже будут воспоминания о нем, которые еще более подтвердят негативные установки» (Майерс).

Говорить о силе и важности интуиции можно долго, приводя все новые и новые аргументы, но все они сводятся к следующему выводу: хотя о самом механизме работы известно не так много, ее влияние на жизнь человека не вызывает сомнений. Поверить в себя, отказаться от стереотипов общества - самое страшное и сложное, но если же личности это все же удается, интуиция становится верным спутником и помощником во всех сферах жизни.

Исходя из вышеприведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Интуиция - предвидение будущего, на основе накопления неосознаваемого опыта, опосредованным восприятием.

Важными функциями интуиции являются:

Социальная перцепция - умение строить коммуникацию, эмпатия к собеседнику.

Индивидуальная интуиция - интуитивны знания в определенной сфере жизни: профессиональная интуиция, творческая чувствительность и даже математическая интуиция.

Некие паттерны поведения, хранящиеся в бессознательном, могут как помогать в сложных ситуациях, так и мешать если интуитивный опыт не достаточно обширен. В этом случае человек будет следовать одному, двум сценариям поведения и получать нежелательный результат.

Можно с уверенностью сказать, что интуиция существует и активно участвует во всех сферах жизни личности, применить ее возможно, только если довериться ей. Поверить в себя самое страшное и сложное, отказаться от стереотипов общества, но если же личности это все же удается, интуиция становится верным спутником и помощником во всех сферах жизни. Таким образом, фраза «познаешь себя, познаешь и других» приобретает практически смысл.

Литература

  • Одаренность, творчество, интуиция Д.В.Ушаков, Институт психологии РАН
  • Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности Н.Е. Сумина ФСИН России
  • Системные исследования антиципации в структуре индивидуальности Т.Ф. Базылевич
  • Сергиенко Е.А, Институт психологии РАН «Антиципация как принцип психического развития» А.И.Филатов
  • Ошо (Бхагван Шри Раджниш)_Интуиция. Знание за пределами логики.
  • Элис Э. Бэйли От интеллекта к интуиции

Карепова Эллина Владимировна, Студия практической психологии, г. Днепропетровск

© Э.В. Карепова , 2010 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

У вас когда-нибудь было ощущение дежавю? Бывали ли в жизни случаи, когда вы знали, что ответит собеседник или что произойдет в следующую минуту? Когда человек контролирует свои способности предвосхищать события, это называется сверхъестественными способностями. Когда человек не контролирует данный процесс, это называется антиципацией, или интуицией в народе. Чтобы понимать, как все происходит, в статье будет приведены примеры и механизм антиципации, которые даны в психологии.

Антиципация

Об интуиции (антиципации) уже много написано. Несмотря на многообразие информации, люди не всегда полностью понимают, что это за явление. Откуда берется чуйка? Почему на нее все-таки следует положиться?

Антиципация – это предвосхищение, то есть предугадывание дальнейшего хода событий, развития явлений, поступков людей и т. д. Принято выделять два вида антиципации:

  1. Ориентировочный – когда человек находится в ожидании определенных событий, которые должны случиться, поэтому он занимает определенную позу, готовность к действию.
  2. Провидческий – предугадывание результата какого-то события до его непосредственного воплощения. Сюда можно включить умение индивида предвидеть, какими способами он сможет достичь того или иного результата.

Интуиция – это то, что человек понимает, но не осознает, не принимает. Человек хочет жить в собственных иллюзиях, а не в реальном мире. Чуйка – это когда уже деваться некуда, человек осознает то, чего не хотел ранее замечать.

Под антиципацией можно подразумевать трезвость взгляда на жизнь. Пока человек погружен в собственные амбиции, эмоции, желания, другая его часть (подсознание) считывает окружающую реальность беспристрастно и трезво. Чуйка – это когда кажется одно, но видно другое. То, что кажется, является анализом подсознания, которое восприняло окружающий мир и интерпретировало его. То, что человек видит, часто является его иллюзиями, бредом, желаниями.

В медицине под антиципацией понимается проявление симптомов до наступления конкретной болезни.

Стоики и эпикурейцы говорили о пролепсисе (другое название антиципации) – сознание конкретной вещи из логоса (знания) еще до восприятия его.

Кант обозначал антиципацию как познание вещей восприятия до непосредственного восприятия.

Логикой антиципация объясняется верной посылкой, аргументировать и доказать которую придется позднее.

Суммировав все вышесказанное, можно говорить об антиципации как о неизученном феномене, который проявляется в человеке зачастую неосознанно, когда он четко понимает, что произойдет в будущем, предвидит результат конкретных действий, а также может предвосхищать ход развития событий до конкретного результата, понимая, какие действия к нему приведут. Еще ничего не случилось, а человек уже знает.

Антиципация в психологии

Механизмы познания имеют три формы: восприятие всегда происходит в настоящем, память (опыт) нарабатывается в прошлом, антиципация устремлена в будущее. Антиципация в психологии рассматривается как опережающий феномен, который позволяет заглянуть в будущее. Воспринимая нынешние обстоятельства, человек обращается к прошлому опыту, который у него уже имеется, и всегда смотрит в будущее, как может происходить дальше.

Что такое интуиция? Многие люди под интуицией понимают нечто необъяснимое: что-то, что дано извне, из неоткуда, из всемирного потока информации. Возможно, интуиция – это действительно нечто необъяснимое, что пока еще ждет своего изучения. Но если присмотреться более реально, то можно понять, что она является наработанным опытом самого человека.

Интуиция (антиципация) базируется на опыте и инстинктах человека. Под инстинктами понимаются врожденные реакции человеческого организма на те или иные события. Когда человеку страшно, все его силы мобилизируются, чтобы в случае необходимости позволить ему убежать, высокого подпрыгнуть, отбиться от того, что угрожает. Инстинкты являются врожденными реакциями, которые даны всем людям. Таким образом, интуиция на уровне инстинктов у всех людей одинаковая.

Что же касается антиципации, которая базируется на опыте человека, то здесь она может отличаться у разных людей. И это неудивительно, ведь у каждого человека свой багаж опыта и знаний.

Антиципация – убеждения из вашего прошлого опыта. Сталкиваясь с теми или иными ситуациями, вы анализируете их, действуете, получаете результаты, понимаете, что делали правильного и неправильного, потом снова действуете, получая соответствующие результаты. Со временем ваш опыт становится автоматическим. Это и есть интуиция. Вам уже не нужно обдумывать ситуацию, вы ее и так уже понимаете, поскольку не раз с ней сталкивались и знаете ее вдоль и поперек.

Таким образом, антиципация всегда связана с опытом совершенных в прошлом поступков и достигнутых результатов, которые теперь можно воссоздать в настоящем, чтобы в будущем произошло то же самое. Данный феномен всегда связан с пространственно-временным упреждением, которое ориентировано на ожидаемое будущее.

Регулятивная функция антиципации заключается в том, что человек ограничивает спектр своих действий в зависимости от тех результатов, которых он желает достичь. Данный процесс начинается с анализа настоящих обстоятельств, которые уже программируют будущее. Человек ставит желаемый результат, а также прогнозирует действия, которые помогут ему достичь данного результата. По мере достижения цели он смотрит на итоги тех или иных действий, соотнося их с конечным результатом. Это помогает ему корректировать и регулировать собственное поведение.

Можно сказать, что антиципация становится не только интуитивным предвидением будущего, но и возможностью его формирования. Интуиция проявляется в тот момент, когда человек не достигает никакого результата, однако анализирует ситуацию и понимает, что с ним может произойти.

В антиципации процесс запоминания становится выборочным. Воспринимается лишь та информация, которая становится важной в предвидении и прогнозировании конкретного будущего.

Люди обладают разной антиципацией. С чем это связано? С их личностными психологическими особенностями, в которые входит и воображение. Чем больше развито , гибкость мышления, опыт прошлого и т. д., тем лучше развита антиципация.

Механизм антиципации

Антиципация – знания о том, что происходит. Не было бы знаний, прошлого опыта, интуиции бы тоже не было. Человек может отдаленно о чем-то догадываться, но это тоже является результатом имеющегося опыта и инстинктов. Если человек был бы лишен всего этого, то никакой антиципации (то есть автоматического анализа и понимания ситуации) не было бы. Следует рассмотреть механизм антиципации.

Данный феномен непосредственно связан с памятью, когда человек не только может вспомнить о прошлом, достать нужную для себя информацию, но и запоминает происходящие события, которые являются обновленными и совершенными. Так, человек устремляясь к будущему, подключает опыт прошлого. Если в нем есть ответ на вопрос, как достичь определенного будущего, тогда он использует те механизмы, которые уже дали положительный результат.

В настоящем человек совершает действия в условиях, которые могут быть схожи с прошлыми обстоятельствами, однако все-таки имеют различия. Человек получает новые результаты. Они могут быть схожими с прошлыми, а могут быть совершенно другими, новыми. Все это записывается в памяти, как новая информация, которая в будущем будет снова использоваться при прогнозировании.

В настоящем моменте происходит выборка получаемой информации. Она зависит от того, какое будущее предвосхищает человек, что поможет в ее достижении. Уже в будущем будут достигнуты определенные результаты, которые станут новым опытом. Также от желаемого будущего зависит то, какую информацию человек будет извлекать из собственной памяти. Каждый обладает большим объемом информации. Важна лишь та, которая становится полезной и нужной при достижении определенного будущего.

Человек не может жить без антиципации. Нарушение способности предвосхищать будущее лишает возможности не просто достигать своих целей, но и регулировать собственное поведение, чтобы достигать определенных результатов. Если человек не достигает того, чего хотел, значит, была совершена ошибка..

Примеры антиципации

У каждого человека есть жизненный пример антиципации, который подтверждает наличие данного феномена. Он затрагивает любую область жизни. Рассмотрим некоторые примеры антиципации:

  • Когда вы общаетесь с человеком, то может заранее понимать, что он ответит на ту или иную реплику. Когда вам задают вопрос «Что бы на это ответил ваш супруг/ребенок?», вы откуда-то знаете ответ, передавая слова другого человека, как будто вы – это он.
  • Когда вы заранее предугадываете, как будет жить общество, то или иное государство.
  • Желание предугадать курс национальной валюты. Вполне вероятно не угадать реального изменения. Однако научное обоснование тех или иных колебаний является антиципацией.
  • Дежавю – когда вам кажется, что то, что сейчас происходит, вы уже где-то видели или слышали.
  • Вещие сны – когда вам снится то, что должно произойти.
  • Скоростное чтение – когда человек по первым буквам слова уже понимает, что он читает.
  • Сверхъестественные способности в виде гаданий, шаманства, ясновидения являются антиципацией, которая тоже направлена лишь на предугадывание, однако не на однозначное воплощение сказанного.
  • Однозначная убежденность в том, что произойдет. Например, непонятное ощущение того, какая цифра выпадет.
  • Подсознательное понимание того, что вас обманут, предадут, поступят не так, как вы договорились.
  • Чуйка на счет того, что садиться в маршрутку не следует. А вскоре вы узнаете, что она попала в дорожную аварию.

У каждого человека найдется множество историй на счет того, как проявлялась антиципация. Причем она может быть как подсознательной («непонятное чувство»), так и сознательной (когда вы анализируете ситуацию и предполагаете, что может случиться).

Самым главным условием для проявления интуиции является спокойствие и трезвость ума. Эмоции и желания заглушают ее. Когда включаются амбиции, человек подвержен собственным эмоциям и эйфории. Для интуиции нужно спокойствие от эмоций и «холодный» взгляд на происходящее.

Итог

Антиципация является полезным феноменом в жизни человека. Она связана с функциями головного мозга, который должен быть здоровым, а также с психикой, которая должна быть лишена эмоций, расстройств, страхов и прочих отклонений. Итогом развитой антиципации является способность человека простраивать нужное для него будущее, то есть возможность быть успешным индивидом.

Почему следует прислушиваться к собственной интуиции? Пока вы находитесь под действием собственных эмоций или воспринимаете желаемое за действительное, ваша интуиция считывает окружающий мир и выдает «трезвую», «объективную», «адекватную» информацию. Вот почему люди соглашаются с тем, что следовало бы послушаться своей интуиции. Они не слушают ее, потому что не желают осознанно посмотреть на то, что с ними происходит в реальном мире. Но когда уже не получается закрывать глаза, тогда интуиция подтверждается. Видение реального положения дел – это чуйка.

Человек не всегда понимает своих внутренних порывов, истинных желаний и непонятных ощущений. Однако именно они сигнализируют о том, что происходит. Можно закрывать глаза и не обращать внимания. Однако мозг подсознательно анализирует ситуацию и выдает возможный результат в виде интуитивных предположений.

Антиципация помогает человеку регулировать собственные поступки, в зависимости от результата, которого он желает достичь. Прогноз такой жизни считается хорошим. Человек достигает желаемых результатов, что позволяет ему чувствовать себя уверенно, успешно, счастливо. Антиципация в умелых руках человека позволяет ему жить так, как хочется. Конечно, некоторые процессы в нем невозможно контролировать. Однако если человек научится понимать собственную интуицию, тогда он сможет использовать собственные скрытые возможности в полную силу.

Антиципация как способ формирования УУД

учитель начальных классов МОУ «СОШ №30»

Агаджанова И. В.

Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, ставят перед современной системой образования задачу максимального раскрытия в человеке активных деятельностных начал. Отечественная школа XXI века отдает предпочтение такой организации учебного процесса, которая инициирует активность ребенка и формирует его способность выступать субъектом познавательной деятельности и собственного развития.

Стать субъектом учебной деятельности – значит стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, осуществлять действия, преодолевая встречающиеся трудности. Решению данной задачи способствует антиципирующая деятельность младших школьников.

В переводе с латинского «антиципация» означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо, способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

В настоящее время выделяют основные функции антиципации: регулятивную, когнитивную, коммуникативную.

Регулятивная функция антиципации выражается в опережающей подготовке, прогнозе результатов действий и построении его программы. Все это определяет направление и характер поведения в сложившейся ситуации. Антиципационным процессам принадлежит ведущая роль в регуляции деятельности младших школьников, обеспечение формирования цели, планирование и программирование деятельности, принятие решения, осуществление контроля.

Когнитивная функция антиципации связана с осуществлением различных познавательных процессов, в которых всегда есть момент отнесенности к будущему. С процессами антиципации тесно связано мышление. Мыслительный процесс – это искание и открытие нового, которое осуществляется в форме прогнозирования. Прогнозирование является существенным компонентом запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Любое общение, взаимодействие между детьми, способность узнавать эмоциональные состояния других – все это проявления коммуникативной функции антиципации. Процесс прогнозирования имеет место как во время восприятия чужой речи, так и при осуществлении младшим школьником собственного высказывания. Слушая или читая, ребенок прогнозирует некоторые события, стоящие за устным или письменным текстом. Чтение текста сопровождается прогностической активностью читателя, которая, соединяясь с его личным опытом, приводит к созданию в воображении целостной картины произведения. Возникшая установка управляет дальнейшим восприятием текста.

Субъективизация процесса обучения в начальной школе предполагает использование антиципации на большинстве структурных этапов урока.

На этапе формулирования учащимися темы и цели урока дети с помощью специально разработанных приемов на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности самостоятельно, с той или иной степенью точности, предвосхищают и определяют автора произведения, предназначенного для изучения, название произведения, а затем формулируют тему и цель урока.

Словарную работу тоже можно осуществлять на основе антиципации. Учащиеся самостоятельно предопределяют незнакомые слова из нового произведения. Лексическое значение нового слова первоначально формулируют младшие школьники, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь роль уточняющая, корректирующая функция.

Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и поверяют свои прогнозы. На развитие механизма прогнозирования, обеспечение осмысленности, осознанности направлены такие виды заданий, как предопределение жанра и тематики произведения по фамилии автора и названию произведения, составление предварительного плана текста в виде вопросов до его прочтения с учетом характера заголовка, характера текста и др.

На уроках, проводимых в русле данной методики, антиципация используется при организации творческой работы, при формулировании вида и содержания домашнего задания.

Антиципация учащимися содержания и видов своей деятельности существенно повышает осознанность и активность детей, заинтересовывает их, сочетает этот процесс с интенсивным речевым развитием учащихся и с развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка (мышления, внимания, памяти), поднимает ученика на принципиально иную позицию – позицию субъекта учебной деятельности, активно и осознанно участвующего в планировании, организации и проведении урока.

Решетникова В. И.

Учитель начальных классов.

Я считаю, что применение метода антиципации необходимо в начальной школе. При организации деятельностного подхода, предопределение, предугадывание событий позволяет ребенку стать субъектом учебной деятельности, что позволяет ему осознавать цели своих учебных действий, самостоятельно их определять, искать нужные средства для их достижения.

Квасникова О. А.

Учитель начальных классов.

Статья показалась мне актуальной. В ней хорошо представлена регулятивная функция антиципации. Опережающая подготовка, прогноз результатов действий и построение его программы – это то, что сейчас так необходимо младшим школьникам. Я согласна с мнением Агаджановой И. В., что антиципационным процессам принадлежит ведущая роль в регуляции деятельности учащихся начальных классов. Обязательно воспользуюсь этим методом в своей работе.

Одинец А. Ю.

Учитель начальных классов.

Прочитала статью Ирины Владимировны. Трудно переоценить коммуникативную функцию антиципации. Ведь процесс прогнозирования имеет место как во время восприятия чужой речи, так и при осуществлении собственного высказывания. Я согласна с автором, что чтение текста сопровождается прогностической активностью читателя, которая, соединяясь с его личным опытом, приводит к созданию в воображении целостной картины произведения. Обязательно буду применять этот метод на уроках литературного чтения.

Суркова Л. В.

Учитель начальных классов.

Давно работаю над проблемой организации словарной работы на уроках литературного чтения. Из статьи узнала, что словарную работу можно осуществлять на основе антиципации, что учащиеся могут самостоятельно предопределять незнакомые слова из нового произведения, определять лексическое значение нового слова, опираясь на имеющиеся представления и жизненный опыт, а учителю принадлежит лишь корректирующая функция.

Урюпкина Т. Г.

Учитель начальных классов.

Применение антиципации на большинстве структурных этапов урока показалось мне интересным. Особенно понравились задания по предопределению жанра и тематики произведения по фамилии автора и названию, составление предварительного плана текста до его прочтения, организации творческой работы и формулировании домашнего задания. Возьму это для себя на заметку.