Компьютерная демократия плюсы и минусы. Плюсы и минусы каждой формы демократии. Плюсы и достоинства демократии

Элементы политических систем, которые принято считать положительными сторонами демократии:

1. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ограничивает произвол власти. При развитости гражданского общества существуют СМИ, имеющие значительное влияние. Но эти положительные черты зачастую сводятся на нет существованием денежной власти.

2. Имеются институты контроля над деятельностью государства. Это прежде всего всеобщая избирательная система, благодаря которой граждане имеют возможность ограниченно корректировать власть. Функцию контроля выполняет и судебная система, которая должна быть независимой, и в развитых странах в значительной мере является таковой.

3. При демократии поддерживается плюрализм мнений. Репрессии против "несогласных" осуждаются. Это вынуждает власть прислушиваться к мнению различных слоев общества и различных политических сил.

4. При демократии можно митинговать, устраивать шествия, демонстрировать свое мнение. Несогласное меньшинство может быть носителем альтернативных целей и способов их достижения, но при этом не может препятствовать большинству. Когда большинство заводит систему в тупик, тогда оно может прислушаться к голосу меньшинства. Однако обычно общество долго не доверяет инакомыслящим.

5. Демократические политические системы резко ограничивают возможность явной власти личности. Укрепляется власть элитарных групп. Когда народ избирает своих депутатов во властные структуры, то фактически он формирует элиту. Но эта элита может превратиться в авторитарную группу, что фактически и происходит. Кроме того, во главе любой элитарной группы обычно стоит лидер, вождь, мнение которого доминирует при принятии решений. Таким образом, роль личности в истории сохраняется, хотя и в другой форме.

6. Демократия создает определенные возможности для того, чтобы выдвинулись во власть такие представители народа, которые способны направить усилия государства на решение проблем общества. По нашему мнению, демократию следует понимать как политическую систему, способную привести к власти элиту, соответствующую ожиданиям большинства. При этом должна осуществляться обратная связь с населением, а пока "демократия - это дни и часы, когда все члены общества становятся равными друг другу"

7. Выборность дает потенциальную возможность приводить к власти людей, отобранных по психологическим тестам. При наследуемой власти или диктатуре страной управляют случайные психотипы. Однако эти достоинства выборности можно легко сфальсифицировать, что реально и происходит.

Перечисленные политические механизмы, по сути, направлены на достижение компромиссов между вершинами элитами и широкими слоями общества.

Негативные стороны демократии:

1. Ни одна модель демократии не создаст механизма народовластия, когда "вся власть принадлежит народу", т. к. это реально неосуществимо. Народ - многолик, состоит из различных социальных групп, имеющих своих свои специфические интересы. Невозможно и нецелесообразно по каждому вопросу опрашивать миллионы людей, чтобы выяснить мнение большинства. Народ не может совмещать функции исполнительной и управляющей системы одновременно т. к. это нарушает принцип специализации и ухудшает качество управления.

2. Недостатком демократии является то, что мнение большинства не способно выражать и поддерживать нестандартные решения. Гениальная мысль появляется в одной голове. Чтобы ее поддержать, большинство должно, как минимум, понять ее. Чаще всего непонятые гении остаются в гордом одиночестве. Большинство поддерживает банальные, инстинктивные решения, почерпнутые из прошлого опыта.

3. Демократия, по сути, является властью инстинктов. Народные массы в ходе самоорганизации не могут подавить генетически детерминированные инстинкты, например, добровольно создать общество ограниченного потребления. Требование хлеба и зрелищ не обеспечит поступательного движения к ноосфере, сфере разумного, ограниченного потребления. История свидетельствует, что цивилизации часто разрушались бессознательной и грубой толпой.

Глубокий анализ общественного развития предполагает преодоление стереотипов, когда жизнь человечества рассматривается главным образом сквозь призму социально-экономического развития. Обратим внимание и на некоторые фундаментальные факторы.

Нужно учитывать биологическое взаимодействие человека с природной средой и космосом. Это позволяет рассматривать не только проблемы справедливого распределения ресурсов внутри социума, но и проблемы необходимого обмена ресурсами социума со средой обитания. Биосфера и человечество - это целостная система. Исследователь-социолог зачастую не может выйти за пределы социума, поэтому для социологии характерен "взгляд изнутри", хотя для того, чтобы оценить положение общества, траекторию и цель развития, необходим "взгляд со стороны" с учетом того, что внешней средой для человечества является биосфера. Ноосферный подход позволяет увидеть "надсистему", рассматривать разум как атрибут живой материи. Это дает возможность избегать антропоцентризма и предугадывать будущее человечества в составе биосферы.

Известно, что развитие всегда протекает на фоне случайных событий. Но история имеет закономерности(1 На фоне случайных событий трудно выделить тренды, если интервал наблюдения недостаточно длительный. Для расширения периода наблюдения мы отслеживаем эволюцию не только человечества (30 тыс. лет), но и его животных предков (сотни млн. лет), т. к. законы развития живого вещества инвариантны. См. : Попов В. П. Инварианты нелинейного мира, - Пятигорск. Издательство технологический университет, 2005. (holism. narod.ru); Попов В. П. Организация. Тектология XXI, - Пятигорск: Издательство технологический университет, 2007. (holism. narod.ru); Попов В. П., Крайнюченко И. В. Миражи постсовременности. Пятигорск ИНЭУ. 2009. (holism. narod.ru)), по которым можно прогнозировать будущее, а "прогрессивными" можно считать события, которые соответствуют законам развития. История есть следствие поступков людей, а поступки людей детерминируются их психикой(1 Попов В. П., Крайнюченко И. В. Психосфера, - Пятигорск: Издательство РИА - КМВ. 2008. (holism. narod.ru)). В ходе эволюции психика аккумулировала в виде программ поведения наиболее важные законы природы.

Необходимо отказаться от моделей линейного развития. Это позволит избежать многих ошибок прогнозирования, осознать, что Мир развивается волнообразно, циклически, альтернативно. Каждый объект имеет свой индивидуальный жизненный цикл. Наблюдается периодическое ускорение и замедление развития, возрастание и снижение разнообразия элементов биологических и социальных систем. Нелинейность мира не допускает иллюзий относительно "устойчивого, непрерывного развития" общества.

Концепции демократического устройства общества исходят из презумпции изначальной разумности и конструктивности человека. Люди якобы способны договариваться между собой, им не свойственны разрушительные тенденции, они склонны подчиняться правилам, существующим в обществе, поскольку понимают их разумность и необходимость. С таким взглядом на человека связано и отношение демократических систем к насилию - оно допускается лишь как исключительная мера по отношению к меньшинству населения. В современном обществе возникло нечто похожее на религиозную веру во власть народа. Эта вера поддерживается мощнейшими средствами идеологической обработки общественного сознания.

В реалии люди скорее склонны проявлять свою животную основу, унаследованную от далеких предков. Все прошлые политические системы, следуя генетическим программам, мечтали о светлом (райском) будущем, где можно сладко есть, развлекаться, размножаться, властвовать, достигать популярности, славы. За райскую жизнь конкурировали аристократы и народ. И тоталитарные, и демократические режимы ориентированы на завоевание ресурсов, на повышение уровня потребления, рост ВНП.

Демократию зачастую связывают со стремлением к справедливому распределению ресурсов. Но "справедливость" - понятие субъективное. Справедливость - это когда у людей не возникает желания перераспределять ресурсы. Справедливым может быть минимальное, но равное распределение продуктов, например, во время голода в СССР (карточная система). И несправедливым может считаться очень неравномерное распределение доходов при высоком среднем уровне потребления (западный капитализм). Стремление к справедливости у людей неистребимо (в основе лежит генетическая зависть), но реально невыполнимо. Теория справедливого распределения основана на субъективных оценках трудового вклада в общественный продукт. Важно не лишать человека средств существования и не вызывать острого чувства зависти. В таком социуме будет меньше конфликтов. В некоторых случаях достаточно создать иллюзию справедливого общества.

Таким образом, демократия - это всего лишь попытка концептуального оформления базовой проблемы человеческого общежития (увы, нерешенной). А базовой программой людей остается стремление к гедонизму, а не к разумному устройству своей жизни. Аналогом идеи демократии является идея коммунизма, цель иллюзорная, концептуально не оформленная, но манящая.

"По сути, демократия - это всего лишь более или менее свободное соревнование в той или иной степени авторитарных институциональных и не институциональных форм, между которыми иногда оказывается возможным компромисс"(1 См. выступление В. Третьякова. Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта. Материалы совместного круглого стола ИФ РАН, журналов "Полис" и "Политический класс".). В нашу эпоху многие политические устройства претендуют на звание демократий (либеральная, советская, постсоветская, "суверенная", фашистская, ливийская "джамахирия"и др.).

Демократия предполагает участие общества в решении социальных и политических проблем, в управлении общественными делами. Механизмы этого участия могут быть разными (парламентское представительство, самоуправление, советы и т. д.). Но в любых политических моделях, даже самых демократичных, всегда присутствуют авторитарные и традиционные элементы(2 См. выступление Г. Глинчиковой. Там же.).

Оценивая степень реальности демократии, нужно учитывать влияние имущественного расслоения, жесткость денежного механизма, опосредствующего многие аспекты общественных отношений, относительность толерантности, не являющейся помехой для насилия над обществом со стороны государственного аппарата. Наконец, в условиях самой развитой демократии существует "сверхвласть" - правящая элита. Эти люди имеют настолько высокий социальный статус, что фактически не зависят от государственной власти, а также от политической и экономической конъюнктуры, связаны личными знакомствами или родственными отношениями"(1 Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. Мюнхен. 1991.).

Назовем некоторые элементы политических систем, которые принято считать положительными сторонами демократии.

1. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ограничивает произвол власти. При развитости гражданского общества существуют СМИ, имеющие значительное влияние. Но эти положительные черты зачастую сводятся на нет существованием денежной власти(2 Там же.).

2. Имеются институты контроля над деятельностью государства. Это прежде всего всеобщая избирательная система, благодаря которой граждане имеют возможность ограниченно корректировать власть. Функцию контроля выполняет и судебная система, которая должна быть независимой, и в развитых странах в значительной мере является таковой.

3. При демократии поддерживается плюрализм мнений. Репрессии против "несогласных" осуждаются. Это вынуждает власть прислушиваться к мнению различных слоев общества и различных политических сил.

4. При демократии можно митинговать, устраивать шествия, демонстрировать свое мнение. Несогласное меньшинство может быть носителем альтернативных целей и способов их достижения, но при этом не может препятствовать большинству. Когда большинство заводит систему в тупик, тогда оно может прислушаться к голосу меньшинства. Однако обычно общество долго не доверяет инакомыслящим.

5. Демократические политические системы резко ограничивают возможность явной власти личности. Укрепляется власть элитарных групп. Когда народ избирает своих депутатов во властные структуры, то фактически он формирует элиту. Но эта элита может превратиться в авторитарную группу, что фактически и происходит. Кроме того, во главе любой элитарной группы обычно стоит лидер, вождь, мнение которого доминирует при принятии решений. Таким образом, роль личности в истории сохраняется, хотя и в другой форме.

6. Демократия создает определенные возможности для того, чтобы выдвинулись во власть такие представители народа, которые способны направить усилия государства на решение проблем общества. По нашему мнению, демократию следует понимать как политическую систему, способную привести к власти элиту, соответствующую ожиданиям большинства. При этом должна осуществляться обратная связь с населением, а пока "демократия - это дни и часы, когда все члены общества становятся равными друг другу"(1 Ивин А. А. Философия истории. Учебное пособие, - М. : Гардарики. 2000.).

7. Выборность дает потенциальную возможность приводить к власти людей, отобранных по психологическим тестам. При наследуемой власти или диктатуре страной управляют случайные психотипы. Однако эти достоинства выборности можно легко сфальсифицировать, что реально и происходит.

Перечисленные политические механизмы, по сути, направлены на достижение компромиссов между вершинами элитами и широкими слоями общества.

Рассмотрим негативные стороны демократии.

1. Ни одна модель демократии не создаст механизма народовластия, когда "вся власть принадлежит народу", т. к. это реально неосуществимо. Народ - многолик, состоит из различных социальных групп, имеющих своих свои специфические интересы. Невозможно и нецелесообразно по каждому вопросу опрашивать миллионы людей, чтобы выяснить мнение большинства. Народ не может совмещать функции исполнительной и управляющей системы одновременно т. к. это нарушает принцип специализации и ухудшает качество управления.

2. Недостатком демократии является то, что мнение большинства не способно выражать и поддерживать нестандартные решения. Гениальная мысль появляется в одной голове. Чтобы ее поддержать, большинство должно, как минимум, понять ее. Чаще всего непонятые гении остаются в гордом одиночестве. Большинство поддерживает банальные, инстинктивные решения, почерпнутые из прошлого опыта.

3. Демократия, по сути, является властью инстинктов. Народные массы в ходе самоорганизации не могут подавить генетически детерминированные инстинкты, например, добровольно создать общество ограниченного потребления. Требование хлеба и зрелищ не обеспечит поступательного движения к ноосфере, сфере разумного, ограниченного потребления. История свидетельствует, что цивилизации часто разрушались бессознательной и грубой толпой(1 Чернявская А. Г. Психология господства и подчинения: Хрестоматия, (book. Z.ru collection)).

Трудно представить разум толпы. Даже жестокий диктатор, ведущий общество к спасительной цели, совершает благое деяние. А если демократичное общество, единодушно с воодушевлением движется к ложной цели, то оно совершает самоубийство. Если цель движения выбрана неверно, то все единодушные идеалы и красивые лозунги не дадут положительных результатов.

4. Демократическое общество продолжает выдавать "лицензии" на власть людям, обещающим "райскую жизнь". Однако очевидно, что многие потребительские тенденции создают проблемы и препятствия для развития общества.

5. Прошлая история человечества есть процесс приспособления людей к социальной среде, к самим себе. Отношения с природой всегда отступали на задний план, т. к. проблемы с ресурсами разрешались как бы сами собой. В наш век проблемы взаимодействия с биогеосферой выходят на передний план, что должно отразиться и в политике. Технически это можно осуществить через ограничение потребления природных ресурсов. Чтобы убедить в этом народ, потребуется властное влияние элиты.

6. Любой народ стремится повысить уровень потребления, до уровня элиты или хотя бы до уровня среднего американца. Но при нынешних возможностях производства если половина населения Земли станет потреблять как средний американец, то биосфера потеряет репродуктивные способности, что приведет к экологической катастрофе. Демократически избранная элита не сможет исполнить волю народа, не вызвав экологической катастрофы.

7. Демократия и права человека являются благодатной почвой для расцвета терроризма, т. к. ограничивают возможности борьбы с терроризмом, ограничивают права следственных органов. Забота о правах законопослушных граждан расширяет возможности противоправных элементов.

Мы видим, что демократия, наблюдаемая на сравнительно коротком историческом интервале, представляет собой противоречивый набор фактов, на фоне которых трудно выявить тренд развития. Наблюдаемое состояние общества не является продуктом сознательной деятельности вождей, это результат стохастической самоорганизации, свойственный всем молодым биологическим и социальным системам.

Человеческий социум (система) содержит подсистемы, специализированные на осуществлении разных функций. Народ является исполнительной подсистемой, создающий материальные блага и ресурсы. Управляющая подсистема состоит из элиты и вождя, которые ничего не производят, существуют за счет созданных народом ресурсов. Они профессионально осуществляют управление внутренними и внешними процессами. Управляющая подсистема принимает решения и с помощью властных механизмов мотивирует народ на их исполнение. Власть заинтересована в том, чтобы исполнительная подсистема не потеряла возможность производить общественные блага. Поэтому складываются отношения типа "хозяин - лошадь". Хороший хозяин ухаживает за лошадью часто лучше, чем за людьми. Демократия - это политическое устройство, когда мнение и пожелание исполнительной подсистемы различными способами учитывается при принятии решений. Закон эгоизма подсистем привел к тому, что высшие иерархии заботятся о себе больше, чем о подчиненных, но вынуждены поддерживать баланс интересов между исполнительными подразделениями.

Представление о демократии как власти народа является некорректным. Реальная власть всегда у элиты. Всеобщие выборы элиты не лишают ее права принимать решения даже против воли народа. Кроме того, хорошо отработанные технологии фальсификации выборов превращают выборы в спектакль. Сохраняется проблема создания "справедливой", научно аргументированной власти.

В настоящее время наблюдается активизация самоорганизации в "человейнике". Развивается гражданское общество. Координирование межгосударственных отношений осуществляется посредством разнообразных межправительственных посреднических организаций (МПО). Наблюдаемый процесс напоминает начальную фазу формирования нового социума, характеризуемую высокой стохастической активностью, не имеющей явной целевой направленности. Линейное мышление предсказывает, что этот процесс будет усиливаться, может исчезнуть государственное регулирование, его заменит гражданское общество. Однако следует разочаровать линейных прогностиков. Хотя бы и прежде всего для того, чтобы остановить бесконтрольное разрушение среды обитания следует превратить стохастические социальные процессы в управляемые. Развитие событий, скорее всего, приведет популяцию людей к такой организации, когда подсистемы специализированы и консолидированы в достижении общей цели. Такое состояние не предусматривает конфликтов между органами.

Наблюдаемые сегодня процессы не являются аномальными, идет нормальная эволюция на фоне естественных флуктуации. Поэтому выбор дальнейшего пути развития не будет случайным, он детерминируется накопленной в системе памятью. Это означает, что связи будут продолжать укрепляться и не только внутри государства, но и между государствами. Уже сегодня в результате глобализации и экспансии на планете увеличивается количество крупных экономических субъектов (ТНК), возрастает длина горизонтальных и вертикальных связей, усиливается интеграция мировой экономической системы. Происходит движение к управляемому обществу.

На наш взгляд, основная проблема человеческого социума состоит не в перестройке структуры отношений, а в "переформатировании" существующего мировоззрения. Это, скорее всего, и произойдет под давлением надвигающихся кризисов.

Валерий Попов, доктор химических наук, профессор кафедры "Менеджмента" Пятигорского технологического университета; Ирина Крайнюченко, доктор философских наук, профессор кафедры Института экономики и управления (г. Пятигорск)

В современном языке слово «демократия» имеет огромное количество значений. Одно из них связано с происхождением этого термина. Демократия происходит от греческого слова «demokratia», состоящего в свою очередь из двух слов «demos» -- народ и «kratos» -- власть, правление. Всё вместе - «народовластие».

Рассмотрим ещё два варианта трактовки этого понятия:

1) Демократия - форма политической организации общества, государства, основанная на признании народа в качестве источника власти, при которой граждане участвуют в управлении государством, имеют равные права и свободы и правовые гарантии этих прав.

2) Демократия - политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством напрямую или через свободно избранных представителей, обеспечиваются личные, политические и гражданские права граждан, свобода общественных объединений, политический плюрализм, многопартийность, а также свобода СМИ.

Демократия абсолютно противоположна автократии, аристократии и олигархии.

Сущность демократии заключается в следующих, основополагающих чертах:

1) В демократии присутствует политическая свобода, то есть свобода выбора народом общественного строя и формы правления, право граждан определять и изменять конституционный строй.

2) Гарантировано обеспечение защиты прав человека.

3) Одной из главных черт демократии является равноправие граждан -- равенство всех перед законом, все несут равную ответственность за совершенное правонарушение, женщины, мужчины, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений.

4) В демократии избираемые должностные лица соблюдают контроль за решением государственных проблем и задач, направленных на улучшении жизни народа, каждого гражданина страны. Здесь предполагается формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления. Демократия строится на свободных и честных выборах, исключающих применение методов принуждения.

5) Наличие разделения властей -- законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства.

6) Соблюдается правило принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства.

7) Граждане имеют право создавать относительно независимые от государства ассоциаций или организаций, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам. Все эти права и институты, составляющие реальную основу режима демократии, не просто декларируются, а являются реально действующими.

8) Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь наказания по самому широкому кругу политических вопросов, включая критику должностных лиц, социально-экономического строя и идеологии правительства. То есть в демократии приветствуется свобода слова.

9) Признается существование альтернативных источников информации, которые охраняются законом.

Теперь разберемся в функциях демократии, узнаем какие же цели и задачи, она ставит перед собой. Итак, функции демократии:

Организационно-политическая (она заключается самоорганизации народа в качестве источника государственной власти, а так же в наличии организационных связей между субъектами демократии).

Регулятивно-компромиссная (заключается в обеспечение сотрудничества и компромиссов между субъектами демократии).

Общественно-стимулирующая (заключается в обеспечении оптимального служения государства обществу, стимулировании, учете и использовании общественного мнения и активности граждан).

Учредительная (в неё входит формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем).

Контрольная (то есть контроль за всеми звеньями государственного аппарата).

Охранительная (обеспечение государством безопасности каждого человека, охрана и защита его прав и свобод).

Далее нам необходимо рассмотреть разновидности демократии, её деление в зависимости от ряда факторов. Исторически в представлениях о данном политическом режиме преобладали две базовые формы. В зависимости от способа осуществления государственной власти, от ее носителей демократия делится на представительную и непосредственную (прямую).

Прямая демократия представляет собой право граждан самим, непосредственно (лично) осуществлять государственную власть: избирать депутатов в представительные органы, принимать наиболее важные решения путем прямого волеизъявления. Напомню, что такая форма участия доминировала в античных демократиях. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления.

Представительная демократия представляет собой право народа выражать свою волю не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив признание и доверие от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Во всем мире представительная демократия остается главной формой осуществления государственной власти.

В зависимости от равенства прав граждан на участие в управлении государством, от характера этого равенства, демократия делится на:

Политическую (предполагает лишь формальное равенство)

Социальную (основывается на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении государством).

В зависимости от подчинения меньшинства большинству при принятии и осуществлении решений демократия делится на деспотическую (представляет собой абсолютную, ничем и никем не ограниченную власть большинства), тоталитарную (где власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля) и конституционную (ставит власть большинства в определенные рамки, ограничивает ее полномочия и функции с помощью конституции и разделения властей, обеспечивает автономию и свободу меньшинства).

Необходимо также отметить существование элитарной демократии, где власть осуществляется правящей элитой. Её формируют и её же передают властные полномочия.

Что касается моделей демократии, то в настоящее время существует огромное количество её разновидностей. Я бы хотела рассказать лишь про основные, главные на мой взгляд.

Итак, рассмотрим модели демократии, основывающиеся на идеологии:

1. Социалистическая демократия (Для неё характерно классовое господство, ярко выражённый социальный аспект. Она исходит из однородности воли рабочего класса. Власть народа реализуется через советы, которые обладают полной властью над всеми сферами хозяйственной, политической, общественной. Основной особенностью социалистической демократии является полное отрицание частной собственности и всякой автономий личности. Поскольку социалистическая демократия отрицает само понятие оппозиции, то, вполне естественно, система предусматривает однопартийность).

2. Либеральная демократия (Её сущность заключается в приоритете интересов личности и отделении их от государственных интересов. Источником власти признается отдельная личность, права которой защищены и закреплены в конституции. Народ выражает свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. Власть конструируется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые противопоставлены друг другу).

3. Партиципаторная демократия (Для неё характерно возвращение к классическим идеалам демократии, предполагающим активное участие граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни. Идеальное партиципаторное общество характеризуется прямым вовлечением граждан в управление без посредников).

4. Репрезентативная демократия (Здесь воля народа исполняется далеко не по всем вопросам и выражается гражданами как непосредственно на выборах, так и делегируется представительным органам и депутатам, которые формируют общую волю народа, а иногда поступают и вопреки ей. Репрезентативная демократия обычно воплощается в парламентаризме -- системе правления, основанной на разделении властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах).

5. Плюралистическая демократия (Здесь демократия рассматривается как тип организации власти, формирующийся в условиях ее распределения между различными силами. Не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом государств).

6. Консоциальная демократия (Такая модель предполагает, прежде всего, создание коалиционного правительства с участием всех партий, представляющих основные слои общества).

7. Экономическая демократия (Заключается в открытых и состязательных выборах, где политиков можно представить как предпринимателей, стремящихся получить власть, а избирателей - как потребителей, голосующих за ту партию, политическая линия которой лучше всего отражает их предпочтения).

8. Рыночная демократия (Главная задача демократии состоит в применении избирательных стратегий, которые должны связывать кандидата во власть с позициями избирателей. Акт подачи голоса трактуется как своего рода «покупка» или «инвестиция», а избиратели в основном рассматриваются как пассивные «потребители»).

9. Интегральная демократия (Считается, что этот строй должен быть основан на науке)

10. Делиберативная демократия (Модель основывается на убежденности в том, что человек способен перейти от роли клиента к роли гражданина государства, что он склонен к беспартийности, готов к компромиссу и даже к отказу от своих предпочтений, если они компромиссу мешают).

О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ ДЕМОКРАТИИ

Все положительные и отрицательные черты демократии я бы хотела рассмотреть на примере двух основных её разновидностей: прямой и представительной.

Прямая демократия:

Минусы: сюда необходимо отнести такие вещи как сложность принятия согласованных решений, вследствие большого разброса мнений; недостаточная компетентность; эмоциональная неуравновешенность народа; высокая степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных дебатов со стороны профессиональных политиков; высокая стоимость и сложность проведения референдумов; низкий уровень гражданской активности; уклонение избирателей от голосования (абсентеизм).

Плюсы: к ним можно отнести истинность и расширение политического кругозора граждан.

Представительная демократия:

Минусы: отрыв депутатов от народа; возможность коррупции; приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления; отстраненность рядовых депутатов от принятия решений; ослабление демократического контроля снизу.

Плюсы: некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, к тому же могут использовать экспертов для оценок этих решений; присутствует возможность достичь баланса интересов.

Как мы видим, что в прямой, что в представительной демократии отрицательные черты превосходят положительные, доминируют над ними. Это говорит лишь о том, что в настоящее время нет абсолютно идеальной и до конца продуманной модели, которая устраивала бы всех до едина. Необходимо работать и совершенствовать системы государственного устройства и политические режимы.

Но, на мой взгляд, всё равно демократия это наиболее нужный и необходимый политический режим не только для нашей страны, но и для всего мира.

Благодаря ей обеспечивается свобода слова, свобода выбора, равные права всех кандидатов, стремящихся стать представителями власти, разрешается свободная критика власти, в том числе на центральных телеканалах, закон распространяется на всех, от власти до простых граждан. Самое главное это верно, честно и правильно придерживаться этих критериев и законов. Уметь их соблюдать, контролировать и совершенствовать во благо народа.

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию. 1. Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений (Аним. 1 ). В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти. Законодательство многих стран предусматривает и непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения. Референдум , иногда называемый плебисцитом (в дословном переводе - народное решение), представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику Президента Б.Н. Ельцина. Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в декабре 1993 г. посредством референдума был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия). Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума. К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в СМИ . 2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезен-тативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией (Аним. 2 ). Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

К НАЧАЛУ ПУНКТА

Плюсы и минусы каждой формы демократии

    Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

    • на сложность принятия согласованных решений;

      на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;

      на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

      на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

    Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов (Аним. 3 ):

    • отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

      приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

      отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

      возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

      на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов. Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Под телематикой понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но и у нее могут быть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности"), может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших 3 . Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Вокруг этого определения вращается вся современная политика и международные отношения. Многочисленные оппозиционные силы регулярно обвиняют друг друга в недостатке демократичности. Мировые государства, имеющие

другие принципы управления, становятся изгоями. Апогеем всего этого триумфа демократии в конце XX века стала концепция известного американского философа и политолога о конце времени. Согласно этому влиятельному мыслителю современности, после распада передовых государств социалистического лагеря и отхода Китая от ортодоксальных маоистских позиций стало очевидно, что либеральные ценности (а именно они обычно отождествляются с демократией) являются высшей точкой развития человеческой цивилизации. Демократия в современной России, пришедшая на смену старой командно-административной системе, является, по мнению политолога, лучшим тому подтверждением. Дееспособную альтернативу ей не смогли предложить ни монархические, ни фашистские режимы, ни тем более попытки восточных религиозных лидеров в установлении исламского господства.

демократия. Истоки

Рождение этого феномена относят к политическому устройству греческих городов-полисов, правительственные органы которых избирались путем тайного голосования

среди граждан такого города. Органы власти (например, ареопаг, буле, советы архонтов и другие) зачастую избирались на ограниченный срок из признанных дееспособных членов сообщества. Была в античной Греции и интересная процедура, призванная предотвратить узурпацию власти. Когда кто-то из богатых граждан или просто высокопоставленных должностных лиц становился слишком могущественным и угрожал демократическим началам правления, проводилась процедура так называемого остракизма - "черепкования", когда посредством тайного голосования с помощью черепков такой потенциальный тиран мог изгоняться из города на десять лет. С упадком древнегреческой цивилизации многие ее достижения подхватили латиняне, создавшие могущественное Римское государство. Они же развили Именно там родилось близкое к современному а так же, в период республики, разделение И, разумеется, выборность.

Что такое демократия. Новое время

С падением Рима и утверждением варварских народов во всей Европе многие достижения, в том числе и политического характера, были утрачены на тысячелетия. Культ силы военных старейших и их воевод у варваров сменился наследственными привилегиями королевских династий и дворянских родов, которые были потомками той самой военной элиты. Вновь человечество вспомнило о том, что такое демократия, лишь с эпохой Возрождения и мыслителями нового времени: Гоббсом, Локком, Монтескье, Руссо и многими другими. Одним из ключевых моментов в становлении современного мироустройства стала Великая французская революция 1789 года когда впервые был изгнан ранее неприкосновенный в любой стране король, а народ

провозгласил себя высшим носителем власти. Разумеется, никто не зажил припеваючи сразу после этого. Прогрессу еще предстояло бороться с реакцией по всему миру, однако следующие века, девятнадцатый и двадцатый, стали временем постоянного утверждения человеческих и гражданских прав и свобод.

Демократия: плюсы и минусы

Принцип и неприкосновенности человеческой личности окончательно утвердился в современной политической и социальной мысли. Однако, помимо колоссальных достижений, демократия по-прежнему имеет множество критиков, справедливо обращающих внимание на ряд ее недостатков. Главный недостаток такого устройства вытекает уже из достоинства. Всеобщее право на выбор власти, безусловно, является в теории гарантом того, что народ может сам выбирать свой путь развития. Однако следует признать, что не все население страны равно в своей образованности и просто информированности относительно политических течений в целом, экономической ситуации в стране, международных отношений и так далее. В такой ситуации это может означать неправильный выбор со стороны значительного количества граждан.