Составление формул по валентности. Валентность. Составление химических формул по валентности. Предмет химии. Явления химические и физические

Тема №11 «Составление химических формул по валентности».

  1. Номенклатура бинарных соединений.

Сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является:

Бромиды

NaBr

Хлориды

AlCl ₃

Оксиды

Сульфиды

Нитриды

Ca ₃ N ₂

Йодиды

Гидриды

Назовите вещества: CrCl ₃ , MnO ₂ , H ₂ O, Li ₂ S, SO ₃ , Ca ₃ N ₂ , BaO, FeCl ₃ .

  1. Вставьте пропущенные слова в фразах:
  1. в состав воды входят два …… водород и кислород.
  2. В организме человека содержится большое количество ………. элементов.
  3. …серной кислоты H ₂ SO ₄ состоят из двух ….водорода, одного …. серы и четырех.....кислорода.
  4. …. хлорида алюминия состоит из ….двух ……..
  5. ……воды входят в состав всех живых организмов.
  6. …. азота образуют сложные органические вещества белки.
  7. Химический ……. алюминий занимает второе место по распространенности в земной коре.
  1. Составьте формулы:

Оксида углерода(II) - хлорида кобальта(II)

Оксида углерода (IV) - нитрида железа (III)

Хлорида фосфора(III) - сульфида меди(II)

Бромида алюминия - оксида марганца (VII)

Йодида магния - оксида хрома (III)

Гидрида калия - гидрида кальция

Ш. Определите валентности химических элементов в формулах NH ₃ и CaO и составьте формулу соединения кальция с азотом, в которой они проявляют такую же валентность. Назовите все три вещества, встречающиеся в задании.

Д/з. 1.Определите валентность элементов в соединениях: KClO ₃ , AlPO ₄ , CaCO ₃ , FeSO ₄

В уроке рассматривается алгоритм составления химических формул веществ по известным валентностям химических элементов. Учитель объяснит два разных способа вывода химической формулы вещества.

2. определим число общих единиц валентности, оно равно наименьшему общему кратному валентностей элементов: НОК (2,4)= 4;

3. определим число атомов каждого химического элемента в молекуле, разделив число общих единиц валентности на валентность элемента;

4. запишем формулу вещества: SO 2 .

Пример 2 . Составим формулу вещества, образованного атомами фосфора (с валентностью V) и атомами кислорода.

1. Запишем знаки элементов и над ними укажем их валентности: .

2. Найдем число общих единиц валентности: НОК(2,5)=10

3. Найдем число атомов фосфора в молекуле: 10:5=2.

4. Найдем число атомов кислорода в молекуле: 10:2=5.

5. Запишем формулу вещества: .

Рис. 2. Составление химической формулы оксида фосфора

1. Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: Часть I. - М.: Школьная Пресса, 2002. (с.33)

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с. 36-38)

3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§16)

4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§§11,12)

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003.

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

Домашнее задание

1. с.84 №№ 3,4 из учебника «Химия: 8-й класс» (П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005).

2. с. 38 № 9 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

Класс 8 Дата урока

Тема урока: Валентность. Составление химических формул
по валентности

Цели. Дидактическая: рассмотреть понятие «валентность» как атомность элемента, познакомить учащихся с различными видами валентности (высшей и низшей, переменной и постоянной).

Психологическая: вызвать интерес к предмету, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

Воспитательная: развивать умение работать коллективно, оценивать ответы своих товарищей.

Тип урока. Комбинированный.

Методы обучения. Частично поисковый, репродуктивный, программированный опрос, беседа с элементами лекции.

Эпиграф к уроку. «Всякое вещество – от самого простого до самого сложного – имеет три различные, но взаимосвязанные стороны: свойства, состав, строение…» (Б.М.Кедров).

Оборудование. Модели молекул воды, углекислого газа, наборы для построения моделей молекул различных веществ, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания и самостоятельной работы учащихся в группе, таблички-анаграммы для химической разминки, шкала для определения эмоционального состояния ученика.

ХОД УРОКА

Ориентировочно-мотивационный этап

Психологическая разминка

Цель разминки – определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика на внутренней стороне обложки тетради приклеена табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния (рис.). Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.

Рис. Определи свое эмоциональное состояние

Учитель. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево.

Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить не очень интересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать?

Химическая разминка

Разминку готовят и проводят ученики.

Ученик. Анаграммы – это слова, в которых изменен порядок букв. Попробуйте разгадать некоторые из химических анаграмм. Переставьте буквы в каждом слове и получите название химического элемента. Обратите внимание на подсказку.

«Одоврод» – у этого элемента самая маленькая относительная атомная масса.

«Маилинюй» – этот элемент называют «крылатым» металлом.

«Тьурт» – содержится в медицинском градуснике.

«Цалький» – без него наши кости были бы непрочными и хрупкими.

«Росфоф» – веществом, состоящим из атомов этого элемента, была намазана шерсть собаки Баскервилей.

Учитель. Если вы легко разгадали слова-анаграммы, скажите себе: «Я – молодец!»

Химические знаки и химические формулы
(Проверка домашнего задания)

Индивидуальная работа у доски по карточкам.

К а р т о ч к а 1

(примерные задания для карточек)

Задание 1. Разгадай загадку:

«И графит я, и алмаз,
В организме есть у вас,
Хоть в печах меня и жгут –
Черным золотом зовут!»

Задание 2. Ответь на вопросы.

1. Какой химический знак имеет этот элемент?

2. К металлам или неметаллам он относится?

3. Какова его относительная атомная масса?

4. Рассчитай массовую долю этого элемента в соединении ЭО 2 .

Цифровой диктант

Контроль за выполнением диктанта учащиеся осуществляют методом взаимопроверки.

Задание. Напротив правильных утверждений поставьте цифру 1, напротив неверных – 0.

1. Химический элемент – это определенный вид атомов.

2. В каждой клетке таблицы Д.И.Менделеева, помимо обозначения и названия элемента, записаны два числа: верхнее – относительная атомная масса элемента, нижнее – его порядковый номер.

3. Химический элемент галлий был назван так в честь Франции.

4. В таблице Д.И.Менделеева элементы располагаются, как правило, в порядке убывания их атомных масс.

5. Значения относительной атомной массы и массы атома, выраженной в а. е. м., никогда не совпадают численно.

6. Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного элемента.

7. Индекс – это число, показывающее количество взятых частиц (атомов или молекул) вещества.

8. Массовая доля элемента показывает, какую часть (долю) составляет масса данного элемента от всей массы вещества.

9. Относительная молекулярная масса воды Н 2 О равна 20.

10. Массовая доля кальция в оксиде кальция СаО составляет 71%.

П р а в и л ь н ы е о т в е т ы: 1 – 1, 2 – 0, 3 – 1, 4 – 0, 5 – 0, 6 – 1, 7 – 0, 8 – 1, 9 – 0, 10 – 1.

Операционно-исполнительный этап

Учитель. Вы знаете, что химические формулы веществ показывают количественные соотношения, в которых атомы соединяются между собой, вы также научились рассчитывать массовую долю элемента по химической формуле вещества. Например, в воде Н 2 О на один атом кислорода приходится два атома водорода, или 11% Н и 89% О. В углекислом газе СО 2 на один атом углерода приходится два атома кислорода. (демонстрация моделей молекул данных веществ.)

Валентность

Учитель. Валентность – это способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов.

С одним атомом одновалентного элемента соединяется один атом другого одновалентного элемента (HF, NaCl) . С атомом двухвалентного элемента соединяются два атома одновалентного (H 2 O) или один атом двухвалентного (CaO) . Значит, валентность элемента можно представить как число, которое показывает, со сколькими атомами одновалентного элемента может соединяться атом данного элемента.

Правила определения валентности
элементов в соединениях

Валентность водорода принимают за I (единицу). Тогда в соответствии с формулой воды Н 2 О к одному атому кислорода присоединено два атома водорода.

Кислород в своих соединениях всегда проявляет валентность II. Поэтому углерод в соединении СО 2 (углекислый газ) имеет валентность IV.

Учитель. Как определить валентность элемента, исходя из таблицы Д.И.Менделеева?

У металлов, находящихся в группах а, валентность равна номеру группы.

У неметаллов в основном проявляются две валентности: высшая и низшая (схема).

Высшая валентность равна номеру группы.

Низшая валентность равна разности между числом 8 (количество групп в таблице) и номером группы, в которой находится данный элемент.

Учитель. Например: сера имеет высшую валентность VI и низшую (8 – 6), равную II; фосфор проявляет валентности V и III.

Валентность может быть постоянной (у элементов главных подгрупп таблицы Д.И.Менделеева) или переменной (у элементов побочных подгрупп в таблице), но с этим явлением вы познакомитесь чуть позже, а если интересуетесь, то почитайте учебник 9-го класса.

Валентность элементов необходимо знать, чтобы составлять химические формулы соединений. Для этого удобно воспользоваться следующей таблицей.

Таблица

Алгоритм составления формулы соединения Р и О

Последовательность действий

Составление формулы оксида фосфора

1. Написать символы элементов

Р О

2. Определить валентности элементов

V II
P O

3. Найти наименьшее общее кратное численных значений валентностей

5 2 = 10

4. Найти соотношения между атомами элементов путем деления найденного наименьшего кратного на соответствующие валентности элементов

10: 5 = 2, 10: 2 = 5;

P: О = 2: 5

5. Записать индексы при символах элементов

Р 2 О 5

6. Формула соединения (оксида)

Р 2 О 5

Учитель. Запомните еще два правила для составления химических формул соединений неметаллов между собой.

1) Низшую валентность проявляет тот элемент, который находится в таблице Д.И.Менделеева правее и выше, а высшую валентность – элемент, расположенный левее и ниже. (Демонстрация таблицы Д.И.Менделеева.)

Например, в соединении с кислородом сера проявляет высшую валентность VI, а кислород – низшую II. Таким образом, формула оксида серы будет SO 3.

В соединении кремния с углеродом первый проявляет высшую валентность IV, а второй – низшую IV. Значит, формула – SiC. Это карбид кремния, основа огнеупорных и абразивных материалов.

2) В формулах соединений атом неметалла, проявляющий низшую валентность, всегда стоит на втором месте, а название такого соединения оканчивается на «ид».

Например, СаО – оксид кальция, NaCl – хлорид натрия, PbS – сульфид свинца.

Теперь вы сами можете написать формулы любых соединений металлов с неметаллами.

Самостоятельная работа

Текст работы заранее написан на доске. Двое учащихся решают задание на обратной стороне доски, остальные в тетрадях.

Задание 1. Проверьте, правильно ли написаны формулы следующих соединений: Na 2 S, KBr, Al 2 O 3 ,
Mg
3 N 2 , MgO.

Задание 2. Напишите формулы соединений металлов с неметаллами: кальция с кислородом, алюминия с хлором, натрия с фосфором. Назовите эти соединения.

После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями, происходит взаимопроверка. Учитель может выборочно проверить некоторые тетради, похвалить тех учащихся, которые справились быстрее всех и сделали меньше всего ошибок.

Закрепление изученного материала

Беседа с учащимися по вопросам

1) Что такое валентность?

2) Почему валентность иногда называют атомностью элемента?

3) Чему равны валентности водорода и кислорода?

4) Какие два значения валентности могут проявлять неметаллы?

5) Как определить низшую и высшую валентности неметаллов?

6) Как найти наименьшее общее кратное между численными значениями валентностей?

7) Могут ли атомы в соединении иметь свободные валентности?

8) Какой из двух неметаллов в химической формуле их соединения занимает 1-е место, а какой –
2-е? Поясните на примере оксида NO 2 , используя таблицу Д.И.Менделеева.

Творческая работа в группах

Задание . Используя наборы для составления моделей молекул различных веществ, составьте формулы и модели молекул для следующих соединений:

1-я группа – меди и кислорода,

2-я группа – цинка и хлора,

3-я группа – калия и йода,

4-я группа – магния и серы.

После окончания работы один учащийся из группы отчитывается о выполненном задании и вместе с классом приводит анализ ошибок.

Задание на дом. По учебнику «Химия-8» Л.С.Гузея: § 3.1, задания № 3, 4, 5, с. 51. Желающие могут подготовить сообщения о французском ученом Ж.Л.Прусте и английском ученом Дж.Дальтоне.

Рефлексивно-оценочный этап и подведение итогов урока

Объявить оценки за урок отвечавшим ученикам, поблагодарить всех за работу на уроке. Провести оценку эмоционального состояния по шкале (см. рис.). Учитель еще раз напоминает вопросы, над которыми необходимо подумать для эффективной работы на следующем уроке.

Л и т е р а т у р а

Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-8, М.: Дрофа, 2000; Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988; Букреева Р.В., Быканова Т.А. Уроки новых технологий по химии. Воронеж, 1997.

Тип урока. Комбинированный.

Методы обучения. Частично поисковый.

Цели. Дидактическая: закрепить понятие “валентность”, навыки определения валентности по формуле и Периодической таблице.

Психологическая: вызвать интерес к предмету, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.

Воспитательная: развивать умение работать коллективно, оценивать ответы своих товарищей.

Оборудование. Наборы для построения моделей молекул различных веществ, таблички-анаграммы для химической разминки, мишень эффективности

ХОД УРОКА

1. Ориентировочно-мотивационный этап

Химическая разминка

Анаграммы – это слова, в которых изменен порядок букв. Попробуйте разгадать некоторые из химических анаграмм. Переставьте буквы в каждом слове и получите название химического элемента. Обратите внимание на подсказку.

“Одоврод” – у этого элемента самая маленькая относительная атомная масса.

“Маилинюй” – этот элемент называют “крылатым” металлом.

“Дикосолр” – входит в состав воздуха.

“Цалький” – без него наши кости были бы непрочными и хрупкими.

“Озежел” – этот элемент входит в состав крови и участвует в переносе кислорода.

Учитель. Если вы легко разгадали слова-анаграммы, скажите себе: “Я – молодец!”

2. Актуализация знаний

Лови ошибку (Ребята ищут ошибку, работают парами, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, предлагают свой аргументированный вариант ответа)

Слово “валентность”(от лат. “valentia”) возникло в середине XIX в., в период завершения химико-аналитического этапа развития химии. “Валентность – способность атомов одного элемента присоединять определенное количество атомов другого элемента”. С одним атомом одновалентного элемента соединяется один атом другого одновалентного элемента (HF, NaCl). С атомом двухвалентного элемента соединяются один атом одновалентного (H 2 O) или один атом двухвалентного (CaO). Значит, валентность элемента можно представить как число, которое показывает, со сколькими атомами одновалентного элемента может соединяться атом данного элемента.

Есть элементы, которые имеют постоянную валентность:
одновалентны (I) - H, Li, Na, Rb, Cs, F, I
двухвалентны (II) - Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Zn, Cd K
трехвалентны (III) - B, Al, O

Крестики нолики: (Соедините элементы прямой, критерий правильного ответа – постоянная валентность выбранных элементов)

1 вариант

2 вариант

3. Изучение новых знаний

Задание 1: дана общая формула соединения водорода с каким-либо элементом

Зная, что валентность водорода равна I, определите валентность элемента.

Ребята работают парами, при необходимости объединяются в четвёрки, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, предлагают свой аргументированный вариант ответа. В результате получаем схему №1

схема 1

Задание для закрепления:

  1. определите валентности элементов в соединениях с водородом: PH 3 , HF, H 2 S, CaH 2 ,
  2. назовите соединения.

Задание 2: таким же способом можно определить валентности элементов в соединениях с кислородом зная, что кислород двухвалентен. Например:

Ребята работают парами, при необходимости объединяются в четвёрки, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, предлагают свой аргументированный вариант ответа. В результате получаем схему №2

схема 2

Задание для закрепления:

  1. определите валентности элементов в соединениях с кислородом:
  2. NO 2 , N 2 O 5 , SO 2 , SO 3 , Cl 2 O 7 .

  3. Как называются бинарные соединения, содержащие кислород?

Задание 3: что же нужно обязательно знать, чтобы определить валентность элементов в бинарном соединении? (валентность одного из элементов)

Определите валентность атомов в соединении

Ребята работают парами, при необходимости объединяются в четвёрки, спорят, совещаются. Придя к какому-то мнению, предлагают свой аргументированный вариант ответа. В результате получаем схему №3

Учитель: какая из приведённых схем

схема 2

наиболее полно отражает правило определения валентности по формуле? (схема 3, т.к.она отражает общий случай, а схемы 1 и 2 лишь частные)

4. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа

Текст работы заранее написан на доске. Двое учащихся решают задание на обратной стороне доски, остальные в тетрадях.

Задание 4. Проверьте, правильно ли написаны формулы следующих соединений: Na 2 S, KBr, Al 2 O 3 , Mg 3 N 2 , MgO.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Творческая работа в группах

Задание 5. Используя наборы для составления моделей молекул различных веществ, составьте формулы и модели молекул для следующих соединений:

1-я группа – меди и кислорода,

2-я группа – цинка и хлора,

3-я группа – калия и йода,

4-я группа – магния и серы.

После окончания работы один учащийся из группы отчитывается о выполненном задании и вместе с классом проводит анализ ошибок.

Задание 6. Напишите формулы соединений металлов с неметаллами: кальция с кислородом, алюминия с хлором, натрия с фосфором. Назовите эти соединения.

После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями, происходит взаимопроверка.

Задание 7. Запишите порядок действия при составлении формул веществ, анализируя предложенный пример

Порядок действия

6. Рефлексия

У Вас есть возможность сделать самооценку своей деятельности на уроке. Вам предлагается “Мишень эффективности”.

Отметьте свои знания по новой теме, отметив на рисунке соответствующий им сектор штриховкой. Сдайте свои записи.

7. Домашнее задание. По учебнику “Химия-8” (УМК Кузнецова Н.Е. и др.) § 14, упражнение1-71 обязательное (дополнительные с 1-72 по 1-74).

Сообщения о французском ученом Ж.Л.Прусте и английском ученом Дж.Дальтоне.

Литература

  1. Кузнецова Н.Е. и др. Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2010. – 320с.: ил.
  2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы: Учебно-методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2004. – 352с.
  3. Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть I.– М.: Школьная пресса, 2002.- 144с.
  4. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии в 8 классе.- Обнинск: Титул,1999.- 208с.:ил

Тема урока: Валентность. Составление формул по валентности.

Цель урока: способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ

Планируемые результаты обучения:

  1. Учащиеся должны уметь формулировать определение “валентность”, знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов в бинарных соединениях,
  2. Уметь разъяснять смысл понятия “валентность” и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.

Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность.

Оборудование: шаростежневые модели атомов, пластмассовые ящики с песком, инструктивные карты обучающихся, компьютер, проектор.

Ход урока

I.Организационный момент.(2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Присаживаться могут те, кто назовёт по одному внешнему признаку химической реакции!

II.Проверка домашнего задания.(6 мин.)

Совсем недавно мы с вами изучили символы химических элементов, учились писать формулы и сейчас я предлагаю проверить ваши знания в игре «Химический тир», для этого разделимся на две команды: Саша и Никита пройдут к монитору, они будут «техническими исполнителями», напоминаю правила игры-перед вами всплывают пять мишеней, но только на одной правильное изображение, именно в эту мишень вы должны выстрелить! (Игра «Химический тир») Резко зажмурьте глаза и откройте!

III.Сообщение темы и цели урока.(2 мин.)

Тема нашего урока «Валентность. Составление формул по валентности.» Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока! Запишите в тетрадь дату и тему урока.

IV.Объяснение нового материала. (20 мин.)

– До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.

Задание: помогите мне, с помощью ваших карточек, записать формулы соединений водорода и хлора, водорода и кислорода, азота и водорода, углерода и водорода. Сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H 2 O, NH 3 , CH 4 .

Беседа с учащимися:

– Что общего в составе молекул?

Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.

А чем они отличаются друг от друга, мы ответим позже! Сейчас я предлагаю вам необычный фрагмент урока, он называется «Сенд-плэй», это английское слово, может кто-то переведёт? (Игра с песком).

Пройдите к столу, в этих ящиках спрятан сюрприз, но прежде чем мы доберёмся до него, давайте « поскользим» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения,выполните те же движения, поставив ладонь на ребро,“пройдитесь” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы, поиграйте по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. А теперь погрузитесь руками в песок и нащупайте «сюрприз», не доставая ничего попробуйте догадаться: Что это? Протрите руки влажными салфетками и соберите модели HCl , H 2 O, NH 3 , CH 4. Работаем в парах.

Предлагаю вернуться к вопросу, а чем же отличается состав этих молекул?

Предполагаемый ответ:

  • HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
  • H 2 O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
  • NH 3 – один атом азота удерживает три атома водорода,
  • CH 4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.

Возникает проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода? (Выслушиваем варианты ответов учащихся).

Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью.(На доску прикрепить карточку с термином) Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила. Обратите внимание на орфограммы этого слова, они подчёркнуты! Нужно будет записать новый термин в словарик. Откройте учебник на странице 32, найдите определение, прочтите вслух.

Валентность обозначается римскими цифрами.

Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II.

Я раздаю вам алгоритм определения валентности и мы пробуем применить его на практике: (учитель работает у доски)

Алгоритм определения валентности.

Пример

H 2 S, Cu 2 O

I
H 2 S,

II
Cu 2 O

2
I
H 2 S

2
II
Cu 2 O

2
I II
H 2 S

2
I II
Cu 2 O

I II
H 2 S
(2=2)

I II
Cu 2 O
(2=2)

V.Закрепление.(4 мин.)

В течение четырёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.

  • Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH 3 , Au 2 O 3 , SiH 4 , CuO.
  • Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe 2 O 3 , CrO 3 , CuO, K 2 O, СаH 2.
  • Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N 2 O, NO, N 2 O 3

Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.

VI. Подведение итогов урока.(5 мин.)

Наш урок подходит к концу, у вас есть возможность сделать самооценку своей деятельности на уроке. Вам предлагается “Мишень эффективности”.

Отметьте свои знания по новой теме, отметив на рисунке буквой своего имени соответствующий сектор.

Беседа с учащимися, на следующем уроке мы продолжим изучение этой темы и сравним результаты «Мишени эффективности»

  • Какую проблему мы поставили в начале урока?
  • К какому выводу мы пришли?
  • Дать определение “валентности”.
  • Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
  • Достигли цели урока?

Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.

VII. Домашнее задание:(1 мин.) § 11-12, стр. 32–34, упр.4 на стр.37.

Предварительный просмотр:

Sand-play.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы.

Независимо от возрастной направленности, пескотерапия помогает:
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
- развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки;
- тренировать мелкую моторику рук;
- гармонизировать психоэмоциональное состояние;
- формировать установку на положительное отношение к себе.

Познавательные игры на песке.
1. Знакомство с окружающим миром.
Дикие и домашние животные, насекомые, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт.
2. Географические игры.
Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
3. Фантастические игры.
В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса.
4. Исторические игры.
Только в песочнице ребенок может все сам построить и проиграть, став участником исторических событий.
5. Игры-экскурсии по городу.
Родина начинается с родного города, селения. Его история оказывает существенное влияние на образ мыслей и жизни жителей. История города, как и жизненный путь человека, имеет свои радости и печали. Эти события можно разыгрывать на песке.

Предварительный просмотр:

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H 2 S, Cu 2 O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H 2 S,

II
Cu 2 O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента.

2
I
H 2 S

2
II
Cu 2 O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

2
I II
H 2 S

2
I II
Cu 2 O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I II
H 2 S
(2=2)

I II
Cu 2 O
(2=2)

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H 2 S, Cu 2 O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H 2 S,

II
Cu 2 O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента.

2
I
H 2 S

2
II
Cu 2 O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

2
I II
H 2 S

2
I II
Cu 2 O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I II
H 2 S
(2=2)

I II
Cu 2 O
(2=2)

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H 2 S, Cu 2 O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H 2 S,

II
Cu 2 O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента.

2
I
H 2 S

2
II
Cu 2 O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

2
I II
H 2 S

2
I II
Cu 2 O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I II
H 2 S
(2=2)

I II
Cu 2 O
(2=2)

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H 2 S, Cu 2 O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H 2 S,

II
Cu 2 O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента.

2
I
H 2 S

2
II
Cu 2 O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

2
I II
H 2 S

2
I II
Cu 2 O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I II
H 2 S
(2=2)

I II
Cu 2 O
(2=2)

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H 2 S, Cu 2 O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H 2 S,

II
Cu 2 O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента.

2
I
H 2 S

2
II
Cu 2 O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

2
I II
H 2 S

2
I II
Cu 2 O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I II
H 2 S
(2=2)

I II
Cu 2 O
(2=2)

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

H 2 S, Cu 2 O

2. Обозначьте известную валентность элемента

I
H 2 S,

II
Cu 2 O

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента.

2
I
H 2 S

2
II
Cu 2 O

4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности.

2
I II
H 2 S

2
I II
Cu 2 O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I II
H 2 S
(2=2)

I II
Cu 2 O
(2=2)

Предварительный просмотр:

В ал ентн о ст ь

N 2 O, NO, N 2 O 3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Репродуктивный уровень (“3”).

Прикладной уровень (“4”).

Творческий уровень (“5”).

N 2 O, NO, N 2 O 3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

NH 3 , Au 2 O 3 , SiH 4 , CuO.

Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

MnO, Fe 2 O 3 , CrO 3 , CuO, K 2 O, СаH 2.

Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

N 2 O, NO, N 2 O 3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

NH 3 , Au 2 O 3 , SiH 4 , CuO.

Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

MnO, Fe 2 O 3 , CrO 3 , CuO, K 2 O, СаH 2.

Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

N 2 O, NO, N 2 O 3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

NH 3 , Au 2 O 3 , SiH 4 , CuO.

Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

MnO, Fe 2 O 3 , CrO 3 , CuO, K 2 O, СаH 2.

Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

N 2 O, NO, N 2 O 3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений:

NH 3 , Au 2 O 3 , SiH 4 , CuO.

Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны:

MnO, Fe 2 O 3 , CrO 3 , CuO, K 2 O, СаH 2.

Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул:

N 2 O, NO, N 2 O 3 и проставьте валентности над каждым элементом.